|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Antoniya Dimova, Maria Rohova,
Stefka Koeva, Elka Atanasova,
Lubomira Koeva-Dimitrova,
Todorka Kostadinova,
Anne Spranger
BULGARIA
Health system review
Health Systems in Transition
Volume 20, № 4, 2018
WHO, 2018, 260 pages
|
http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0005/383054/HiT-Bulgaria-2018-web.pdf
Показатели смертности и здоровья, отдельные
годы (стр. 12)
|
1980
|
1990
|
1995
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
ЕС (28)
2015
|
Ожидаемая продолжительности жизни при рождении, всего
(лет)
|
71,1
|
71,2
|
71,0
|
71,6
|
72,5
|
73,8
|
74,7
|
80,6
|
Ожидаемая продолжительности жизни при рождении, мужчины
(лет)
|
68,4
|
68,0
|
67,4
|
68,4
|
69,0
|
70,3
|
71,2
|
77,9
|
Ожидаемая продолжительности жизни при рождении, женщины
(лет)
|
73,9
|
74,7
|
74,9
|
75,0
|
76,2
|
77,4
|
78,2
|
83,3
|
СКС* на 100000 населения
|
n/a
|
n/a
|
2034
|
2042
|
1861
|
1688
|
1660
|
1036
|
СКС* на 100000 населения, мужчины
|
n/a
|
n/a
|
2441
|
2409
|
2291
|
2092
|
2060
|
1287
|
СКС, все причины, мужчины, 0-64 года
|
501
|
550
|
618
|
561
|
553
|
496
|
525
|
282
|
СКС, все причины, мужчины, старше 65 лет
|
8416
|
8245
|
8318
|
8283
|
7918
|
7356
|
8400
|
5435
|
СКС* на 100000 населения, женщины
|
n/a
|
n/a
|
1697
|
1744
|
1530
|
1382
|
1361
|
849
|
СКС, все причины, женщины, 0-64 года
|
267
|
252
|
258
|
251
|
230
|
210
|
227
|
140
|
СКС, все причины, женщины, старше 65 лет
|
6692
|
6260
|
6329
|
6356
|
5625
|
5085
|
6041
|
3775
|
* СКС - стандартизованный коэффициент смертности
n/a - нет данных
Ожидаемая продолжительность здоровой жизни,
отдельные годы (стр. 13)
|
2006*
|
2010
|
2015
|
ЕС (28) 2015
|
Ожидаемая продолжительность здоровой жизни при рождении,
мужчины (лет)
|
66,2
|
63,0
|
61,5
|
62,6
|
Ожидаемая продолжительность здоровой жизни при рождении
женщины (лет)
|
71,9
|
67,1
|
65
|
63,3
|
Ожидаемая продолжительность здоровой жизни в возрасте
50 лет, мужчины (лет)
|
20,9
|
18,2
|
17,7
|
18,4
|
Ожидаемая продолжительность здоровой жизни возрасте
50 лет, женщины (лет)
|
25,3
|
20,9
|
20,0
|
19,0
|
Ожидаемая продолжительность здоровой жизни в возрасте
65 лет, мужчины (лет)
|
11,4
|
8,9
|
8,7
|
9,4**
|
Ожидаемая продолжительность здоровой жизни возрасте
65 лет, женщины (лет)
|
13,7
|
9,9
|
9,5
|
9,4**
|
* Другое определение
** Перерыв во временных рядах.
Тенденции в расходах на здравоохранение
в Болгарии, отдельные годы (стр. 55)
Расходы
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
Изменение
2000-2915, %
|
Общие расходы на здравоохранение в размере ППС на одного
жителя
|
373
|
706
|
1059
|
1492
|
300
|
Общие расходы на здравоохранение в % от ВВП
|
5,9
|
6,9
|
7,1
|
8,2
|
39
|
Среднегодовые реальные темпы роста общих расходов на
здравоохранение*
|
2,1**
|
1,8
|
2,7
|
3,3
|
n/a
|
Среднегодовые реальные темпы роста в ВВП***
|
2,0
|
2,6
|
2,8
|
3,6
|
n/a
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от общих
текущих расходов на здравоохранение
|
59,6
|
59,9
|
55,4
|
51,1
|
-14
|
Частные расходы на здравоохранение в % от общих текущих
расходов на здравоохранение
|
40,4
|
40,1
|
44,6
|
48,9
|
21
|
Расходы государственного управления на здравоохранение
в% от общих государственных расходов
|
8,5
|
11,2
|
10,9
|
10,3
|
n/a
|
Государственные расходы на здравоохранение в процентах
от ВВП
|
3,5
|
4,2
|
3,9
|
4,2
|
n/a
|
Личные выплаты в % от общих расходов на здравоохранение
|
40,4
|
38,9
|
43,1
|
47,7
|
n/a
|
Личные выплаты в % от частных расходов на здравоохранение
|
100,0
|
96,9
|
96,8
|
97,5
|
n/a
|
Добровольное медицинское страхование в % от общих расходов
на здравоохранение
|
0,0
|
0,3
|
0,5
|
0,4
|
n/a
|
Добровольное медицинское страхование в % от частных
расходов на здравоохранение
|
0,0
|
0,7
|
1,0
|
0,8
|
n/a
|
* Рассчитано как среднее значение годовых темпов роста
в евро за предыдущий период
** От базы 1996 года
*** Рассчитано как среднее для годовых темпов роста в евро
за предыдущий период
|
Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения:
время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения
той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются,
так и находящихся в стадии разработки. Цель обзоров "Системы
здравоохранения: время перемен" заключается в том, чтобы предоставить
организаторам здравоохранения и аналитикам сравнительную информацию,
необходимую им для совершенствования систем здравоохранения в странах
Европы, Обзоры систем здравоохранения дают возможность:
- подробно изучить различные методы организации, финансирования
и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников
систем здравоохранения;
- описать организационную структуру, процессы подготовки и реализации
программ реформ здравоохранения и их содержание;
- обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения,
а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
- предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент
для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена
опытом по стратегии их реформ;
- помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более
глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.
Составление обзоров сопряжено с рядом методологических
трудностей. Во многих странах информации о системах здравоохранения
и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой
базы данных количественные показатели приходится получать из разных
источников. И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных,
могут несколько отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно
согласуются между собой.
Наряду с преимуществами составление обзоров в едином
формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы
финансирования и предоставления медицинских услуг различны, Преимущества
же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать,
как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах, Обзоры
"Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным
источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию
в области здравоохранения в своей стране, Кроме того, их можно использовать
для сравнительного анализа систем здравоохранения.
Данный обзор посвящен Болгарии. Плохое состояние здоровья
также частично связано с неудовлетворительным состоянием болгарской
системы здравоохранения, о чем свидетельствует высокий уровень смертности.
Хотя доля валового внутреннего продукта, расходуемого на здравоохранение,
увеличилась (до 8,2% в 2015 году), болгарская система социального
медицинского страхования обеспечивает недостаточную степень финансовой
защиты. Расходы собственных средств составляют почти половину расходов
на здравоохранение (47,7% в 2015 году), что в три раза выше, чем
в среднем по ЕС. Доступность и качество медицинской помощи также
находятся под угрозой дисбаланса в распределении ресурсов. Специалисты
в области здравоохранения сконцентрированы в городских районах,
и в больницах проводится слишком много вмешательств.
Contents
Preface
Acknowledgements
List of abbreviations
List of tables, figures and boxes
Abstract
Executive Summary
1 Introduction 1
1.1 Geography and sociodemography
1.2 Economic context
1.3 Political context
1.4 Health status
2 Organization and governance
2.1 Overview of the health system
2.2 Historical background
2.3 Organization
2.4 Decentralization and centralization
2.5 Planning
2.6 Intersectorality
2.7 Health information management
2.8 Regulation
2.9 Patient empowerment
3 Financing
3.1 Health expenditure
3.2 Sources of revenue and financial flows
3.3 Overview of the statutory financing system
3.4 Out-of-pocket payments
3.5 Voluntary health insurance
3.6 Other financing
3.7 Payment mechanisms
4 Physical and human resources
4.1 Physical resources
4.2 Human resources
5 Provision of services
5.1 Public health
5.2 Patient pathways
5.3 Ambulatory care
5.4 Inpatient care
5.5 Emergency care
5.6 Pharmaceutical care
5.7 Rehabilitation/intermediate care
5.8 Long-term care
5.9 Services for informal carers
5.10 Palliative care
5.11 Mental health care
5.12 Dental care
5.13 Complementary and alternative medicine
5.14 Health services for specific populations
6 Principal health reforms
6.1 Analysis of recent reforms
6.2 Future developments
7 Assessment of the health system
7.1 Stated objectives of the health system
7.2 Financial protection and equity in financing
7.3 User experience and equity of access to health care
7.4 Health outcomes, health service outcomes and quality of care
7.5 Health system efficiency
7.6 Transparency and accountability
8 Conclusion
9 Appendices
9.1 References
9.2 HiT methodology and production process
9.3 The review process
9.4 About the authors
|