Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 791 - 792
19 ноября - 2 декабря 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Европейский демографический барометр 
Пенсионеры и пенсии в ЕС-28

На начало 2016 года в ЕС-28 насчитывалось более 132 миллионов получателей пенсий, что составляет 26% населения

Расходы на пенсии в ЕС-28 составляют 13% ВВП, в том числе по старости – около 10% ВВП

Среднемесячный размер пенсии по старости составлял в 2015 году от 150 € в Болгарии до 2213 € в Люксембурге

Риску бедности и социального исключения подвержены 18% людей в возрасте 65 лет и старше - от 10% в Дании и Франции до 49% в Болгарии

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Пенсионеры и пенсии в ЕС-28 //Демоскоп Weekly. 2018. № 791-792. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2018/0791/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Пенсионеры
и пенсии в ЕС-28

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

На начало 2016 года в ЕС-28 насчитывалось более 132 миллионов получателей пенсий, что составляет 26% населения

Старение населения представляет серьезные вызовы для систем пенсионного обеспечения во всех странах Европейского союза (ЕС-28[1]). Последствия старения населения несут потенциальную угрозу для стабильности государственного финансирования и будущего экономического роста, особенно в условиях финансового и экономического кризиса, когда снижается уровень занятости, повышается безработица и возрастает финансовая нестабильность. Это создает всё возрастающую необходимость развивать и совершенствовать стратегии пенсионного обеспечения в соответствии с изменяющимися экономическими и демографическими обстоятельствами. Информация о расходах на пенсионное обеспечение и получателях пенсий (пенсионерах) приобретает в этой связи особое значение.

В рамках Европейской системы интегрированной социальной статистики (European system of integrated social protection statistics, ESSPROS) под пенсией понимаются периодические денежные выплаты, связанные с долговременными рисками или необходимостью замещения доходов в случае полного или частичного ухода с рынка труда (прекращения экономической активности), в том числе из-за ограниченной трудоспособности. Целью таких выплат является обеспечение средств для поддержания некоторого минимального стандарта жизни, и они чётко отличаются от пособий, которые покрывают дополнительные расходы на длительный уход, необходимый в связи со старостью, болезнями и (или) инвалидностью.

Выделяют семь видов пенсий по двум основаниям. Первый уровень классификации основывается на функции или назначении пенсионных выплат: в связи с инвалидностью, старостью, потерей кормильца или безработицей. Второй уровень более детальной классификации используется для выделения отдельных типов пенсий внутри каждой из этих четырех категорий следующим образом:

1. пенсии по инвалидности

  • пенсия по инвалидности: периодические денежные выплаты с целью поддержжания доходов лица, не достигшего законодательно установленного или стандартного возраста выхода на пенсию[2], инвалидность которого не позволяет ему (ей) работать или зарабатывать более законодательно утвержденного прожиточного минимума;
  • частичная пенсия в связи с ограниченной трудоспособностью: периодические денежные выплаты работникам старших возрастов, которые выходят на пенсию до достижения законодательно установленного или стандартного возраста в результате ограниченной трудоспособности; обычно эти выплаты прекращаются при достижении пенсионного возраста;

2. пенсии по старости

  • пенсия по старости: периодические денежные выплаты с целью поддержания доходов получателя после прекращения оплачиваемой экономической занятости по достижении законодательно установленного или стандартного пенсионного возраста или просто поддержания доходов пожилых людей (исключая выплаты, осуществляемые в ограниченный срок); эти два типа пенсий можно различать как трудовую и социальную пенсии по старости;
  • досрочная пенсия по старости: периодические денежные выплаты с целью поддержания доходов получателя, вышедшего на пенсию досрочно, до достижения законодательно установленного или стандартного пенсионного возраста; может выплачиваться в полном или сокращенном размере от нормальной пенсии;
  • частичная пенсия по старости: периодические денежные выплаты с целью поддержания доходов получателя до достижения им законодательно установленного или стандартного пенсионного возраста, если он (она) продолжает трудиться, но неполное время, или его (ее) доходы от занятости не достигают установленного уровня; в таких случаях обычно выплачивается часть полной пенсии по старости;

3. пенсии по случаю потери кормильца

  • пенсию по случаю потери кормильца: периодические денежные выплаты родственникам умершего, защищаемым схемами пенсионного обеспечения (вдовам, вдовцам, сиротам);

4. пенсии по безработице

  • досрочная пенсия в связи с положением на рынке труда: периодические денежные выплаты работникам старших возрастов, не достигшим законодательно установленного или стандартного пенсионного возраста, в связи с безработицей или увольнением по экономическим причинам, таким как реструктуризация промышленности, бизнеса или предприятия; обычно такие выплаты прекращаются после достижения получателей пенсионного возраста.

Эти типы пенсий могут быть основными, вспомогательными или дополнительными. Основные выплаты гарантируют базовый уровень социальной защиты в зависимости от длительности внесения взносов (отчислений на пенсионное обеспечение), срока трудовой деятельности или постоянного проживания в стране. Однако они не обязательно превышают уровень минимального социально приемлемого стандарта жизни. Дополнительные и вспомогательные выплаты расширяют охват защищаемого населения или замещают основные выплаты в случае, когда получатель не соответствует в полной мере условиям назначения пенсии.

Схемы пенсионного обеспечения заметно различаются по странам ЕС-28.

В частности, не всегда возможно даже определить единый законодательно установленный или стандартный пенсионный возраст для каждой страны, поскольку во многих странах для женщин он ниже, чем для мужчин, хотя и постепенно приближается к последнему. Стандартный возраст выхода на пенсию для самозанятых, как правило, выше, чем для работающих по найму, а государственные служащие в некоторых странах, напротив, могут выходить на пенсию раньше. Дополнительные трудности возникают, если страна переживает переходный период повышения пенсионного возраста (например, в Финляндии – с 63 до 67 лет). С другой стороны, в Нидерландах, работая до 67 лет, можно «заработать» более высокую пенсию. Все это говорит о том, что не всегда возможно корректно разделить перечисленные выше виды пенсии, даже в группе «пенсии по старости».

Данные, публикуемые на уровне ЕС, могут отличаться от официальных данных, публикуемых на национальном уровне. Различия могут быть связаны с видами пенсий (например, один из видов пенсии по старости или все виды пенсий по старости) или с различиями в условиях их назначения (социальные и трудовые; основные и вспомогательные или дополнительные, выплачиваемые дополнительно к доходу от занятости; зависимые и не зависимые от уровня доходов). Кроме того, Европейская система интегрированной социальной статистики (ESSPROS) - в соответствии с определением социальной защиты - не включает страховые пенсии, относя их на счет частной инициативы физических лиц или домохозяйств исключительно в их частных интересах.

По последним из имеющихся данных, на начало 2016 года (или на конец 2015 года, как ведется в статистике пенсионного обеспечения) в ЕС-28 насчитывалось более 132 миллионов получателей пенсий, что составляет 26% населения. Точнее, речь идет, скорее, не о числе людей, получающих пенсии (пенсионеров), а о количестве самих пенсиий, назначенных и выплачиваемых на данных момент времени.

Дело в том, что в большинстве стран союза (21 из 28) некоторые пенсионеры получают более одной пенсии, что приводит к двойному счету числа пенсионеров. В зависимости от национального законодательства и практики социальной защиты, пенсионер может получать одну из пенсий по старости и, одновременно, по инвалидности или по случаю потери кормильца. В некоторых странах (например, в Германии) пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца «конвертируются» в пенсии по старости при достижении их получателем пенсионного возраста. В других странах (например, в Бельгии) выплата этих пенсий прекращается при достижении получателем пенсионного возраста, поскольку он переходит в сферу действия пенсионного обеспечения по старости. В иных странах (например, в Болгарии, Венгрии, Ирландии и Словакии) автоматическое прекращение выплат пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца при достижении их получателем пенсионного возраста не происходит. В целях сопоставимости и соблюдения принципа функциональной классификации пенсий Евростат рекомендует относить получателей пенсий по инвалидности в пенсионном возрасте к получателям пенсий по старости, а получателей пенсий по случаю потери кормильца оставлять в той же категории. Однако это не всегда помогает избежать двойного счета числа пенсионеров.

По некоторым оценкам, основанным на национальных докладах о качестве предоставляемых данных, двойного счета числа получателей пенсии нет в 7 странах ЕС-28: Дании, Нидерландах, Польше, Румынии, Хорватии, Эстонии и на Мальте. Еще в 4 странах ЕС-28 – Болгарии, Великобритании, Ирландии и Латвии – двойной счет не превышает 5%, в 5 странах – Греции, Люксембурге, Испании, Словении и на Кипре – составляет от 5 до 10%, в Австрии и Швеции – от 10 до 15%, в Германии, Италии и Португалии – от 15 до 20%, в Литве, Словакии, Чехии, Финляндии и Франции – от 20 до 25%, в Венгрии – более 25%. По Бельгии подобных оценок нет[3].

Рассматривая данные по отдельным странам, следует также иметь в виду, что в числе получателей пенсий учитываются и нерезиденты, которые проживают за пределами страны, в которой назначена пенсия, и, соответственно, не учитываются в численности постоянного населения это страны. Относительное число пенсионеров-нерезидентов заметно различается по странам союза.

Кроме того, число получателей хотя бы одной пенсии представляется в статистической отчетности по состоянию на конец года, хотя кто-то может получать какие-то пенсионные выплаты в течение только части года. Это может приводить к недооценке числа получателей пенсий.

Оценки по ЕС-28 в целом получают путем суммирования данных по всем странам Союза. Поскольку при этом не учитывается возможный двойной счет в разных странах, данные о числе получателей хотя бы одной пенсии могут быть несколько преувеличены.

Принимая во внимания все эти оговорки и замечания, рассмотрим относительное число получателей пенсий (пенсионеров) по странам ЕС-28. По состоянию на конец 2015 года, число получателей хотя бы одного вида пенсий в расчете на 100 человек постоянного населения составляло от 16,2% на Кипре до 32,4% в Литве (рис. 1). В шести странах ЕС-28 оно превышало 30% (помимо Литвы, в Эстонии, Словении, Болгарии, Люксембурге и Латвии), в трех странах была ниже 20% (помимо Кипра, на Мальте и в Ирландии).

Около 80% получателей пенсий в ЕС-28 составляют получатели какой-либо пенсии по старости. Эта доля варьируется в зависимости от множества факторов: относительной значимости и характеристики других видов пенсионных выплат (по случаю потери кормильца, инвалидности или досрочного выхода на пенсию из-за ограниченной трудоспособности); законодательно установленного или стандартного возраста выхода на пенсию (во многих странах он различен для мужчин и женщин, демонстрирует тенденцию к повышению); распространенности досрочных пенсий (например, для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда) и пенсий нерезидентов (хотя для большинства стран этот фактор имеет относительно небольшое значение). Доля получателей одной из пенсий по старости составляет от 62% получателей хотя бы одного из всех видов пенсий в Ирландии до 96% в Нидерландах и 93% в Венгрии.

Возраст 65 лет в настоящее время можно рассматривать как максимально приближенный к законодательно установленному возрасту выхода на пенсию в Европейском союзе. В целом по ЕС-28 доля получателей одной из пенсий по старости превышает долю населения 65 лет и старше на 8% (20,7% против 19,2%). Такое превышение наблюдается в 21 из 28 стран, однако если в Хорватии, Португалии и Нидерландах оно не достигает 10%, то в Люксембурге, Словакии, Словении и Литве превышает треть (32-47%%).

В семи странах доля населения 65 лет и старше, напротив, превышает число получателей одной из пенсий по старости, причем если в Италии, Греции и Бельгии это превышение составляет 5-7%, то в Ирландии и Испании, на Кипре и Мальте – от 10 до 27%.

Отклонение числа получателей только полной пенсии по старости (без учета досрочных и частичных пенсий) от доли населения 65 лет и старше варьируется в более узких пределах, но значительная вариация сохраняется. Она обусловлена отклонением пенсионного возраста от 65 лет, различиями в относительной численности нерезидентов, получающих пенсию по старости, доле населения, продолжающего работать после достижения пенсионного возраста или предпочитающего получать иной вид пенсии. Так, в Испании около половины женщин в возрасте 65 лет и старше получают пенсию по случаю потери кормильца, менее половины – по старости, небольшая часть – оба вида пенсий.

Рисунок 1. Пенсионеры (получатели хотя бы одного вида пенсий)* и население 65 лет и старше по странам ЕС-28, % от общей численности постоянного населения, на начало 2016 года

* на конец года (в данном случае – на конец 2015 года; данные по Польше – на конец 2016 года)

Источник: Pensions beneficiaries at 31st December [spr_pns_ben]; Population on 1 January by broad age group and sex [demo_pjanbroad] (Extracted on 23.11.18)


[1] С 1 июля 2013 года, после вступления в Европейский союз (ЕС) Хорватии, в его состав входят 28 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония. После расширения состава демографические показатели для ЕС в целом пересчитываются ретроспективно, как если бы все страны-члены союза и раньше входили в его состав. Глубина пересчетов зависит от наличия данных надлежащего качества по всем странам. В случаях, когда данные по каким-то странам отсутствуют и оценка невозможна, значение показателя для ЕС в целом не рассчитывается. Определенные коррективы в демографические показатели вносятся по мере поступления новых данных, особенно значительные - по результатам переписей населения.
[2] Пенсионный возраст, начиная с которого выплачивается пенсия по старости, может быть утвержден законодательно или оговорен в трудовом договоре. Он различается по странам ЕС-28 и внутри стран в зависимости от отрасли экономики, экономического занятия, пола и т.д. Когда пенсионный возраст законодательно не установлен, используется стандартный возраст выхода на пенсию, как оговорено в конкретной схеме пенсионного обеспечения.
[3] Social protection statistics - pension expenditure and pension beneficiaries – https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Social_protection_statistics_-_pension_expenditure_and_pension_beneficiaries (дата обращения: 23 ноября 2018).

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.