L'Espresso (Италия): «Я ощущаю себя отчасти мужчиной и отчасти женщиной», - так говорят четверо итальянцев из десяти
По данным исследования компании «Кооп», 40% итальянцев не определились со своей сексуальной идентичностью. Это каждый второй представитель поколения миллениалов. Лишь 61% населения в полной мере отождествляет себя со своим доминирующим полом, у остальных же мнение в этом вопросе остается намного более расплывчатым. Формирующаяся категория «агендеров» состоит по большей части из молодых мужчин.
«Я ощущаю себя мужчиной и отчасти немного женщиной», — говорят четверо итальянцев из десяти.
Гендерная самоидентификация в Италии стала настолько зыбкой, что лишь 61% населения в полной мере отождествляет себя со своим доминирующим полом и заявляет, что не имеет никаких сомнений на этот счет. У остальных же мнение в этом вопросе остается намного более расплывчатым: 36% говорят, что не определились с идентичностью, что у них вообще нет гендера (один из десяти), в то время как 3% заявляют о противоположной идентичности, то есть признаются в своей гомосексуальности.
Опрос о сексуальной идентичности итальянцев под названием «Итальянцы и секс» проводился исследовательским центром «Итальяни.кооп» (Italiani.coop) Национальной Ассоциации кооперативов потребителей, изучающим и анализирующим социально-экономические перемены, происходящие с итальянцами.
Доклад был реализован на основе результатов исследования «Стили Италии» (Stili d'Italia), проведенного в период с мая по июнь 2018 года по методике КАВИ (CAWI), среди семи тысяч человек от 18 до 65 лет. «Секс для итальянцев больше не является табу, это доказывает тот факт, что опрошенные люди свободно рассказывали о себе, открыто заявляли о своих сексуальных пристрастиях и гендерной идентификации», — рассказывает Альбино Руссо (Albino Russo), директор центра «Итальяни.кооп», подтверждающий, что «статистическая погрешность этого исследования весьма низка, и полученный результат отражает очень четкую картину наметившихся в обществе тенденций».
Формирующаяся категория «агендеров» состоит по большей части из молодых мужчин: 22% молодых людей в возрасте до 35 определяют себя именно так: «Именно среди молодых людей распространена тенденция к менее выраженной сексуальной идентификации, и одной из причин тому является, очевидно, более свободное отношение к вопросам гендера в культуре по сравнению с социальными ограничениями, определявшими мировоззрение представителей более старших поколений. Большее количество представителей именно мужского пола объясняется, возможно, трудностями, с которыми они сталкиваются, идентифицируя себя как мужчин», — объясняет Руссо.
Молодые люди не только отождествляют себя с «агендерами», они проявляют также меньшую сексуальную активность. Каждый четвертый итальянец признается в том, что ведет активную и удовлетворяющую его сексуальную жизнь, при этом 17% миллениалов, то есть молодых людей до 35 лет, заявляют, что не вступают в сексуальные отношения и совершенно ими не интересуются.
«Даже среди представителей поколения бэби-бумеров (их возраст колеблется в промежутке между 56 и 65 годами) есть 28% аскетов, однако здесь с гораздо большей вероятностью ключевую роль играет гормональная и биологическая составляющая, снижающая сексуальные стимулы», в то время как среди молодежи причина может быть связана с отсутствием финансовой независимости и обусловленностью жизни в семье: «Безработица среди молодежи не упрощает задачу расставания с семейным гнездышком, что снижает шансы на активную сексуальную жизнь», — объясняет Руссо, ссылаясь на печальное лидерство Италии, где 26% молодых людей в возрасте менее 34 лет нигде не работают и не учатся — против среднего показателя по Европе в 15%. Однако не следует исключать, что за воздержанием не скрывается в том числе и «определенная форма смятения, неловкости или страха перед сексом, тем более, что само исследование подтверждает четкие и очевидные перемены по сравнению с клише прошлого, которые, безусловно, были строгими, но весьма простыми и внятными».
Экономический статус непосредственно влияет на восприятие собственной сексуальной активности. В самом деле, 71% людей, обладающих семейным доходом выше 90 тысяч евро, удовлетворены своей сексуальной жизнью, в то время как лишь 58% из числа людей, зарабатывающих менее 30 тысяч евро в год, оценивают ее так же. Возможно, счастье за деньги не купишь, но создается впечатление, что в постели они помогают. «Вероятно, потому что секс помогает справиться с беспокойством, что подтверждает корреляция ненасыщенной половой жизни и теми, кто страдает от стресса, тревожности, бессонницы и депрессии. И наоборот, люди, реже испытывающие беспокойство, оценивают свою сексуальную жизнь как более удовлетворительную», пусть и неясно, что здесь является причиной, а что следствием: чем чаще человек занимается сексом, тем он счастливее, или счастье человека улучшает качество сексуальной жизни? Вопрос остается без ответа.
Не воодушевляет и распространенная среди мужчин тенденция к изменам в отношении женщин. Если в общем и целом каждый шестой итальянец изменяет своей партнерше, то женщины изменяют вдвое реже мужчин: мужчины, изменяющие женщинам, составляют 27%, а женщины, изменяющие мужчинам, — всего лишь 10%. Но это еще не все: «серийные изменники» (мужчины) составляют 5%, а у женщин этот показатель равен 2%. То же самое относится и к так называемым закрытым клубам: их посещают 16% мужчин, в то время как из женщин в таких заведениях бывают лишь 7%.
В этом отношении представители поколения миллениалов оказываются менее верными по сравнению со своими родителями (среди тех, кому менее 35 лет, своему партнеру изменяет каждый пятый, а среди бэби-бумеров — каждый шестой).
«Если сопоставить процентное соотношение тех, кто заявляет о том, что ведет удовлетворительную жизнь, с теми, кто покупает сексуальные игрушки, выяснится, что те, кто их покупают и отличаются более раскованным и игривым отношением к сексу, ведут также более размеренную сексуальную жизнь», — рассказывает Руссо, отмечающий, что и в этом случае речь идет об очередном масштабном табу, которое сходит на нет: «Вплоть до 15 лет назад секс-шопы были маргинальными заведениями, часто затаившимися в самых сомнительных местах. Сегодня же подобные магазины находятся на центральных улицах, а продающиеся там товары стали частью повседневной жизни людей».
Огромный вклад в либерализацию сексуальной тематики безусловно внес интернет и цифровые технологии. В то же время социальные сети стали средством для знакомства с новыми людьми, особенно для мужчин: 47% представителей мужского пола заявляют, что переписываются с незнакомыми людьми, по меньшей мере, один раз в месяц; среди женщин это 29%. Далее существует феномен «Тиндера», самой известной социальной сети для знакомств, которой пользуется 8% мужчин и 4% женщин. Чаще всего к ней прибегают представители миллениалов: среди них им пользуются или пользовались в прошлом 20%.
Наконец, около половины итальянцев знают, что означают сокращения ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры), БДСМ (бондаж и садо-мазохизм) и слово «полиаморы». «Их мало кто знает, но каждый 20-й итальянец посещает подобные сообщества, а тех, кто испытывает к ним определенное любопытство или чьи друзья принадлежат к этим группам, больше, чем тех, кто испытывают к ним отвращение. Это означает, что толерантных людей больше, чем ненавистников, а значит итальянцев не пугает эта реальность», — продолжает директор центра «Итальяни.кооп», отмечая, что, напротив, в Италии при этом «существует большее недоверие к иностранцам, чем к гей-сообществу».
В целом, если представить себе, что 10% итальянцев заявляют о своей «агендерности», а половина таковых являются активистами какого-либо сексуального сообщества, то «можно понять, что сексуальная идентичность становится все более зыбкой и что мы движемся ко все более откровенной гибридизации. Это доказывает тот факт, что 50% миллениалов не имеют четких половых характеристик. Это мажоритарный феномен, с которым нам придется сталкиваться в будущем все чаще».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Глория РИВА (Gloria Riva) L'Espresso, Италия. 6 марта 2019 года
ИноСМИ.RU. 8 марта 2019 года