Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 789 - 790
5 - 18 ноября 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Берегите женщин!  

Сексуальное образование в Европе: современное состояние

Учреждения Организации Объединенных Наций призывают запретить тестирование на девственность


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Виктория Ивановна САКЕВИЧ

Рубрику ведет кандидат экономических наук
Виктория САКЕВИЧ

Сексуальное образование в Европе: современное состояние

Две организации, сотрудничающие с ВОЗ, - Федеральный Центр образования в области здоровья Германии (Bundeszentrale für gesundheitliche Aufklärungи, BZgA) и Европейская Сеть Международной федерации планирования семьи (European Network of the International Planned Parenthood Federation, IPPF EN) - опубликовали результаты исследования, посвященного современным проблемам сексуального образования в Европейском регионе ВОЗ. Совместный доклад, который так и называется «Сексуальное образование в Европе и Центральной Азии: современное состояние и последние тенденции», основан на результатах масштабного опроса в 25 странах региона (включая Россию), проведенного в 2016-2017 годах. В опросе приняли участие эксперты правительственных структур, связанных с образованием и здоровьем, и представители неправительственных организаций. Также использовались данные из литературных источников.

В Докладе освещаются следующие вопросы:

  • Законодательство, политика и стратегии в отношении сексуального образования;
  • Способы организации и осуществления сексуального образования;
  • Подготовка учителей;
  • Сексуальное образование вне школьной программы;
  • Оппозиция введению и осуществлению сексуального образования;
  • Положительные примеры;
  • Услуги в области сексуального и репродуктивного здоровья, дружественные к молодежи;
  • Ситуация в области сексуального и репродуктивного здоровья молодежи.

Полученные результаты свидетельствуют о большом разнообразии сложившихся систем сексуального образования в Европейском регионе и даже внутри стран. В то же время авторы Доклада зафиксировали значительный прогресс в развитии сексуального просвещения в рамках школьных программ по сравнению с 2006 годом, когда был проведен предыдущий анализ. Так, в 21 из 25 стран принята специальная законодательная база, регламентирующая сексуальное образование в школах, в том числе в 11 странах за основу приняты Стандарты, разработанные ВОЗ. Россия в число этих стран не входит.

В 11 из 25 изучаемых стран сексуальное образование является обязательным, в остальных странах – либо факультативным, либо обязательным в отдельных районах или школах. В большинстве стран, включая Российскую Федерацию, элементы такого образования интегрированы в более широкие предметы, такие как биология, обучение жизненным навыкам и здоровому образу жизни, общественные науки.

Большую проблему во всех странах составляет подготовка преподавателей для ведения сексуального образования. В ряде стран (например, в Эстонии и Финляндии) ситуация значительно улучшилась после того, как подготовка специалистов по сексуальному образованию была включена в программы педагогических колледжей и университетов. Но это, скорее, исключение. В большинстве стран учителя проходят краткосрочные курсы или участвуют в семинарах, а иногда вообще не имеют никакой специальной подготовки для ведения сексуального образования.

Как показывают примеры, внедрение национальной системы всестороннего сексуального образования приносит свои плоды – в странах, где оно имеет место (например, в Германии, Бельгии, Эстонии), школа служит основным источником знаний о сексуальности для подростков и молодежи. Напротив, в странах, где нет системы обязательного сексуального образования, подростки гораздо чаще получают сведения от друзей или из интернета, чем от специалистов; в этих странах, как правило, выше уровень подростковых беременностей.

Общим для многих стран является существование активной оппозиции внедрению сексуального образования в школах, хорошим примером здесь может служить Российская Федерация. Это и различные религиозные организации, и консервативные политические партии, и родительские ассоциации.

По мнению авторов Доклада, программы сексуального образования, даже там, где они существуют, излишне сконцентрированы на биологических вопросах и предотвращении ВИЧ, необходимо расширить тематику курсов в сторону проблем гендерного неравенства, насилия и дискриминации, прав человека и т.д.

Поскольку вокруг достоинств и недостатков введения сексуального образования существует много мифов, авторы настаивают на том, что надо активно распространять результаты научных исследований в этой области, доводить их до сведения политиков, учителей и общественности в целом. Проведенный анализ показал, что сами подростки остро нуждаются в сексуальном образовании и хотели бы получать его в рамках школьной программы.

Таблица. Основные характеристики сексуального образования в 25 странах

 

Законо-
датель-
ство1 и год принятия

Исполь-
зование Стандар-
тов ВОЗ2

Всесто-
ронний охват3

Обязатель-
ный характер4

Специаль-
ная подго-
товка учителей5

Связь сексуаль-
ного образо-
вания и услуг, дружес-
твенных к молодежи6

Мони-
торинг и оценка7

Оппо-
зиция8

Школа как источник инфор-
мации, %9

Албания

З
2012

Д

+++

Д

++

Н

Д

Д

?

Австрия

З
2015

Д

+++

Д

+

Д

Н

Ч

84

Бельгия (Фландрия)

З
2010

Д

+++

Д

+

Д

Д

Н

86

Босния и Герцеговина

С
2016

Д

+++

В

+++

Д

Д

Д

?

Болгария

З
2016

Д

Н/о

В

+

Н

Н

Д

25

Кипр

П
2011

Д

++

Ч

?

Ч

Н

Д

?

Чехия

З
2013

Д

++

Д

++

Н

Ч

Ч

?

Великобритания (Англия)

З
1996

Д

+

Ч

++

Ч

Д

Ч

40

Эстония

З
2011

Д

+++

Д

+++

Д

Д

Н

76

Финляндия

З
2016

Д

+++

Д

+++

Д

Д

Н

?

Германия

З
2002

Да

+++

Д

+

Д

Н

Ч

83

Грузия

Н

Н

Н/о

Н/о

Н/о

Н/о

Н/о

Д

10

Ирландия

З
2010

?

+

Ч

+

Н

Д

Ч

?

Казахстан

З
2009

?

+

В

++

?

Ч

Д

50

Кыргызстан

З
2015

?

++

В

+

Н

?

Д

18

Латвия

П
2013

?

+

Д

+

Д

Ч

Д

?

Македония

Н

Д

Н/о

Н/о

Н/о

Н/о

Н/о

Ч

2

Нидерланды

З
2012

Д

+++

Д

+

Ч

Ч

Н

93

Россия

Н

?

+

Ч

Н

Н

Н/о

Д

8

Сербия

Н

Н

Н/о

Н/о

+

Н/о

Н/о

Д

?

Испания

З
2010

Н

+

Ч

Н

Д

Н

Д

22

Швеция

З
2011

Н

+++

Д

++

Д

Н

Н

50

Швейцария

З
2008, 2014

Д

+++

Ч

++

Д

Н

Ч

?

Таджикистан

З
2015

?

+

Ч

+

?

Н

Д

?

Украина

З
2013

Д

+

Д

+++

Ч

Д

Ч

33

Примечания:
1. Ответ на вопрос: Существует ли специальный закон или политика в отношении сексуального образования? З – закон, П – политика (без специального закона), С – стратегия (без специального закона), Н – нет. Если в стране действуют несколько законов / программ / стратегий, указан год принятия последнего.
2. WHO/BZgA “Standards for sexuality education in Europe” (2010). Д – да, Н – нет.
3. Индекс всестороннего охвата вопросов сексуального образования, основанный на 6 индикаторах. 1-2 индикатора = +, 3-4 индикатора = ++, 5-6 индикаторов = +++.
4. Д – да для всех, Ч – частично (право отказаться или не во всех школах), В – по выбору.
5. Н – нет подготовки, + - лишь некоторые учителя прошли подготовку, ++ - многие учителя прошли подготовку, +++ - все или почти все учители прошли подготовку.
6. Ответ на вопрос: Существует ли прямая связь между сексуальным образованием и предоставлением услуг в области сексуального и репродуктивного здоровья, дружественных к молодежи? Д – да, Ч – частично, Н – нет.
7. Ответ на вопрос: Существует ли система мониторинга и оценки? Д – да, Ч – частично, Н – нет.
8. Ответ на вопрос: Существует ли серьезная оппозиция в обществе по отношению к сексуальному образованию? Д – да, серьезная, Ч – в некоторой степени, Н – нет или незначительная.
9. Ответ на вопрос: Какой процент молодежи называет школу в качестве источника информации о сексуальности?
? – недостаточно информации, Н/о – не относится.

Источник: Ketting E., O. Ivanova. Comprehensive report on Sexuality Education in Europe and Central Asia: State of the Art and Recent Developments. BZgA and IPPF EN. Cologne, 2018.
https://www.bzga-whocc.de/en/publications/report-on-sexuality-education-in-europe-and-central-asia-new/

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.