Паттерны семьи и рождаемости в России меняются. Связь между замужеством и появлением ребенка слабеет. Зачатий до свадьбы все больше, а с самим торжеством часто не спешат. Так или иначе, женщины предпочитают рожать в официальном союзе, выяснили демографы ВШЭ на данных более чем за полвека. Доклад состоится на ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
В традиционных моделях брака и рождаемости зачатие происходило после свадьбы, теперь — нередко до нее. Молодые люди женятся, уже зная, что скоро станут родителями. Тренд к изменению последовательности событий сложился за последние полвека. Прежде сильная связь между супружеством и зачатием стала слабее. Часть пар считают, что для семейного благополучия не обязателен штамп в паспорте, и их дети рождаются в партнерстве (сожительстве). Но доля таких случаев — менее трети. Для родительства брак остается основной формой союза.
Исследование Елены Чуриловой, Евгения Андреева и Айвы Ясилиониене опирается на данные Росстата — переписи и микропереписи населения (2002, 2010 и 1994, 2015 года соответственно), а также на результаты национальных опросов. Под когортами подразумеваются брачные: важно десятилетие, в котором был заключен союз.
Брак поколеблен, но не слишком
В СССР семья означала зарегистрированный союз. Признанной альтернативы ему не было. Сожительства обычно лишь предваряли браки, но не заменяли их, то есть не были самостоятельным институтом (причем эта ситуация сохраняется до сих пор).
Популярность супружества объяснялась не столько консерватизмом людей. Уже в позднесоветские времена к неофициальным бракам относились вполне терпимо. Но регистрация союза была целесообразнее. Дело было в ее экономических и социальных дивидендах. Официальный брак давал право на совместное проживание и помогал улучшить материальное положение.
Часть свадеб были вынужденными — например, заключались вдогонку «случайной» беременности, совершались «ради приличий». Надежных средств контрацепции не хватало, происходили незапланированные зачатия. Но нормой было деторождение в браке.
Сегодня жесткой нормативности по поводу семьи нет. Отношения либерализовались, сожительства и внебрачные рождения не осуждаются. Да и часть экономических преимуществ официального союза исчезли. В итоге последовательность событий «брак и зачатие» часто звучит наоборот.
Со свадьбой можно не спешить
Елена Чурилова, Евгений Андреев и Айва Ясилиониене указывают: «Средний интервал между вступлением в брак и первым рождением сократился с 12,5 месяцев в брачной когорте 1960 года до 8,3 месяцев в брачной когорте 2011 года».
В пересчете на период вынашивания ребенка (девять месяцев) разница в 4,2 месяца выглядит как довольно существенная.
В то же время, супружество остается главным паттерном брачности, если планируются дети. Не случайно доля первенцев, зачатых до брака, с 1981 года меняется не столь значительно. Тогда их было 46%, а спустя 30 лет, в 2011 году — 49%.
Очень разные советские невесты
Анализ частоты рождений с учетом продолжительности брака показал, что у женщин, вышедших замуж в 1960-е годы, пик первых родов приходился на девятый месяц супружества (рис. 1). У этой когорты первенцы появлялись на девятом месяце после свадьбы более чем вдвое чаще, чем на любом другом месяце за два первых года брака.
Этот тренд сохранялся до 1987 года. Среди молодоженов 1988-1991 годов «график» первых рождений имеет уже два пика. Это пятый и девятый месяцы брака.
В группе 2000 и 2011 годов максимум появления первенцев соответствует пяти месяцам брака. Пик один, но, если сравнивать с кривыми других поколений, он даже несколько смещается влево, к четырем месяцам.
Рисунок 1. Относительная частота первых рождений среди женщин, вступивших в брак в возрасте до 35 лет, по брачной когорте и длительности брака.*
Полвека эмансипации рождений
Частота первых рождений в первые пять месяцев брака постоянно росла от более ранних когорт к более поздним (левая панель рис. 2, красная кривая).
По данным исследователей, частота появления первенцев на 6-11 месяце супружества продолжала увеличиваться примерно до 1978 года. Затем пошло снижение, потом — стабилизация на уровне значительно ниже того, что был в 1960-х годах.
Похожие изменения есть и в графиках первых рождений при длительности брака 12-17 и 18-23 месяцев. Явное снижение началось после когорт 1975 и 1969 годов соответственно. Затем уровень стабилизировался.
Частота добрачных зачатий за полвека выросла в 2,6 раза (рис. 2, правая панель), а частота зачатий в браке — уменьшилась в 2,7 раза. Это произошло прежде всего в когортах, начиная со второй половины 1970-х. В результате средний интервал между свадьбой и появлением первенца сократился на 4,2 месяца.
Рисунок 2. Относительная частота первых рождений (в течение первых двух лет брака) у женщин по когортам и длительности брака; по когортам и брачному/внебрачному зачатию.*
Внебрачные дети
По оценкам авторов, 11% невест 1960 года были беременны в среднем 3,3 месяца к моменту свадьбы. В когорте 2011 года доля новобрачных в положении составляла уже 29%. А средняя продолжительность беременности в замужестве — 4,7 месяца.
Рост частоты появления первенцев, зачатых до женитьбы родителей, позволяет предположить, что внебрачные рождения также стали более распространены.
С конца 1960-х годов в течение 20 лет доля внебрачных родов стабилизировалась на уровне около 11%. Далее до конца 1990-х доля внебрачных первенцев возрастала. В 1999-2009 годах она оставалась на уровне примерно 30%. После 2009 года она начала снижаться. Официальное супружество сохраняет лидерство среди паттернов совместной жизни.
* Источник: доклад Е. Чуриловой, Е. Андреева и А. Ясилиониене
Авторы исследования:
Елена ЧУРИЛОВА, научный сотрудник Международной лаборатории исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ
Евгений АНДРЕЕВ, заведующий Международной лабораторией исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ
Айва ЯСИЛИОНИЕНЕ, сотрудница Института демографических исследований общества Макса Планка (Росток, Германия)
Автор текста: Ольга Вадимовна СОБОЛЕВСКАЯ, IQ, 1 апреля 2019 года