Битва за жизнь: ВИЧ-инфекция стала более устойчивой к терапии
Невосприимчивость к препаратам наблюдается у 7% пациентов — их число за последние годы выросло вдвое
Пациентов с ВИЧ, невосприимчивых к терапии, стало вдвое больше. У 7% вирус устойчив к препаратам, рассказали специалисты Минздрава. Резистентность возникает, если больной пропускает прием лекарств или медикаменты выбраны неверно. Решить проблему можно, перейдя на индивидуальный подбор антиретровирусной терапии и обеспечив ее доступность, говорят эксперты.
Устойчивый вирус
О том, что ВИЧ стал хуже поддаваться лечению, «Известиям» рассказал главный специалист Минздрава по ВИЧ-инфекции Евгений Воронин. По его словам, резистентность сейчас наблюдается у 7% пациентов, а 3–4 года назад показатель составлял 3–4%.
Например, Павел из Московской области заразился ВИЧ в 2005 году. Ему сразу назначили лечение, но через два года приема препаратов он поверил в то, что сможет жить и без лекарств. Чувствовал себя так, как будто не болеет. Поэтому перестал принимать таблетки.
— Когда я почувствовал ухудшение, то мне стыдно было идти к врачу, потому что я пропустил много сеансов. Я сам заказал препараты из Индии. Оказалось, что они мне не подходят, — рассказал Павел.
Только через несколько лет молодой человек снова пошел к специалистам, и ему подобрали нужное лечение.
— В день мне приходится пить по 8–12 таблеток. Хотя раньше была только одна. Моя мама не знает, что я заражен ВИЧ. Раньше мне приходилось прятать от нее только одну упаковку лекарств, а теперь у меня много баночек. Переживаю, что она может их найти, — рассказал Павел.
Не перейти черту в 10%
Сейчас антиретровирусную терапию (АРВ-терапию) за счет государства получают 319,6 тыс. граждан, рассказал Евгений Воронин. В случае, если лечение оказывается успешным, ВИЧ удается подавить. Тогда концентрация вируса в крови у пациента становится минимальной. У таких людей крайне низок риск прогрессирования инфекции, развития СПИДа и возникновения устойчивости к принимаемым антиретровирусным препаратам. По данным Минздрава на конец прошлого года, в России у 229,2 тыс. пациентов вирусная нагрузка снизилась до неопределяемого уровня.
У тех же, у кого возникла резистентность к препаратам, концентрация вируса в организме, напротив, растет. Соответственно, выше риск и заразить близких. По словам Евгения Воронина, если невосприимчивыми к терапии станут 10% пациентов, возникнет риск стремительного распространения инфекции. Этого допустить нельзя.
В Минздраве и Роспотребнадзоре оперативно не ответили на запрос «Известий» о том, как планируется бороться с устойчивостью ВИЧ к лечению и с распространением инфекции.
Успеть за 24 часа
Основная причина возникновения резистентности — недостаточная концентрация АРВ-препарата в крови пациента, рассказал руководитель группы разработки новых методов диагностики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов ЦНИИ эпидемиологии Дмитрий Киреев.
— И эта недостаточность работает, как дарвиновский отбор. Препарат не уничтожает все вирусы, он уничтожает большую часть, но часть все-таки может приспособиться. Это как радиация — сильные дозы убивают всех, а слабые не убьют, но могут привести к мутациям, — объяснил он.
Мутации же вируса также могут привести к тому, что он станет устойчив к лекарствам.
По правилам АРВ-терапии, препараты нужно принимать каждые 24 часа без пропусков. Фармакологические исследования показывают, что через 30 часов концентрация лекарства в организме человека падает. В этом случае возникает риск того, что вирусы начнут мутировать, чтобы стать устойчивыми к терапии.
Однако помимо общих рекомендаций, важно учитывать и индивидуальные особенности пациентов, отметил председатель благотворительного фонда «Шаги» Игорь Пчелин.
— Нужно провести тесты, взять анализы и на основе этих результатов назначить терапию. Для каждого человека важна дозировка препарата в организме. Во всем мире приходят к персонифицированным подходам в лечении, — рассказал он.
Специалист отметил, что у пациентов с активным метаболизмом препарат расходуется быстрее, поэтому им нужен свой график приема лекарств. Иначе также есть риск возникновения резистентности.
Ранее «Известия» сообщали, что в России наблюдались перебои с поставками лекарств от ВИЧ в 2016 году, при переходе на новую централизованную систему закупок препаратов. Но в 2018-м бюджет на лекарства для больных ВИЧ-инфекцией увеличен на 20% по сравнению с прошлым годом — до 21,6 млрд рублей. В Минздраве пообещали, что перебоев больше не будет.
Элина ХЕТАГУРОВА, Известия, 16 октября 2018 года
Укол вместо таблеток: для пациентов с ВИЧ разрабатывают новый препарат
Инъекция раз в месяц может заменить ежедневный прием лекарств
Новый препарат для антиретровирусной терапии проходит клинические испытания в ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора. На рынок он выйдет не раньше чем через четыре года. Эксперты считают, что новая форма препарата будет стимулом для пациентов соблюдать схему лечения — сегодня часть больных отказывается от ежедневного приема таблеток из-за постоянных побочных эффектов.
О новой разработке «Известиям» рассказали в самом ЦНИИ и подтвердили в Федеральном центре по профилактике и борьбе со СПИДом.
— Препарат сделан на основе наносуспензий, которые медленно расходуются в организме. Они создают «депо», и на протяжении месяца концентрация препарата во всех тканях организма постоянно на нужном уровне, — рассказал руководитель группы разработки новых методов диагностики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов Дмитрий Киреев.
Он пояснил, что отказ от ежедневного приема таблеток позволит снизить нагрузку на желудочно-кишечный тракт ВИЧ-положительных пациентов и снизить количество побочных эффектов.
В Минздраве и Роспотребнадзоре оперативно не ответили на запросы «Известий».
Препарат может появиться на российском фармацевтическом рынке через четыре года, рассказал глава Федерального центра СПИД Вадим Покровский. Специалисты уже приступили к клиническим испытаниям, они продлятся год. После этого необходимо зарегистрировать препарат и запустить производство, на что потребуется еще три года.
Однако в первое время лекарство окажется доступным не всем, потому что препарат будет стоить дорого, полагает Вадим Покровский (на разработку, клинические испытания и производство нужно не менее 1 млрд рублей). Производители сначала будут стараться окупить затраты, это отразится на конечной стоимости товара. Но через 3–5 лет цена препарата может существенно снизиться, объяснил Вадим Покровский.
Сейчас при самой простой и современной схеме лечения пациент ежедневно должен принимать одну таблетку, рассказал эксперт «Восточноевропейского и центральноазиатского объединения людей, живущих с ВИЧ» Кирилл Барский.
— В России в основном лечат эфавирензом. Это старый препарат 1998 года, он эффективный, но с побочными действиями. Наблюдаются нарушения работы центральной нервной системы, по утрам тошнота и кружится голова, по ночам бессонница. Из-за этого около 30% пациентов отказываются от лечения, — рассказал Кирилл Барский.
Однако новый препарат наверняка будет обходиться дороже эфавиренза, поэтому переориентация госзакупок на него маловероятна, полагает Кирилл Барский. Сейчас пациенты с ВИЧ часто сталкиваются с отказом врачей выписать бесплатно более современное лекарство.
Годовой курс лечения отечественными дженериками (аналогами оригинальных препаратов) стоит 16 тыс. рублей, а оригинальными препаратами — около 240 тыс. рублей, рассказал председатель благотворительного фонда «Шаги» Игорь Пчелин.
Если препарат в новой форме будет доступен пациентам, это станет стимулом более ответственно подходить к лечению, считает заведующий кафедрой инфекционных болезней РНИМУ имени Пирогова Владимир Никифоров.
Пока бесплатные препараты получают около половины пациентов с ВИЧ, а соблюдают схему лечения еще меньше. Но в случае если пациент пропустит инъекцию, последствия могут быть хуже, чем от пропущенной таблетки, отметил эксперт.
Также могут возникнуть трудности, если препарат не подойдет пациенту, опасается Владимир Никифоров. Таблетки можно быстро сменить, в случае инъекции длительного действия это не получится.
Ранее «Известия» писали, что в 2018 году бюджет на лекарства для ВИЧ-инфицированных увеличен на 20% — до 21,6 млрд рублей.
Исследования парентеральных препаратов, позволяющих пациентам с ВИЧ делать одну инъекцию в месяц или две, проводят ученые и в других странах, в том числе в США.