Преступность в России, 2018
| | Общее число зарегистрированных преступлений и потерпевших от них продолжало снижаться в 2018 году
|
| Число преступлений против личности снизилось на 3,9%, против собственности – на 4,1%
|
| Число убийств и покушений на убийство продолжает снижаться, опустившись в 2018 году до 5,8 на 100 тысяч человек
|
| Число погибших в ДТП сократилось в 2018 году на 5,2%, число раненых – на 0,8%
|
| В 2018 году выявлено более 931 тысячи человек, совершивших преступления
|
| К различным видам наказания в 2018 году осуждено 686 тысяч человек, в местах лишения свободы содержалось 563 тысячи человек
|
| Вся статья (в формате PDF)
|
| См. также Архив выпусков Российского демографического барометра
|
Для цитирования: Щербакова Е.М.
Преступность в России, 2018 //Демоскоп Weekly. 2019. № 809-810.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2019/0809/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Преступность
в России, 2018
|
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
Число погибших в ДТП сократилось в 2018 году на 5,2%,
число раненых - на 0,8%
Несмотря на тенденцию к снижению, значительное число
дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших в них людей
остается одной из серьезных социально-экономических проблем России.
Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП[6]
резко возросло во второй половине 1980-х годов, увеличившись со
166 тысяч человек в 1980 году до 252 тысяч в 1992 году, а затем,
после снижения в 1992-1997 годах, – почти до 326 тысяч человек в
2007 году. В 2008-2010 годах оно довольно существенно снизилось
– до 277 тысяч человек в 2010 году, но в 2011-2012 годы вновь несколько
увеличилось. С 2013 года число пострадавших в ДТП устойчиво снижается,
опустившись в 2017 году до 234,5 тысячи человек, что на 2,9% меньше,
чем в 2016 году, и на 28% меньше, чем в 2007 году. По предварительным
данным за 2018 год, число пострадавших в ДТП снизилось еще на 1,1%,
составив 231,8 тысячи человек.
В 2007 году, на который пришлось наибольшее число пострадавших
в происшествиях с транспортными средствами, число зарегистрированных
ДТП возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году
(157,6 тысячи). Начиная с 2008 года, оно довольно быстро сокращается
(за исключением 2011-2013 годов), снизившись до 167,2 тысячи ДТП
в 2018 году, что на 28,5% меньше, чем в 2007 году, и на 1,3% меньше,
чем в 2017 году.
В связи с массовой автомобилизацией населения устойчиво
растет доля ДТП, произошедших по вине водителей-владельцев индивидуальных
транспортных средств: в 1995 году она составляла 52%, в 2000 году
возросла до 59%, в 2005 году – до 67%, а в последние годы превышает
75% (76% в 2016-2017 годы).
В последние годы вновь несколько возросла доля ДТП,
произошедших по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных
средств, находившихся в состоянии алкогольного опьянения: в 2017
году она составила 8,6% от общего числа ДТП против 5,6% в 2010 году.
Наиболее частыми ДТП являются столкновения (41,7% в
2017 году), менее частыми – наезды на пешеходов (30,6%), опрокидывания
транспортного средства (7,4%) или наезд на препятствие (6,4%).
Число погибших в ДТП быстро росло во второй половине
1980-х – начале 1990-х годов, увеличившись с 22,7 тысячи человек
в 1985 году до 37,5 тысячи человек в 1991 году и 37,1 тысячи человек
в 1993 году. После непродолжительного снижения - до 27,7 тысячи
человек в 1997 году, - оно вновь стало расти, увеличившись до 35,6
тысячи в 2003 году (рис. 9). Всего за 2003 год от всех видов транспортных
травм, по данным учета умерших по причинам смерти, умерло 43,4 тысячи
человек (30 на 100 тысяч человек). Начиная с 2004 года, число погибших
в ДТП стало сокращаться, исключение составил 2007 год. Число раненых
продолжало расти до 2007 года, когда оно достигло 292,2 тысячи человек,
а с 2008 года также наметилась тенденция снижения. В 2011-2012 годах
вновь отмечался рост числа пострадавших в ДТП, особенно раненых
в ДТП, который в 2013-2014 годах сменился умеренным, а в 2015-2017
годах более быстрым сокращением.
По данным ГИБДД России, число погибших на автомобильных
дорогах и улицах составило в 2018 году 18,1 тысячи человек (-5,2%
по сравнению с 2017 годом), а число раненых в дорожно-транспортных
происшествиях – 213,7 тысячи человек (-0,8%).
По данным оперативного учета умерших по причинам смерти
(без учета окончательных медицинских свидетельств о смерти), от
всех видов транспортных несчастных случаев в России за январь-декабрь
2018 года умерли 18,8 тысячи человек (-5,3% по сравнению с аналогичными
данными за январь-декабрь 2017 года), в том числе в результате ДТП
– 14,2 тысячи человек (-3,8%).
Рисунок 9. Численность пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях,
1980, 1985, 1990-2018 годы, тысяч человек
* 2015-2017 годы - по вине водителей транспортных
средств, находящихся в собственности физических лиц
Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число
самих ДТП, в которых были пострадавшие. Это означает, что тяжесть
(«летальность») дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась
(рис. 10). Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в
расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001
годах и 133 в 2010 году. В 2011 году оно возросло до 140, а затем
снижение возобновилось, с небольшими отклонениями от тренда в 2014
году, - до 108 на 1000 ДТП в 2018 году.
Вместе с тем до 2013 года устойчиво, за исключением
2008 года, возрастало число раненых в происшествиях на дорогах и
улицах. В расчете на 1000 зарегистрированных ДТП оно увеличилось
с 1099 в 1995 году до 1270 в 2012 году. В дальнейшем оно понемногу
снижалось, опустившись до 1257 на 1000 ДТП в 2015 году, но затем
вновь стало расти, увеличившись до 1278 на 1000 ДТП в 2018 году.
В целом пока можно говорить об определенной стабилизации показателя
на уровне до 1280 раненных на 1000 ДТП.
Снижение «летальности» ДТП и стабилизация числа раненных
в ДТП в определенной степени связана с обновлением и изменением
парка автомобилей, среди которых возрастает доля более безопасных
современных машин. Немалую роль играет и улучшение дорожной инфраструктуры.
Однако в целом по России доля ДТП, совершению которых сопутствовали
неудовлетворительные условия содержания улично-дорожной сети, высока
и в последние годы она быстро увеличивалась, составив 40% в 2017
году и 41% в 2016 году против 21% в 2010-2012 годах.
Рисунок 10. Число погибших и раненых на 1000
дорожно-транспортных происшествиях, 1995, 2000-2018 годы
Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий
и пострадавших в них заметно различается по регионам России.
В 2017 году число зарегистрированных ДТП в расчете на
100 тысяч человек постоянного населения составило в целом по стране
115, варьируясь от 20 в Чеченской Республике до 189 в Новгородской
области (рис. 11). Еще в 2 регионах оно превышало 180 ДТП на 100
тысяч человек - в Тюменской области без автономных округов (187)
и в Магаданской области (186). Еще в 4 регионах распространенность
ДТП составляла от 170 до 175 на 100 тысяч человек (в Республике
Калмыкии, Владимирской и Псковской областях и в Камчатском крае).
Только в 13 регионах-субъектах федерации она не достигала 100 на
100 тысяч человек. Помимо Чечни, в эту группу входят республики
Ингушетия, Дагестан и Кабардино-Балкария, Чукотский, Ненецкий и
Ямало-Ненецкий автономные округа, Свердловская, Томская, Белгородская,
Московская и Новосибирская области, город Москва.
Однако при низком относительном числе зарегистрированных
ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах,
где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших
в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в
2017 году от 41 в Санкт-Петербурге до 405 в Чеченской Республике.
Несколько ниже соотношение числа погибших и дорожно-транспортных
происшествий в республиках Ингушетия (352), Дагестан (235), Кабардино-Балкария
(200). В остальных регионах оно не достигало 185 погибших на 1000
ДТП с пострадавшими. В половине регионов-субъектов федерации это
соотношение в 2017 году было ниже 117 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими,
варьируясь в центральной половине регионов от 96 до 138 погибших
на 1000 ДТП.
Рисунок 11. Число дорожно-транспортных происшествий
и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской
Федерации, 2017 год
Список регионов
[6] Дорожно-транспортное происшествие
(ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного
средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди,
повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен
иной материальный ущерб. В статистический показатель, характеризующий
ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых погибли или
были ранены люди.
Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия,
либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток,
в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 19.11.2008 года № 859 «О внесении изменений в Правила учета ДТП»
(до 2009 г. - в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте
ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок
не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
|