|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Алкоголизм и как с ним бороться
Среди мер по борьбе с алкоголизмом наибольшей
поддержкой россиян пользуется запрет на продажу спиртного гражданам,
не достигшим 21 года и пропаганда здорового образа жизни
Коротко о главном:
- 46% россиян считают алкоголизм болезнью, требующей медицинского
вмешательства, 31% - социальной проблемой
- В числе мер по борьбе с алкоголизмом принудительное лечение
выбирают 38% граждан
- Для борьбы с алкоголизмом необходимо в первую очередь запретить
продажу алкоголя молодежи до 21 года (58%) и пропагандировать
здоровый образ жизни (54%)
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
представляет данные исследования, посвященного теме алкоголизма.
Проблема алкоголизма актуальна для многих в нашей стране
(по признанию 37% опрошенных в их близком окружении есть алкоголики).
Большинство граждан не остается безразличным в вопросе отношения
к алкоголикам, а законодательство, направленное на снижение употребления
алкоголя, считается скорее излишне мягкими, чем жесткими. Ряд мер
по борьбе с алкоголизмом находит широкую поддержку среди населения.
Есть ли среди ваших близких, знакомых алкоголики
или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
2017 г.
|
2018 г.
|
Да, есть
|
41
|
37
|
Нет, таких людей среди моих близких и знакомых нет
|
43
|
43
|
Может и есть, но мне об этом точно неизвестно
|
15
|
20
|
Отказ от ответа
|
1
|
0
|
Чаще всего алкоголизм относят к категории болезней,
требующих медицинского вмешательства (46%). С другой стороны, почти
треть опрошенных (31%) считают это болезнью социального характера.
Существующие государственные меры по сокращению потребления алкоголя
41% опрошенных называют недостаточными, и только 8% характеризуют
их как чрезмерные. О достаточности принимаемых мер говорят 32% респондентов.
Как Вы относитесь к алкоголикам? (закрытый
вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
2017
|
2018
|
Это частное дело каждого, я таких людей не осуждаю
|
17
|
14
|
Алкоголизм - это болезнь, и таким людям нужна медицинская
помощь
|
45
|
46
|
Алкоголизм – социальная проблема, и «лечить» надо само общество
|
27
|
31
|
Алкоголики – опасные люди, их следует изолировать от общества
|
7
|
6
|
Затрудняюсь ответить
|
4
|
3
|
Как Вы лично оцениваете принятые в нашей стране
законодательные меры, направленные на уменьшение потребления алкоголя?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
2017
|
2018
|
Чрезмерно жесткие
|
9
|
8
|
Ровно такие, как нужно
|
35
|
32
|
Недостаточные, слишком мягкие
|
41
|
41
|
Затрудняюсь ответить
|
15
|
19
|
Среди мер по борьбе с алкоголизмом наибольшей поддержкой
россиян пользуется запрет на продажу спиртного гражданам, не достигшим
21 года (58%), пропаганда здорового образа жизни (54%) – с 2005
г. (39%) актуальность последней заметно выросла, а также запрет
рекламы алкоголя (49% в 2018 г. - против 57% в 2009 г.). В то же
время за 13 лет снизилась доля тех, кто выбирает вариант «введение
уголовной ответственности за распитие спиртных напитков и появление
в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах» (с 39%
до 33%). Наименее популярными, как показал опрос, являются следующие
меры: повышение цен на алкогольную продукцию (21%) и введение тотального
запрета («сухого закона») – 12%.
Какие конкретно меры для борьбы с алкоголизмом
Вы бы поддержали? (закрытый вопрос, любое число ответов,
% от всех опрошенных)
|
2005
|
2006
|
2009
|
2017
|
2018
|
Запрет на продажу алкоголя молодежи до 21 года
|
56
|
48
|
63
|
53
|
58
|
Пропаганда здорового, трезвого образа жизни
|
39
|
42
|
47
|
48
|
54
|
Полный запрет рекламы любого вида алкоголя, в т.ч. и слабоалкогольных
напитков*
|
55
|
52
|
57
|
46
|
49
|
Восстановление вытрезвителей**
|
…
|
…
|
…
|
38
|
44
|
Принудительное лечение от алкоголизма
|
27
|
22
|
29
|
32
|
38
|
Ограничение продажи алкоголя в утреннее время
|
25
|
19
|
31
|
30
|
37
|
Развитие современных медицинских методов лечения алкоголизма,
в том числе нетрадиционных
|
19
|
20
|
25
|
30
|
37
|
Введение уголовной ответственности за распитие спиртных напитков
и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных
местах
|
39
|
38
|
34
|
28
|
33
|
Организация обществ трезвости, анонимных алкоголиков
|
15
|
11
|
15
|
22
|
29
|
Повышение цен на алкогольную продукцию
|
13
|
10
|
19
|
18
|
21
|
Введение запрета на производство и продажу спиртных напитков
(ведение «сухого закона»)***
|
…
|
6
|
10
|
13
|
12
|
Другие меры
|
2
|
1
|
4
|
11
|
5
|
Ничего предпринимать не надо, государство не должно в это
вмешиваться
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
Затрудняюсь ответить
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
* в 2005-2006 гг. данный вариант ответа звучал «запрет рекламы
алкоголя»
** в 2005-2009 гг. данный вариант ответа не предлагался
*** в 2005 г. данный вариант ответа не предлагался
Данные опроса комментирует руководитель практики информационной
политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин: «Тему
борьбы с алкоголизмом необходимо рассматривать не изолировано, а
в комплексе мер, реализуемых государством в направлении формирования
здорового образа жизни россиян, которые включают в себя и снижение
потребление никотиносодержащих веществ, и развитие физической активности,
и формирование культуры питания. Охватывая в своих исследованиях
на регулярной основе весь спектр этих направлений, мы отчетливо
видим высокий уровень поддержки со стороны россиян государственной
политики, проводимой в этом направлении. Отдельно в части рекомендаций
стоило бы отметить, что сегодня особенно актуально развивать меры,
связанные с формированием именно позитивных установок на ведение
здорового образа жизни, поскольку меры чисто ограничительного характера
начинают исчерпывать свой потенциал и работать с убывающей отдачей,
хотя на старте кампании по здоровому образу жизни они сыграли фундаментальную
роль в сломе негативных тенденций».
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник»
проведен 6 сентября 2018 г. В опросе принимают участие россияне
в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной
двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров
объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка
телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены
на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам.
Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95%
не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов
могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства,
возникающие в ходе полевых работ. В 2005-2009 гг. были проведены
квартирные опросы.
ВЦИОМ, 14 сентября 2018 г.
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9309
|