Правительство опубликовало параметры нацпроектов. Главное
Правительство опубликовало параметры национальных проектов, расходы на которые составят 25,7 трлн руб. в течение шести лет. Главное из отчета правительства — в обзоре РБК
Что правительство рассказало о нацпроектах
Правительство опубликовало основные параметры национальных проектов, которые предстоит выполнить в ближайшие шесть лет. Власти впервые раскрыли показатели проектов в консолидированном виде — до этого они были разрозненными, а объемы финансирования конкретных проектов время от времени менялись.
Нацпроекты, которые должны обеспечить выполнение целей из майского указа президента Владимира Путина, разработаны по 12 направлениям: демография, здравоохранение, образование, наука, культура, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт. Тринадцатым нацпроектом считается комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Кураторами проектов стали профильные вице-премьеры, руководителями — федеральные министры, которые несут персональную ответственность за исполнение, а администраторами — заместители министров.
Все программы уже начали выполняться: некоторые — с 1 января 2019 года, другие — еще с октября—декабря прошлого года (сроки исполнения истекают 31 декабря 2024 года).
Цели майского указа и нацпроектов в основном выражены в цифрах, однако некоторые сформулированы более абстрактно, например «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей».
Это не все данные о нацпроектах — правительство еще должно опубликовать их паспорта.
Обсуждать нацпроекты власти будут на Российском инвестиционном форуме, который пройдет в Сочи 14–15 февраля. Вскоре после этого, 20 февраля, состоится ежегодное Послание президента Владимира Путина Федеральному собранию.
Сколько стоят нацпроекты
Материалы правительства дают представление о том, в какую сумму в итоге обойдутся нацпроекты. После появления майского указа премьер-министр Дмитрий Медведев говорил, что расходы для реализации всех задач, сформулированных в указе, составят 25 трлн руб. Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин в сентябре сказал, что разработанные тогда нацпроекты обойдутся в 27,2 трлн руб., причем расходы из паспортов самих проектов превышают заложенные на них в федеральном бюджете суммы на ближайшие три года. Президент Владимир Путин в декабре заявил, что нацпроекты обойдутся в 20,8 трлн руб., еще 6,5 трлн руб. пойдут на план развития инфраструктуры — итого 27,3 трлн руб.
Итоговая сумма, как видно из материалов правительства, составила 25,7 трлн руб. Большая часть расходов приходится на федеральный бюджет (13,2 трлн руб.). Регионы обеспечат финансирование на 4,9 трлн руб., государственные внебюджетные фонды — на 147,9 млрд руб.
Минфин ранее заявлял, что расходы регионов на реализацию нацпроектов составят не более 5%. Расходы субъектов на 4,9 трлн руб., о которых сообщило правительство, в основном будут обеспечены трансфертами из федерального бюджета, сказал РБК чиновник Минфина. По его словам, все субсидии на выполнение мероприятий нацпроектов будут оформлены отдельным соглашением, в котором будут зафиксированы KPI регионов и объем выделяемых федеральным центром средств — таким образом, на региональные бюджеты дополнительная нагрузка не ляжет. РБК направил запрос в Минфин.
Существенную часть финансирования нацпроектов — 7,5 трлн руб. — планируется найти во внебюджетных источниках. Правительство этим уже занимается. Первоначально помощник президента Андрей Белоусов предлагал изъять сверхдоходы у российских компаний, но впоследствии «изъятие» приняло иную форму: теперь бизнес, руководствуясь советами властей, будет инвестировать в нацпроекты, для этого создана рабочая группа, в которую вошли чиновники и представители Российского союза промышленников и предпринимателей.
Какие проекты станут самыми дорогими
Самым дорогим нацпроектом станет план развития магистральной инфраструктуры. Его стоимость составляет 6,35 трлн руб. без учета бюджета энергетической части плана: 3 трлн руб. обеспечит федеральный бюджет, 58,7 млрд руб. — регионы, а оставшиеся 3,3 трлн руб. будут привлечены из внебюджетных источников.
Среди других дорогих нацпроектов — «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (4,78 трлн руб.), «Экология» (4,04 трлн руб.) и «Демография» (3,11 трлн руб.).
Самые малозатратные для бюджета — нацпроекты по производительности труда и поддержке занятости (52,1 млрд руб.), культуре (113,5 млрд руб.) и малому и среднему предпринимательству (481,5 млрд руб.). Нацпроект «Цифровая экономика» обойдется в 1,6 трлн руб. без учета альтернативных источников финансирования.
При этом правительство по-прежнему не определило расходы на энергетическую часть плана развития инфраструктуры. В первой версии плана они оценивались в 300 млрд руб., из них 40 млрд руб. — бюджетные средства.
Дмитрий Белоусов, заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования
«Как выстроена система нацпроектов? В ядре — не самый дорогой проект, повышение производительности труда. По технологиям мы находимся на уровне Восточной Европы, а производительность заметно ниже, потому что на предприятиях держат избыточное число занятых. Производительность можно подтянуть в металлургии, химии, транспорте и, соответственно, получить толчок в росте даже в условиях проблем с численностью занятых. Отсюда задача — развитие науки и технологий. Рынок у нас небольшой, нужно что-то экспортировать — и для этого через нацпроект наладить поддержку экспорта в условиях санкций.
За ростом производительности должна следовать система поддержки высвобождающихся работников (этот поток будет сильно неравномерным по территориям). Следовательно, нужна поддержка малого бизнеса, чья доля [в экономике] меньше 30%, при том что норматив [по другим странам] — около 40%.
Если мы хотим, чтобы люди переезжали из старопромышленных регионов в зоны роста, нужно жилье. Квалифицированные граждане в разваливающееся жилье переезжать не будут, они скорее уйдут в самозанятые.
Последний блок — социальный. Особенность волны экономического роста, которая идет по миру с 1990-х годов, — крайняя неравномерность и конкуренция регионов за рост. Чтобы избежать политических неприятностей, нужно обеспечить нормальное развитие здравоохранения, образования и городской среды.
Эта система — комплекс, который где-то обеспечивает условия для роста, где-то — компенсирует негативные эффекты. [Среди проблем] риски бюрократизации: если это превратится просто в бюджетную роспись расходов, то все заглохнет. Очень важно умение превратить технологические прорывы в движение по более широкому фронту: для этого надо рассматривать вопрос налоговой нагрузки, доступности кредитования и реального стимулирования малого бизнеса».
Наталья Порохова, руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА
«Формат проектов с количественными целями — хороший современный способ организации труда. Тот факт, что государство стремится его использовать, — шаг в правильном направлении. Чем большая доля государственных расходов имеет явно прописанную цель, тем легче их приоритизировать и контролировать. Это не первая попытка, но есть ощущение, что ошибки прошлого, по крайней мере отчасти, учтены.
Сами задачи, по крайней мере наполовину, можно увязать с долгосрочно более качественной экономикой (и более быстрым ростом в результате исполнения), причем блок «Человеческий капитал» выглядит даже более важным в этом смысле, чем «Экономический рост», потому что структурнее, хотя и расходы на него заложены меньшие. Ставить правильные задачи — это важно, но важнее добиваться их достижения.
Некоторые цели выглядят очень оптимистично и, вероятно, к сроку не будут выполнены».
Антон ФЕЙНБЕРГ. РБК. 11 февраля 2019 года
Жизнь со знаком плюс
Медицинская помощь должна стать доступнее и качественнее
Российский инвестиционный форум в Сочи предваряет форум "Здоровое общество. На пути к цели 80+".
В центре дискуссии на нем - национальные проекты "Здравоохранение" и "Демография". Но их реализация зависит, конечно, не только от медицины.
- Нацпроект "Здравоохранение" - межведомственный, в его реализации будут принимать участие 10 федеральных органов исполнительной власти, Российский экспортный центр и все 85 регионов страны, - рассказала на брифинге министр здравоохранения Вероника Скворцова. - Он состоит из восьми федеральных проектов. Главная задача - исполнить те цели, которые были сформулированы президентом Российской Федерации в указе от 7 мая 2018 года.
За 6 лет предстоит более чем на четверть снизить смертность трудоспособного населения и на 19,6 процента - младенческую смертность. Потери от болезней сердечно-сосудистой системы должны сократиться на 23,4 процента, от онкозаболеваний - на 7,8 процента.
Одна из ключевых задач - улучшение доступности, качества и комфортности первичной медико-санитарной помощи. Для ее улучшения будет завершено формирование сети медицинских организаций первичного звена, включая отдаленные районы страны и сельскую местность.
В рамках нацпроекта будут закуплены 250 модульных фельдшерско-акушерских пунктов, около 1200 ФАПов обновят, заявила первый заместитель министра здравоохранения Татьяна Яковлева. Для жителей сел и деревень, в которых живут больше 100 человек, первичная медицинская помощь должна быть в шаговой доступности - не более 6 километров от места нахождения человека. Это меньше часа пути пешком или 15 минут на общественном транспорте. Кроме того, планируется приобретение около 1,3 тысячи мобильных медицинских комплексов для населенных пунктов с числом населения меньше 100 человек, туда будут регулярно приезжать мобильные бригады медиков.
Одна из ключевых задач национального проекта - улучшение первичной медико-санитарной помощи.
Не менее важно повысить и качество помощи, этому послужит внедрение так называемых бережливых технологий, то есть создание комфортной среды в поликлиниках. В Минздраве рассчитывают, что в этот проект до 2024 года войдут более 7 тысяч поликлиник. Здесь должна быть удобная регистратура, разделены потоки здоровых и больных пациентов, не должно быть очередей при записи на прием и у кабинетов врача. Все это уже отработано в пилотном режиме в первых 300 "бережливых поликлиниках".
Еще один федеральный проект посвящен совершенствованию медицинской помощи детям. За три года будут модернизированы около 3,8 тысячи детских поликлиник и поликлинических отделов детских стационаров. Будут построены новые детские стационары и реконструированы имеющиеся - их перечни сейчас Минздрав определяет вместе с властями регионов.
Отдельный блок нацпроекта посвящен кадрам. Цель - достичь 95 процентов укомплектованности персоналом, для чего потребуется восполнить дефицит более 22 тысяч врачей разных специальностей и еще большего количества среднего медицинского персонала.
Федеральные проекты по снижению смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний потребуют внедрения современных клинических рекомендаций и протоколов лечения, переоснащения имеющихся 100 специализированных региональных центров и создания новых, подчеркнула вице-премьер Татьяна Голикова. Уже в 2019 году будут внедрены клинические рекомендации и стандарты по онкологической помощи.
Борьба с онкозаболеваниями объявлена одним из главных приоритетов нацпроекта. Прежде всего нужно сформировать тотальную настороженность к признакам рака в первичном звене. Для этого специальное обучение пройдут все участковые врачи и узкие специалисты поликлиник. 80 процентов участковых терапевтов уже освоили эту программу и получили соответствующий сертификат. Вторая задача - сформировать амбулаторные онкологические службы на межрайонном и межмуниципальном уровнях.
- Эти службы должны будут при подозрении, которое возникло у любого человека, в течение 14 дней провести полное обследование и установить диагноз в соответствии с международным кодом, - отметила министр здравоохранений Вероника Скворцова.
- Борьба с онкологическими заболеваниями не будет успешной, если не удастся увеличить эффективность терапии, - подчеркивает генеральный директор НМИЦ радиологии Минздрава России академик Андрей Каприн. - А это требует системного подхода, который учитывал бы все, начиная с организации онкологической службы и заканчивая воспитанием правильного отношения к своему здоровью пациента. России предстоит сделать серьезные шаги, чтобы выйти на уровень развитых стран в вопросах производства лекарственных препаратов.
Отдельная задача - не просто устранение дефицита кадров в онкологической службе, а создание новой генерации кадров, включая не только врачей, но и других специалистов. Минздрав планирует в сотрудничестве с министерством науки и высшего образования сформировать кластеры по подготовке радиохимиков, медицинских физиков, радиофизиков и др.
Президент также поставил задачу к 2024 году в четыре раза увеличить экспорт медицинских услуг. За последние два года число иностранных пациентов, приезжающих к нам лечиться, выросло с 20 тысяч до 110. Это позволило лечебным учреждениям за 2018 год заработать около 250 миллионов долларов. Для развития этого направления будет разработана специальная коммуникационная кампания.
Системе здравоохранения предстоит огромная работа по реализации задач, поставленных в нацпроекте. Важно, что все они уже обеспечены финансированием: общая сумма средств, которые потребуются для его выполнения, превышает 1,3 триллиона рублей.
Татьяна БАТЕНЁВА. Российская газета. 13 февраля 2019 года