|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук
Виктория САКЕВИЧ
|
Сексуальное образование в Европе: современное состояние
Две организации, сотрудничающие с ВОЗ, - Федеральный
Центр образования в области здоровья Германии (Bundeszentrale für gesundheitliche Aufklärungи, BZgA) и Европейская Сеть Международной
федерации планирования семьи (European Network of the International
Planned Parenthood Federation, IPPF EN) - опубликовали результаты
исследования, посвященного современным проблемам сексуального образования
в Европейском регионе ВОЗ. Совместный доклад, который так и называется
«Сексуальное образование в Европе и Центральной Азии: современное
состояние и последние тенденции», основан на результатах масштабного
опроса в 25 странах региона (включая Россию), проведенного в 2016-2017
годах. В опросе приняли участие эксперты правительственных структур,
связанных с образованием и здоровьем, и представители неправительственных
организаций. Также использовались данные из литературных источников.
В Докладе освещаются следующие вопросы:
- Законодательство, политика и стратегии в отношении сексуального
образования;
- Способы организации и осуществления сексуального образования;
- Подготовка учителей;
- Сексуальное образование вне школьной программы;
- Оппозиция введению и осуществлению сексуального образования;
- Положительные примеры;
- Услуги в области сексуального и репродуктивного здоровья, дружественные
к молодежи;
- Ситуация в области сексуального и репродуктивного здоровья
молодежи.
Полученные результаты свидетельствуют о большом разнообразии
сложившихся систем сексуального образования в Европейском регионе
и даже внутри стран. В то же время авторы Доклада зафиксировали
значительный прогресс в развитии сексуального просвещения в рамках
школьных программ по сравнению с 2006 годом, когда был проведен
предыдущий анализ. Так, в 21 из 25 стран принята специальная законодательная
база, регламентирующая сексуальное образование в школах, в том числе
в 11 странах за основу приняты Стандарты, разработанные ВОЗ. Россия
в число этих стран не входит.
В 11 из 25 изучаемых стран сексуальное образование является
обязательным, в остальных странах – либо факультативным, либо обязательным
в отдельных районах или школах. В большинстве стран, включая Российскую
Федерацию, элементы такого образования интегрированы в более широкие
предметы, такие как биология, обучение жизненным навыкам и здоровому
образу жизни, общественные науки.
Большую проблему во всех странах составляет подготовка
преподавателей для ведения сексуального образования. В ряде стран
(например, в Эстонии и Финляндии) ситуация значительно улучшилась
после того, как подготовка специалистов по сексуальному образованию
была включена в программы педагогических колледжей и университетов.
Но это, скорее, исключение. В большинстве стран учителя проходят
краткосрочные курсы или участвуют в семинарах, а иногда вообще не
имеют никакой специальной подготовки для ведения сексуального образования.
Как показывают примеры, внедрение национальной системы
всестороннего сексуального образования приносит свои плоды – в странах,
где оно имеет место (например, в Германии, Бельгии, Эстонии), школа
служит основным источником знаний о сексуальности для подростков
и молодежи. Напротив, в странах, где нет системы обязательного сексуального
образования, подростки гораздо чаще получают сведения от друзей
или из интернета, чем от специалистов; в этих странах, как правило,
выше уровень подростковых беременностей.
Общим для многих стран является существование активной
оппозиции внедрению сексуального образования в школах, хорошим примером
здесь может служить Российская Федерация. Это и различные религиозные
организации, и консервативные политические партии, и родительские
ассоциации.
По мнению авторов Доклада, программы сексуального образования,
даже там, где они существуют, излишне сконцентрированы на биологических
вопросах и предотвращении ВИЧ, необходимо расширить тематику курсов
в сторону проблем гендерного неравенства, насилия и дискриминации,
прав человека и т.д.
Поскольку вокруг достоинств и недостатков введения сексуального
образования существует много мифов, авторы настаивают на том, что
надо активно распространять результаты научных исследований в этой
области, доводить их до сведения политиков, учителей и общественности
в целом. Проведенный анализ показал, что сами подростки остро нуждаются
в сексуальном образовании и хотели бы получать его в рамках школьной
программы.
Таблица. Основные характеристики сексуального
образования в 25 странах
|
Законо-
датель-
ство1 и год принятия
|
Исполь-
зование Стандар-
тов ВОЗ2
|
Всесто-
ронний охват3
|
Обязатель-
ный характер4
|
Специаль-
ная подго-
товка учителей5
|
Связь сексуаль-
ного образо-
вания и услуг, дружес-
твенных к молодежи6
|
Мони-
торинг и оценка7
|
Оппо-
зиция8
|
Школа как источник инфор-
мации, %9
|
Албания
|
З
2012
|
Д
|
+++
|
Д
|
++
|
Н
|
Д
|
Д
|
?
|
Австрия
|
З
2015
|
Д
|
+++
|
Д
|
+
|
Д
|
Н
|
Ч
|
84
|
Бельгия (Фландрия)
|
З
2010
|
Д
|
+++
|
Д
|
+
|
Д
|
Д
|
Н
|
86
|
Босния и Герцеговина
|
С
2016
|
Д
|
+++
|
В
|
+++
|
Д
|
Д
|
Д
|
?
|
Болгария
|
З
2016
|
Д
|
Н/о
|
В
|
+
|
Н
|
Н
|
Д
|
25
|
Кипр
|
П
2011
|
Д
|
++
|
Ч
|
?
|
Ч
|
Н
|
Д
|
?
|
Чехия
|
З
2013
|
Д
|
++
|
Д
|
++
|
Н
|
Ч
|
Ч
|
?
|
Великобритания (Англия)
|
З
1996
|
Д
|
+
|
Ч
|
++
|
Ч
|
Д
|
Ч
|
40
|
Эстония
|
З
2011
|
Д
|
+++
|
Д
|
+++
|
Д
|
Д
|
Н
|
76
|
Финляндия
|
З
2016
|
Д
|
+++
|
Д
|
+++
|
Д
|
Д
|
Н
|
?
|
Германия
|
З
2002
|
Да
|
+++
|
Д
|
+
|
Д
|
Н
|
Ч
|
83
|
Грузия
|
Н
|
Н
|
Н/о
|
Н/о
|
Н/о
|
Н/о
|
Н/о
|
Д
|
10
|
Ирландия
|
З
2010
|
?
|
+
|
Ч
|
+
|
Н
|
Д
|
Ч
|
?
|
Казахстан
|
З
2009
|
?
|
+
|
В
|
++
|
?
|
Ч
|
Д
|
50
|
Кыргызстан
|
З
2015
|
?
|
++
|
В
|
+
|
Н
|
?
|
Д
|
18
|
Латвия
|
П
2013
|
?
|
+
|
Д
|
+
|
Д
|
Ч
|
Д
|
?
|
Македония
|
Н
|
Д
|
Н/о
|
Н/о
|
Н/о
|
Н/о
|
Н/о
|
Ч
|
2
|
Нидерланды
|
З
2012
|
Д
|
+++
|
Д
|
+
|
Ч
|
Ч
|
Н
|
93
|
Россия
|
Н
|
?
|
+
|
Ч
|
Н
|
Н
|
Н/о
|
Д
|
8
|
Сербия
|
Н
|
Н
|
Н/о
|
Н/о
|
+
|
Н/о
|
Н/о
|
Д
|
?
|
Испания
|
З
2010
|
Н
|
+
|
Ч
|
Н
|
Д
|
Н
|
Д
|
22
|
Швеция
|
З
2011
|
Н
|
+++
|
Д
|
++
|
Д
|
Н
|
Н
|
50
|
Швейцария
|
З
2008, 2014
|
Д
|
+++
|
Ч
|
++
|
Д
|
Н
|
Ч
|
?
|
Таджикистан
|
З
2015
|
?
|
+
|
Ч
|
+
|
?
|
Н
|
Д
|
?
|
Украина
|
З
2013
|
Д
|
+
|
Д
|
+++
|
Ч
|
Д
|
Ч
|
33
|
Примечания:
1. Ответ на вопрос: Существует ли специальный закон или политика
в отношении сексуального образования? З – закон, П – политика
(без специального закона), С – стратегия (без специального закона),
Н – нет. Если в стране действуют несколько законов / программ
/ стратегий, указан год принятия последнего.
2. WHO/BZgA “Standards for sexuality education in Europe” (2010).
Д – да, Н – нет.
3. Индекс всестороннего охвата вопросов сексуального образования,
основанный на 6 индикаторах. 1-2 индикатора = +, 3-4 индикатора
= ++, 5-6 индикаторов = +++.
4. Д – да для всех, Ч – частично (право отказаться или не во всех
школах), В – по выбору.
5. Н – нет подготовки, + - лишь некоторые учителя прошли подготовку,
++ - многие учителя прошли подготовку, +++ - все или почти все
учители прошли подготовку.
6. Ответ на вопрос: Существует ли прямая связь между сексуальным
образованием и предоставлением услуг в области сексуального и
репродуктивного здоровья, дружественных к молодежи? Д – да, Ч
– частично, Н – нет.
7. Ответ на вопрос: Существует ли система мониторинга и оценки?
Д – да, Ч – частично, Н – нет.
8. Ответ на вопрос: Существует ли серьезная оппозиция в обществе
по отношению к сексуальному образованию? Д – да, серьезная, Ч
– в некоторой степени, Н – нет или незначительная.
9. Ответ на вопрос: Какой процент молодежи называет школу в качестве
источника информации о сексуальности?
? – недостаточно информации, Н/о – не относится.
Источник: Ketting E., O. Ivanova. Comprehensive
report on Sexuality Education in Europe and Central Asia: State
of the Art and Recent Developments. BZgA and IPPF EN. Cologne, 2018.
https://www.bzga-whocc.de/en/publications/report-on-sexuality-education-in-europe-and-central-asia-new/
|