|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Бесплатная медицина и ОМС как гарантии нормальной жизни
россиян
Более половины россиян считают ОМС значимой
социальной гарантией государства. Каждый второй активно пользуется
системой ОМС для получения медицинских услуг.
Коротко о главном:
- 92% россиян обращались за медицинской помощью по полису ОМС
- Для 52% - бесплатная медицинская помощь – одна из важнейших
социальных гарантий
- По мнению 78% работа медицинских учреждений должна контролироваться
независимой от медицинского сообщества структурой, например, страховыми
компаниями
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
представляет данные исследования отношения россиян к обязательному
медицинскому страхованию (ОМС) и своему здоровью.
Наряду с правом на бесплатное среднее образование в
школе (54%), право на бесплатную медицинскую помощь в рамках
системы обязательного медицинского страхования (ОМС) является
одной из важнейших социальных гарантий государства для населения
(52%). При этом доля тех, кто выступает за усиление контроля
государственных органов, за последние полгода снизилась: с 38% в
апреле 2018 г до 33% в октябре.
Сейчас я зачитаю несколько основных социальных
гарантий, направлений поддержки со стороны государства. Какие из
них являются для Вас самыми важными?
(закрытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Право на бесплатное среднее образование в школе
|
54
|
Право на бесплатную медицинскую помощь в рамках системы обязательного
медицинского страхования
|
52
|
Пенсия по инвалидности, потере трудоспособности
|
29
|
Гарантия минимального размера оплаты труда
|
25
|
Пособие по беременности и родам
|
25
|
Пособие для многодетных семей
|
25
|
Пособие по безработице
|
17
|
Все важно
|
5
|
Ничего из перечисленного
|
0
|
Другое
|
2
|
Затрудняюсь ответить
|
3
|
По данным опроса, полисом ОМС пользуются 92%
граждан. 56% в последний раз обращались по нему в медучреждения
менее года назад. О том, что у них нет полиса обязательного медицинского
страхования, сказали всего 2% респондентов.
Припомните, пожалуйста, когда в последний раз
Вы обращались за медицинской помощью в государственные и муниципальные
медицинские учреждения по полису обязательного медицинского страхования
(ОМС)?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Октябрь 2017 г.
|
Октябрь 2018 г.
|
Менее года назад
|
53
|
56
|
1-2 года назад
|
20
|
18
|
3-5 лет назад
|
9
|
11
|
6 лет назад и более
|
7
|
7
|
Никогда не обращался по полису ОМС
|
6
|
4
|
У меня нет полиса ОМС
|
3
|
2
|
Затрудняюсь ответить
|
2
|
2
|
Припомните, пожалуйста, когда в последний раз
Вы обращались за медицинской помощью в государственные и муниципальные
медицинские учреждения по полису обязательного медицинского страхования
(ОМС)?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Мужчины
|
Женщины
|
Менее года назад
|
56
|
60
|
58
|
50
|
52
|
63
|
45
|
66
|
1-2 года назад
|
18
|
15
|
19
|
19
|
21
|
16
|
22
|
16
|
3-5 лет назад
|
11
|
12
|
11
|
13
|
13
|
7
|
13
|
9
|
6 лет назад и более
|
7
|
3
|
5
|
8
|
9
|
6
|
10
|
4
|
Никогда не обращался по полису ОМС
|
4
|
5
|
3
|
5
|
4
|
5
|
6
|
3
|
У меня нет полиса ОМС
|
2
|
4
|
4
|
3
|
1
|
2
|
3
|
2
|
Затрудняюсь ответить
|
2
|
1
|
0
|
2
|
0
|
1
|
1
|
0
|
Наиболее востребованы застрахованными по ОМС следующие
функции страховых представителей - контроль за качеством
медицинских услуг, соблюдением сроков госпитализации (48%)
и информирование населения (42%).
Как Вы считаете, нужно или не нужно, чтобы работа
медицинских учреждений, качество услуг дополнительно контролировались
независимой от медицинского сообщества структурой, например, страховыми
компаниями?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Апрель 2018 г.
|
Октябрь 2018 г.
|
Определенно нужно
|
33
|
39
|
Скорее нужно
|
42
|
39
|
Скорее не нужно
|
9
|
8
|
Определенно не нужно
|
8
|
9
|
Затрудняюсь ответить
|
8
|
5
|
При этом наиболее важной информацией для себя респонденты
считают информацию о правах и перечне бесплатных медицинских услуг
(52%), к кому обратиться в случае оказания некачественной медицинской
помощи (42%). Каждый четвертый (24%) участник опроса назвал такие
полезные услуги страховых представителей как разрешение конфликтных
ситуаций и рассмотрении жалоб (24%). Еще 22% отметили контроль за
соблюдением пациентом назначений врача.
С 2016 года в штате страховых компаний, работающих
в системе обязательного медицинского страхования, появились новые
сотрудники – страховые представители. Сейчас я перечислю список
услуг, предоставляемых населению страховыми представителями на бесплатной
основе. Какие из них могут быть наиболее полезны лично для Вас/Ваших
родственников, друзей?
(закрытый вопрос, до двух ответов, % от всех опрошенных)
|
Апрель
2018 г.
|
Октябрь
2018 г.
|
Контроль за качеством мед-услуг, соблюдением сроков госпитализации
|
49
|
48
|
Информирование о правах пациента, о возможности выбора врача
и медучреждения, напоминание о диспансеризации
|
43
|
42
|
Помощь пациенту в разрешении конфликтных ситуаций, в том
числе рассмотрение жалоб
|
23
|
24
|
Контроль за соблюдением пациентом назначений врача
|
21
|
22
|
Нет полезных услуг
|
5
|
3
|
Другое
|
2
|
2
|
Затрудняюсь ответить
|
12
|
7
|
С 2016 года в штате страховых компаний, работающих
в системе обязательного медицинского страхования, появились новые
сотрудники – страховые представители. Сейчас я перечислю список
услуг, предоставляемых населению страховыми представителями на бесплатной
основе. Какие из них могут быть наиболее полезны лично для Вас/Ваших
родственников, друзей?
(закрытый вопрос, до двух ответов, % от всех опрошенных)
2018 г.
|
Все опрошенные
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Контроль за качеством медуслуг, соблюдением сроков госпитализации
|
48
|
51
|
49
|
50
|
46
|
45
|
Информирование о правах пациента, о возможности выбора врача
и медучреждения, напоминание о диспансеризации
|
42
|
43
|
46
|
49
|
39
|
36
|
Помощь пациенту в разрешении конфликтных ситуаций, в том
числе рассмотрение жалоб
|
24
|
27
|
30
|
27
|
23
|
15
|
Контроль за соблюдением пациентом назначений врача
|
22
|
27
|
25
|
21
|
22
|
17
|
Нет полезных услуг
|
3
|
0
|
2
|
2
|
4
|
4
|
Другое
|
2
|
0
|
1
|
0
|
2
|
3
|
Затрудняюсь ответить
|
7
|
3
|
6
|
4
|
6
|
14
|
Наиболее действенными мерами по повышению качества
медуслуг население считает контроль за компетентностью врачей (42%),
введение персональной ответственности руководителей медучреждений
и врача за качество лечения (39%), еще 39% - формирование заработной
платы врача, исходя из качества его работы. При этом особо важными
лично для себя 58% считают меры по повышению оснащенности поликлиник
современным оборудованием, 49% - расширение возможностей для профилактики,
диагностики и предупреждения болезней на ранней стадии. 46% отмечают
повышение квалификации врачей и контроль за их профессиональным
уровнем.
Молодежь чаще говорит о важности мер,
направленных на контроль профессионального уровня врачей
(48%), о необходимости взаимосвязи между качеством медицинских услуг
и оплатой, рейтингах качества, в то время как представители среднего
и старшего возраста больше надеются на влияние персональной
ответственности медиков за качество лечения (47% в группе
35-44 года).
На ваш взгляд, какие меры могут улучшить качество
медицинских услуг?
(закрытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Усиление контроля за профессиональным уровнем врачей
|
42
|
48
|
42
|
44
|
43
|
38
|
Введение персональной ответственности руководителей медучреждений
и врача за качество лечения
|
39
|
23
|
39
|
47
|
41
|
37
|
Формирование заработной платы врача, исходя из качества его
работы
|
39
|
42
|
39
|
42
|
37
|
37
|
Усиление контроля государственных органов за работой медучреждений
|
33
|
34
|
35
|
33
|
33
|
33
|
Финансирование медучреждений в зависимости от качества предоставляемых
услуг
|
28
|
34
|
29
|
30
|
27
|
25
|
Создание рейтинга медицинских учреждений по качеству предоставляемых
услуг
|
18
|
28
|
21
|
19
|
16
|
13
|
Повышение вовлеченности страховых организаций в работу по
бесплатному консультированию пациентов об их правах и возможностях
|
15
|
14
|
17
|
13
|
17
|
11
|
Ничего из перечисленного
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
2
|
Другое
|
3
|
0
|
3
|
3
|
2
|
4
|
Затрудняюсь ответить
|
3
|
4
|
2
|
2
|
3
|
3
|
А какие из перечисленных мер наиболее важны
лично для Вас?
(закрытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Повышение оснащенности поликлиник современным оборудованием
|
58
|
54
|
62
|
58
|
59
|
55
|
Расширение возможностей для профилактики, диагностики и предупреждения
болезней на ранних стадиях
|
49
|
41
|
54
|
58
|
49
|
40
|
Повышение квалификации врачей и контроль за их профессиональным
уровнем
|
46
|
48
|
49
|
47
|
42
|
45
|
Информирование о бесплатных медуслугах
|
24
|
27
|
21
|
22
|
23
|
29
|
Расширение возможностей для получения консультаций врача
удаленно, дистанционного лечения
|
17
|
24
|
18
|
20
|
15
|
13
|
Информирование о возможностях выбора врача и медицинского
учреждения
|
16
|
24
|
19
|
14
|
16
|
13
|
Создание независимого рейтинга медицинских учреждений по
качеству предоставляемых услуг
|
12
|
15
|
15
|
14
|
11
|
7
|
Ничего из перечисленного
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
Другое
|
1
|
0
|
0
|
0
|
2
|
2
|
Затрудняюсь ответить
|
3
|
2
|
2
|
2
|
3
|
5
|
Более половины респондентов (57%) согласны,
что при финансировании государственных медучреждений должны учитываться
оценки качества работы, число обращений и количество жалоб пациентов.
38% россиян полагают, что государственные медучреждения должны получать
финансирование независимо от оценок качества работы, числа обращений
и количества жалоб пациентов. По мнению 78% работа медицинских
учреждений должна контролироваться независимой от медицинского сообщества
структурой, например, страховыми компаниями. Обратного
мнения придерживаются 17% респондентов.
Одни считают, что при финансировании государственных
медучреждений должны учитываться оценки качества их работы, число
обращений и количество жалоб пациентов. Другие считают, что медучреждения
должны получать финансирование независимо от этих параметров. С
каким мнением Вы в большей степени согласны?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Апрель
2018 г.
|
Октябрь
2018 г.
|
При финансировании государственных медучреждений должны учитываться
оценки качества работы, число обращений и количество жалоб
пациентов
|
60
|
57
|
Государственные медучреждения должны получать финансирование
независимо от оценок качества работы, числа обращений и количества
жалоб пациентов
|
34
|
38
|
Затрудняюсь ответить
|
6
|
5
|
В целом за своим здоровьем стараются следить
79% граждан, тщательно это получается у 15%. Четверть респондентов
(24%) утверждают, что станут внимательнее относиться к своему здоровью
в связи с изменениями в пенсионном законодательстве. Взгляды на
здоровье вряд ли поменяются у 70%.
Скажите, как Вы относитесь к своему здоровью?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
В том числе в возрасте
|
Мужчины
|
Женщины
|
18-24
|
25-34
|
35-44
|
45-59
|
60 +
|
Тщательно слежу за здоровьем
|
15
|
25
|
21
|
12
|
11
|
13
|
15
|
15
|
Стараюсь следить за здоровьем, но не всегда получается
|
64
|
70
|
64
|
69
|
63
|
60
|
61
|
67
|
Мало обращаю внимание на здоровье
|
20
|
4
|
14
|
19
|
24
|
27
|
23
|
18
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
1
|
1
|
0
|
2
|
0
|
1
|
0
|
В последнее время в СМИ активно обсуждается
изменение пенсионного законодательства и его возможные последствия.
Для одних повышение пенсионного возраста стало поводом начать более
внимательно относиться к своему здоровью, образу жизни, а на других
– не оказало какого-либо влияния, их отношение к собственному здоровью
не поменялось. А какая позиция ближе Вам?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Скорее первая, стану внимательнее относиться к своему здоровью
|
24
|
Скорее вторая, мои взгляды на здоровье вряд ли поменяются
из-за повышения пенсионного возраста
|
70
|
Затрудняюсь ответить
|
6
|
Данные исследования комментирует руководитель практики
информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл
Родин: «Я бы обратил внимание на две особенности. Первое: ОМС и
система медицинского обеспечения в целом это институт, охватывающий
равномерно все возрастные группы общества, а не «прибежище» для
пенсионеров, вопреки некоторым стереотипам. Второе: если старшие
поколения больше верят в инструменты личной ответственности, то
молодёжь очевидно склоняется в сторону внешних инструментов контроля
и мотивации рублем. Если учитывать естественную смену поколений,
то видимо именно последние инструменты будут становиться все более
востребованными в обществе».
Опрос ВЦИОМ проведен 17 октября 2018 г. по заказу
Центра социального проектирования «Платформа». В опросе принимают
участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное
интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных
и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена
на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на
территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим
параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью
95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов
могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства,
возникающие в ходе полевых работ. Аналогичные опросы проводились
в октябре 2017 года и в апреле 2018 года.
ВЦИОМ, 21 ноября 2018 г.
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9440
|