Рыбальченко: Сколько россиянки смогут родить к 2024 году?
Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по поддержке семьи, материнства и детства, генеральный директор АНО «Институт научно-общественной экспертизы», эксперт Центра ПРИСП Сергей Рыбальченко представляет концепцию доклада, озвученного им недавно на рабочей группе Госсовета по нацпроекту «Демография». Эксперт выделяет основные проблемы российской демографической политики и приходит к выводу, что нынешние уровень и структура расходов на поддержку семей с детьми не соответствуют ожидаемым целям роста рождаемости и устойчивого прироста численности населения.
Прирастет ли естественно население России к 2024 году?
Первая и ключевая цель национального развития, определенная Президентом России в майском указе №204 – обеспечение устойчивого естественного роста численности населения страны.
Рыбальченко: Сколько россиянки смогут родить к 2024 году? То, что эта цель имеет максимальный приоритет, президент подтвердил в послании Федеральному Собранию от 22 февраля 2019 года. Тогда Владимир Путин заявил: «Мы смогли переломить негативные демографические тенденции в начале 2000-х годов, тогда казалось, что это вообще сделать невозможно. Но мы это сделали, и убеждён, что вновь способны это сделать: на рубеже 2023–2024 годов добиться возобновления естественного прироста населения».
Цель амбициозная, учитывая то, что естественный прирост в современной истории России наблюдался лишь в период с 2013 по 2015 годы. И это был прямой результат мер демографической политики, реализуемых с 2007 года. Он был достигнут уже в период вступления России в так называемую «демографическую яму», связанную с низкой рождаемостью в 1990 годы и соответственно со снижением с 2010 года общей численности контингента женщин в так называемом активном репродуктивном возрасте, на который в разные годы приходилось более 50-60% всех рождений.
После 2015 года естественный прирост сменился убылью, то есть превышением численности умерших над численностью рождений, а в 2017-2018 годах убыль приобрела обвальный характер. За два года она превысила 354 тысячи человек, что сравнимо с численностью населения крупного города, такого как Вологда или Череповец.
При этом падают не только абсолютные показатели рождаемости, но и интегральные. Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) снизился с 2016 года, когда он составлял 1,76 до 1,56 (неофициальный прогноз) в 2018 году. Причем падение наблюдается по всем рождениям, независимо от очередности.
Новый комплекс мер поддержки семей с детьми, который был принят в начале 2018 года, был направлен в основном на поддержку первых и вторых рождений, но, судя по результатам, кардинально не улучшил ситуацию. Поскольку в январе 2019 года Росстат зафиксировал падение численности рождений еще на 11% по сравнению с данными за январь 2018 года. Тенденция падения рождаемости в 2018 году наблюдалась практически по всем субъектам РФ.
Возможно ли обеспечение устойчивого естественного прироста численности населения страны в период до 2024 года?
Расчёты, выполненные АНО «Институт научно-общественной экспертизы» показывают, что возвращение к естественному приросту населения в стране возможно в ближайшие 3-4 года при целевых ориентирах по ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) 78 лет и суммарному коэффициенту рождаемости (СКР) 1,95-2,05 детей на женщину к 2024 году.
ОПЖ в 78 лет определена в майском указе. Но установленный в том же указе в качестве целевого ориентира СКР 1,7 детей на женщину не обеспечит выход на устойчивый естественный прирост на горизонте планирования 2024. Конечно, если ориентироваться на показатели ожидаемой продолжительности жизни 79+, то такая возможность есть, но и ОПЖ 78 лет к 2024 году цель почти запредельная. И уже очевидно, что труднодостижимая в рамках действующей системы управления охраной здоровья населения.
Вывод: для обеспечения устойчивого естественного прироста в период до 2024 года необходимо ориентироваться на СКР 1,95 – 2,05 к 2024 году и на возвращение к уровню СКР=1,7 в более ранние сроки к 2020-2021 гг.
Такая политика не означает пересмотра принятых решений. Так, достижение СКР=1,95 в 2025 году предусмотрено в Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351). В Указе Президента РФ №606 от 07.05.2012 г. «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» предусмотрено повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753. И этот уровень был превзойден уже в 2014 году, когда СКР составил 1,77. Только в 2017 году он снизился до уровня 1,62. Но планируемый рост за 6 лет СКР на уровне 1,6-1,7 означает не просто стагнацию, а намеренное ослабление уровня репродуктивного потенциала страны в настоящем и в будущих поколениях, формирование новой «демографической ямы» к 2040-2050 годам. Поскольку даже по данным Выборочного исследования репродуктивных планов населения Росстата в 2017 году желаемое число детей у женщин составило 2,17, а ожидаемое - 1,89.
Возможно ли достижение СКР 1,95-2,05 к 2024 году. Для прорыва нужны прорывные решения.
В настоящее время на обеспечение устойчивого естественного прироста численности населения страны в период до 2024 года направлены национальные проекты «Демография» и «Здравоохранение». При этом меры поддержки семей с детьми, направленные на повышение рождаемости, сконцентрированы в двух федеральных проектах национального проекта «Демография»: ФП «Финансовая поддержка семей при рождении детей» и «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет».
Объемы финансирования по двум проектам - значительные на фоне остальных проектов, как и в целом национального проекта «Демография» при сопоставлении с другими нацпроектами. На период 2019-2024 годы запланирован объем инвестиций в размере 2852 млрд руб., в том числе из федерального бюджета 2737 млрд. руб. Среднегодовой объем инвестиций составит 456,1 млрд руб, а в 2019 году – 481,2 млрд руб., что соответствует 0,46% ВВП (прогноз Минэкономразвития ВВП на 2019 год – 106 154 млрд. руб.). Объем инвестиций с учетом других программ находится на уровне текущего объема поддержки семей и детей из федерального бюджета – 0,5-0,65 ВВП (так называемого «семейно-детского бюджета», который рассчитывает ежегодно Государственная Дума РФ). Сколько добавляют регионы до настоящего времени Минфин РФ не считает, но по самым оптимистичным экспертным оценкам общий объем инвестиций в семейно-детскую политику не превышает 1% ВВП.
Такой уровень инвестиций не соответствует ранее принятым решениям и международным многолетним практикам. В Указе Президента РФ от 14.05.1996 № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» — на выплату семейных пособий должно направляться не менее 2,2% ВВП, в странах Северной Европы с успешной демографической политикой на поддержку семей с детьми (налоговые вычеты, пособия и услуги) направляется не менее 3-4% ВВП, во Франции – 5-6% ВВП.
Анализ структуры расходов показывает, что примерно 90% расходов финансовой поддержки семей направлены на поддержку рождения первого и второго ребенка, из которых 85% составляют средства программы материнского (семейного) капитала (далее – МСК). Доля поддержки рождения третьего ребенка и последующих детей, которые вносят существенный вклад в повышение рождаемости, не превышает 10%, в то время как в странах с успешной демографической политикой на поддержку семей с тремя и более детьми приходится 40-50% всех расходов на семейную политику (во Франции – 46% от всех расходов на семейную политику). Очевидно, что при нынешнем состоянии региональных бюджетов только обеспеченные регионы могут позволить самостоятельное финансирование дополнительного комплекса мер поддержки многодетных семей на таком уровне.
Для демографического прорыва и возвращения устойчивого естественного прироста населения необходимо увеличение объемов инвестиций и изменение их структуры с ориентацией на поддержку рождения третьего ребенка и многодетных семей.
Такая стратегия в семейной политике крайне важна сейчас, несмотря на то, что снижение абсолютных и относительных (СКР) показателей рождаемости с 2014 года наблюдается по первым детям. Это не означает отказа от мер поддержки молодых семей, они как раз нужны, но приоритет должен быть отдан многодетным семьям по следующим причинам:
1. Демографические потери в рождении первых детей связаны не с отказом от рождения детей вообще, а с тайминговым сдвигом – откладыванием браков среди молодых пар и рождения первого ребенка на более поздние сроки. Это не означает, что в ближайшие годы при благоприятных условиях эти дети не появятся, наоборот, вероятность будет расти с каждым годом. Напротив, вероятность рождения третьего и последующих детей в семье будет снижаться с каждым годом при отсутствии новых мер поддержки, поскольку в период 30-39 лет снижаются и репродуктивные возможности женщин.
2. Сейчас численность контингента женщин в возрасте 32 года (средний возраст женщины при рождении третьего ребенка) находится по данным Росстата на историческом максимуме 128,6 тысяч человек и в 1,65 раза превышает численность женщин в возрасте 25 лет (средний возраст женщин при рождении первого ребенка). Численность женщин в этом возрасте будет падать в течение 12-13 лет до минимума. Следовательно, для появления большего числа третьих и последующих детей сейчас существует «демографическое окно» возможностей, которое с каждым годом будет уменьшаться.
3. Поддержка многодетных семей оказывает стимулирующий эффект не только на появление третьего ребенка, но и на рождение первых и вторых детей, поскольку значительная часть тех, кто рожает первого думает о последующих. Об этом свидетельствуют исследования Росстата и АНО «ИНОЭ».
Может ли поддержка рождения третьего и последующих детей обеспечить рост СКР до уровня 1,95 – 2,05. На рост СКР в России с 2011 года, когда он составлял 1,58 (что соответствует нынешнему уровню) и практически перестал расти, оказала влияние поддержка рождения третьих и последующих детей и многодетных семей (бесплатные земельные участки, региональный материнский капитал, ежемесячные выплаты до 3 лет). Такая поддержка позволила повысить СКР за 2011-2015 годы с 1,58 до 1,77 и обеспечить естественный прирост населения в 2013-2015 гг.
Результативность поддержки многодетных семей подтверждает опыт регионов, в частности Сахалинской области, где за счет весомого комплекса дополнительных мер поддержки семей с детьми, прежде всего многодетных семей с 2011 по 2016 годы СКР увеличился с 1,56 (ниже общероссийского уровня, который в 2011 году составлял 1,58, а сейчас 1,56) до 2,16 (уровень воспроизводства населения). При этом число многодетных семей выросло более чем в 2 раза. По сравнению с Францией, где рост СКР с 1,6 до 2,07 был достигнут с 1994 по 2010 годы, в Сахалинской области это удалось сделать в 3 раза быстрее, следовательно, репродуктивный потенциал регионов России не реализуется в полной мере.
Расчеты АНО «ИНОЭ» по данным информации Правительства Сахалинской области на 2016 год показывают, что если меры поддержки семей с детьми в Сахалинской области были перенесены на федеральный уровень, то их объем составил примерно 1,4% ВВП. Таким образом совокупно с объемом инвестиций из федерального бюджета 0,5-0,6% ВВП ориентир для семейной политики обеспечивающей возвращение естественного прироста является 2% ВВП.
Взяв за основу комплекс мер Сахалинской области, новый комплекс мер поддержки многодетных семей нужно реализовать в рамках отдельного федерального проекта национального проекта «Демография» с условным названием «Многодетная страна». С учетом структуры расходов на поддержку семей с детьми объем финансирования данного федерального проекта на первом этапе должен составить не менее 400-450 млрд. руб. в год.
Нынешние уровень и структура расходов на поддержку семей с детьми не соответствует ожидаемым целям роста рождаемости и устойчивого прироста численности населения, а, ориентируясь только на рост ожидаемой продолжительности жизни и замещение низкой рождаемости миграцией, стареющая вымирающая страна потеряет национальную идентичность уже в ближайшем будущем.