Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 791 - 792
19 ноября - 2 декабря 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Опросы и ответы 

Счастье: чему радуются россияне?

Горизонт планирования будущего

60% россиян не меняли работу более 5 лет

Бесплатная медицина и ОМС как гарантии нормальной жизни россиян

Конкурируя с мужчинами за рабочие места, женщины соглашаются на зарплату ниже рыночной


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Бесплатная медицина и ОМС как гарантии нормальной жизни россиян

Более половины россиян считают ОМС значимой социальной гарантией государства. Каждый второй активно пользуется системой ОМС для получения медицинских услуг.

Коротко о главном:

  • 92% россиян обращались за медицинской помощью по полису ОМС
  • Для 52% - бесплатная медицинская помощь – одна из важнейших социальных гарантий
  • По мнению 78% работа медицинских учреждений должна контролироваться независимой от медицинского сообщества структурой, например, страховыми компаниями

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования отношения россиян к обязательному медицинскому страхованию (ОМС) и своему здоровью.

Наряду с правом на бесплатное среднее образование в школе (54%), право на бесплатную медицинскую помощь в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС) является одной из важнейших социальных гарантий государства для населения (52%). При этом доля тех, кто выступает за усиление контроля государственных органов, за последние полгода снизилась: с 38% в апреле 2018 г до 33% в октябре.

Сейчас я зачитаю несколько основных социальных гарантий, направлений поддержки со стороны государства. Какие из них являются для Вас самыми важными?
(закрытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Право на бесплатное среднее образование в школе

54

Право на бесплатную медицинскую помощь в рамках системы обязательного медицинского страхования

52

Пенсия по инвалидности, потере трудоспособности

29

Гарантия минимального размера оплаты труда

25

Пособие по беременности и родам

25

Пособие для многодетных семей

25

Пособие по безработице

17

Все важно

5

Ничего из перечисленного

0

Другое

2

Затрудняюсь ответить

3

По данным опроса, полисом ОМС пользуются 92% граждан. 56% в последний раз обращались по нему в медучреждения менее года назад. О том, что у них нет полиса обязательного медицинского страхования, сказали всего 2% респондентов.

Припомните, пожалуйста, когда в последний раз Вы обращались за медицинской помощью в государственные и муниципальные медицинские учреждения по полису обязательного медицинского страхования (ОМС)?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Октябрь 2017 г.

Октябрь 2018 г.

Менее года назад

53

56

1-2 года назад

20

18

3-5 лет назад

9

11

6 лет назад и более

7

7

Никогда не обращался по полису ОМС

6

4

У меня нет полиса ОМС

3

2

Затрудняюсь ответить

2

2

Припомните, пожалуйста, когда в последний раз Вы обращались за медицинской помощью в государственные и муниципальные медицинские учреждения по полису обязательного медицинского страхования (ОМС)?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Мужчины

Женщины

Менее года назад

56

60

58

50

52

63

45

66

1-2 года назад

18

15

19

19

21

16

22

16

3-5 лет назад

11

12

11

13

13

7

13

9

6 лет назад и более

7

3

5

8

9

6

10

4

Никогда не обращался по полису ОМС

4

5

3

5

4

5

6

3

У меня нет полиса ОМС

2

4

4

3

1

2

3

2

Затрудняюсь ответить

2

1

0

2

0

1

1

0

Наиболее востребованы застрахованными по ОМС следующие функции страховых представителей - контроль за качеством медицинских услуг, соблюдением сроков госпитализации (48%) и информирование населения (42%).

Как Вы считаете, нужно или не нужно, чтобы работа медицинских учреждений, качество услуг дополнительно контролировались независимой от медицинского сообщества структурой, например, страховыми компаниями?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Апрель 2018 г.

Октябрь 2018 г.

Определенно нужно

33

39

Скорее нужно

42

39

Скорее не нужно

9

8

Определенно не нужно

8

9

Затрудняюсь ответить

8

5

При этом наиболее важной информацией для себя респонденты считают информацию о правах и перечне бесплатных медицинских услуг (52%), к кому обратиться в случае оказания некачественной медицинской помощи (42%). Каждый четвертый (24%) участник опроса назвал такие полезные услуги страховых представителей как разрешение конфликтных ситуаций и рассмотрении жалоб (24%). Еще 22% отметили контроль за соблюдением пациентом назначений врача.

С 2016 года в штате страховых компаний, работающих в системе обязательного медицинского страхования, появились новые сотрудники – страховые представители. Сейчас я перечислю список услуг, предоставляемых населению страховыми представителями на бесплатной основе. Какие из них могут быть наиболее полезны лично для Вас/Ваших родственников, друзей?
(закрытый вопрос, до двух ответов, % от всех опрошенных)

 

Апрель
2018 г.

Октябрь
2018 г.

Контроль за качеством мед-услуг, соблюдением сроков госпитализации

49

48

Информирование о правах пациента, о возможности выбора врача и медучреждения, напоминание о диспансеризации

43

42

Помощь пациенту в разрешении конфликтных ситуаций, в том числе рассмотрение жалоб

23

24

Контроль за соблюдением пациентом назначений врача

21

22

Нет полезных услуг

5

3

Другое

2

2

Затрудняюсь ответить

12

7

С 2016 года в штате страховых компаний, работающих в системе обязательного медицинского страхования, появились новые сотрудники – страховые представители. Сейчас я перечислю список услуг, предоставляемых населению страховыми представителями на бесплатной основе. Какие из них могут быть наиболее полезны лично для Вас/Ваших родственников, друзей?
(закрытый вопрос, до двух ответов, % от всех опрошенных) 2018 г.

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Контроль за качеством медуслуг, соблюдением сроков госпитализации

48

51

49

50

46

45

Информирование о правах пациента, о возможности выбора врача и медучреждения, напоминание о диспансеризации

42

43

46

49

39

36

Помощь пациенту в разрешении конфликтных ситуаций, в том числе рассмотрение жалоб

24

27

30

27

23

15

Контроль за соблюдением пациентом назначений врача

22

27

25

21

22

17

Нет полезных услуг

3

0

2

2

4

4

Другое

2

0

1

0

2

3

Затрудняюсь ответить

7

3

6

4

6

14

Наиболее действенными мерами по повышению качества медуслуг население считает контроль за компетентностью врачей (42%), введение персональной ответственности руководителей медучреждений и врача за качество лечения (39%), еще 39% - формирование заработной платы врача, исходя из качества его работы. При этом особо важными лично для себя 58% считают меры по повышению оснащенности поликлиник современным оборудованием, 49% - расширение возможностей для профилактики, диагностики и предупреждения болезней на ранней стадии. 46% отмечают повышение квалификации врачей и контроль за их профессиональным уровнем.

Молодежь чаще говорит о важности мер, направленных на контроль профессионального уровня врачей (48%), о необходимости взаимосвязи между качеством медицинских услуг и оплатой, рейтингах качества, в то время как представители среднего и старшего возраста больше надеются на влияние персональной ответственности медиков за качество лечения (47% в группе 35-44 года).

На ваш взгляд, какие меры могут улучшить качество медицинских услуг?
(закрытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Усиление контроля за профессиональным уровнем врачей

42

48

42

44

43

38

Введение персональной ответственности руководителей медучреждений и врача за качество лечения

39

23

39

47

41

37

Формирование заработной платы врача, исходя из качества его работы

39

42

39

42

37

37

Усиление контроля государственных органов за работой медучреждений

33

34

35

33

33

33

Финансирование медучреждений в зависимости от качества предоставляемых услуг

28

34

29

30

27

25

Создание рейтинга медицинских учреждений по качеству предоставляемых услуг

18

28

21

19

16

13

Повышение вовлеченности страховых организаций в работу по бесплатному консультированию пациентов об их правах и возможностях

15

14

17

13

17

11

Ничего из перечисленного

1

0

1

1

1

2

Другое

3

0

3

3

2

4

Затрудняюсь ответить

3

4

2

2

3

3

А какие из перечисленных мер наиболее важны лично для Вас?
(закрытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Повышение оснащенности поликлиник современным оборудованием

58

54

62

58

59

55

Расширение возможностей для профилактики, диагностики и предупреждения болезней на ранних стадиях

49

41

54

58

49

40

Повышение квалификации врачей и контроль за их профессиональным уровнем

46

48

49

47

42

45

Информирование о бесплатных медуслугах

24

27

21

22

23

29

Расширение возможностей для получения консультаций врача удаленно, дистанционного лечения

17

24

18

20

15

13

Информирование о возможностях выбора врача и медицинского учреждения

16

24

19

14

16

13

Создание независимого рейтинга медицинских учреждений по качеству предоставляемых услуг

12

15

15

14

11

7

Ничего из перечисленного

0

0

0

0

0

1

Другое

1

0

0

0

2

2

Затрудняюсь ответить

3

2

2

2

3

5

Более половины респондентов (57%) согласны, что при финансировании государственных медучреждений должны учитываться оценки качества работы, число обращений и количество жалоб пациентов. 38% россиян полагают, что государственные медучреждения должны получать финансирование независимо от оценок качества работы, числа обращений и количества жалоб пациентов. По мнению 78% работа медицинских учреждений должна контролироваться независимой от медицинского сообщества структурой, например, страховыми компаниями. Обратного мнения придерживаются 17% респондентов.

Одни считают, что при финансировании государственных медучреждений должны учитываться оценки качества их работы, число обращений и количество жалоб пациентов. Другие считают, что медучреждения должны получать финансирование независимо от этих параметров. С каким мнением Вы в большей степени согласны?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Апрель
2018 г.

Октябрь
2018 г.

При финансировании государственных медучреждений должны учитываться оценки качества работы, число обращений и количество жалоб пациентов

60

57

Государственные медучреждения должны получать финансирование независимо от оценок качества работы, числа обращений и количества жалоб пациентов

34

38

Затрудняюсь ответить

6

5

В целом за своим здоровьем стараются следить 79% граждан, тщательно это получается у 15%. Четверть респондентов (24%) утверждают, что станут внимательнее относиться к своему здоровью в связи с изменениями в пенсионном законодательстве. Взгляды на здоровье вряд ли поменяются у 70%.

Скажите, как Вы относитесь к своему здоровью?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

В том числе в возрасте

Мужчины

Женщины

18-24

25-34

35-44

45-59

60 +

Тщательно слежу за здоровьем

15

25

21

12

11

13

15

15

Стараюсь следить за здоровьем, но не всегда получается

64

70

64

69

63

60

61

67

Мало обращаю внимание на здоровье

20

4

14

19

24

27

23

18

Затрудняюсь ответить

1

1

1

0

2

0

1

0

В последнее время в СМИ активно обсуждается изменение пенсионного законодательства и его возможные последствия. Для одних повышение пенсионного возраста стало поводом начать более внимательно относиться к своему здоровью, образу жизни, а на других – не оказало какого-либо влияния, их отношение к собственному здоровью не поменялось. А какая позиция ближе Вам?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных
)

 

Все опрошенные

Скорее первая, стану внимательнее относиться к своему здоровью

24

Скорее вторая, мои взгляды на здоровье вряд ли поменяются из-за повышения пенсионного возраста

70

Затрудняюсь ответить

6

Данные исследования комментирует руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин: «Я бы обратил внимание на две особенности. Первое: ОМС и система медицинского обеспечения в целом это институт, охватывающий равномерно все возрастные группы общества, а не «прибежище» для пенсионеров, вопреки некоторым стереотипам. Второе: если старшие поколения больше верят в инструменты личной ответственности, то молодёжь очевидно склоняется в сторону внешних инструментов контроля и мотивации рублем. Если учитывать естественную смену поколений, то видимо именно последние инструменты будут становиться все более востребованными в обществе».

Опрос ВЦИОМ проведен 17 октября 2018 г. по заказу Центра социального проектирования «Платформа». В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. Аналогичные опросы проводились в октябре 2017 года и в апреле 2018 года.

ВЦИОМ, 21 ноября 2018 г.
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9440

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.