Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 779 - 780
27 августа - 9 сентября 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«The Washington Post», «Русская служба BBC», «РБК», «Bloomberg», «Financial Times» о смягчении пенсионной реформы со стороны Путина
«Newsweek», «Bloomberg» и «Neue Zurcher Zeitung» о пенсионной реформе и рейтинге Путина
«РБК», «Глас народа», «REGIONS.RU / Новости Федерации», «Siapress.ru» и «ФАН» о парламентских слушаниях в связи с пенсионной реформой
«Коммерсантъ», «Русская служба BBC», «РБК», «Новые Известия» и «ФАН» о пенсионной реформе
«РБК» о новой пенсионной формуле
«Русская служба BBC» об особенностях пенсионной реформы для силовиков
«Русская служба BBC» и «РИА Новости» о международном опыте повышения пенсионного возраста
«Новости Армении - NEWS.am» о накопительной пенсионной системе в Армении
«Известия» о прогнозе рождаемости в России
«Православие и Мир» об инициативе ограничить число приемных детей в семье
«Известия» о подготовке нянь и создании семейных детсадов
«Би-би-си, Сеул» о низком уровне рождаемости в Корее
«Rzeczpospolita» о снижении численности населения в Центральной Европе
«Эхо Москвы» о безработице
«Православие и мир» и «Коммерсантъ» о рынке труда для предпенсионных и пенсионных возрастов

«Forbes Woman» и «Новые Известия» о необходимости готовиться к пенсии
«Комсомольская правда» о безусловном доходе для кенийцев
«РИА Новости» о предпосылках в соотношении полов при рождении
«The Times» и «Le Monde» о продолжительности жизни в Великобритании и США
«The Guardian» об ожирении
«Wonderzine» о мифах о витаминах
«iq.hse.ru» о здоровье рабочих
«Новые Известия» о сравнении уровня медицины России и Афганистана
«Российская газета» о проблемах Дальнего Востока
«Независимая газета», «ИноСМИ.RU» и «ABC Nyheter» о миграционном кризисе в Европе
«Русская служба BBC» о ксенофобии
«Российская газета» об инициативе прекратить железнодорожное сообщение между Украиной и Россией
«iq.hse.ru» о снижении числа международных студентов
«Православие и Мир» о преследовании матери ребенка-инвалида
«Life.ru» об истории распространения чумы
«Новые Известия» о демографических мифах XVII-XVIII века
«7 Дней» о новых способах защиты от массовых случаев стрельбы в США
«Berlingske» о жизни ЛГБТ в России
«Le Monde» об идеологии счастья
«Москва-Ерушалаим» о вкладе евреев в развитие Египта на рубеже XIX-XX веков

… о ксенофобии

"Свой - значит хороший". Патриотизм и ксенофобия как две стороны одной медали

Разделение на "своих" и "чужих" лежит в основе любой социальной группы, и защита себе подобных - один из основных человеческих инстинктов. На нём, в частности, основан патриотизм: ощущение общности, единства с соотечественниками заставляет нас болеть за национальную сборную на спортивных соревнованиях или объединяться против внешнего врага.
То же разделение, впрочем, имеет и обратную сторону: именно оно является основой ксенофобии, дискриминации и любых стереотипов, когда мы автоматически приписываем незнакомому человеку те или иные личные качества лишь на основе его принадлежности к некой группе - и мгновенно записываем в "чужаки".
На первый взгляд, такое поведение должно формироваться в процессе воспитания - по мере того как мы осознаём свою принадлежность к той или иной группе, принимаем и учимся разделять её ценности.
Однако, как показывают исследования психологов и социологов, последнее вовсе необязательно - и самого факта принадлежности к той или иной группе зачастую достаточно для того, чтобы спровоцировать агрессию в адрес "чужака".
"Исследования обнаружили, что можно включить человека в какую-либо группу совершенно случайным образом, без всякого на то обоснования. И даже если в теории у него нет никакого интереса к этой группе, он всё равно будет относиться к ней необъективно и последовательно предпочитать её остальным", - утверждает профессор психологии Йельского университета Йарроу Данэм.
"Многие теории пытаются найти объяснения взаимодействий внутри каждой конкретной группы её сложной структурой, но я убеждён, что их можно объяснить простым фактом принадлежности, разделения на своих и чужих", - говорит он.

"Коллективный нарциссизм"
Данэм решил проверить свою гипотезу "простой принадлежности", изучив все доступные научные работы в этой области, опубликованные за последние десятилетия, в том числе исследования детской психологии - кого младшие школьники считают своими друзьями и как выражают им свою поддержку.
Итоги его ещё не опубликованной работы демонстрируют очевидную необъективность участников любых экспериментов к членам "своей" группы - по отношению к ним проявляется большая щедрость, повышенная готовность прощать и сотрудничать.
Впервые эту парадоксальную на первый взгляд идею высказал еще в 1970-х годах польский социальный психолог Хенри Тайфель. Он разделял своих испытуемых на группы с минимальными, практически бессмысленными отличиями - и те начинали оказывать поддержку членам своей, едва обретённой "команды" с навязанной общностью, несмотря на куда более очевидные общие черты, объединяющие их с членами других групп.
Дальнейшие изыскания Данэма показали, что любые конфликты по поводу социальной иерархии, религиозных различий и даже того, как люди делают ставки на исход спортивных соревнований, во многом основаны именно на поляризации и предвзятом отношении по отношению к "не своим".
Впрочем, размышляет профессор, это совершенно объяснимо с точки зрения эволюции и развития общества.
"Жизнь в группе даёт нам возможность окружить себя людьми, с которыми мы можем сотрудничать, которым мы можем доверять и у которых мы можем учиться. С одной стороны, именно такая необъективная предрасположенность по отношению к членам своей группы сделала человека столь гибким, культурным и быстрообучаемым видом", - объясняет он.
"Однако, как только начинается взаимодействие между несколькими группами сразу, мы начинаем замечать тенденции к негативной предвзятости - в форме предубеждения, дискриминации, построения стереотипов, - продолжает Данэм. - Особенно это проявляется в современном обществе, где мы постоянно взаимодействуем с огромным количеством самых разных людей".
Ощущение собственной исключительности на основе принадлежности к той или иной группе и (чаще всего вымышленной) угрозы со стороны других сообществ, как показывают исследования, и вовсе приводят к феномену "коллективного нарциссизма", который может легко спровоцировать агрессию и даже насилие в отношении "других".
И хотя исследование Данэма задаётся вопросом, каким способом можно бороться с феноменом предвзятости во всё более разношёрстном глобальном обществе, сам профессор полагает, что лежащий в его основе инстинкт приносит человечеству немало пользы.
"С точки зрения эволюции, я не уверен, что предпочтение членов своей группы - это что-то, от чего мы хотели бы избавиться раз и навсегда. Ведь оно помогает нам учиться и во многом определяет нас как культурный вид", - заключает он.

Николай ВОРОНИН, Русская служба BBC. 20 августа 2018 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.