Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 779 - 780
27 августа - 9 сентября 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«The Washington Post», «Русская служба BBC», «РБК», «Bloomberg», «Financial Times» о смягчении пенсионной реформы со стороны Путина
«Newsweek», «Bloomberg» и «Neue Zurcher Zeitung» о пенсионной реформе и рейтинге Путина
«РБК», «Глас народа», «REGIONS.RU / Новости Федерации», «Siapress.ru» и «ФАН» о парламентских слушаниях в связи с пенсионной реформой
«Коммерсантъ», «Русская служба BBC», «РБК», «Новые Известия» и «ФАН» о пенсионной реформе
«РБК» о новой пенсионной формуле
«Русская служба BBC» об особенностях пенсионной реформы для силовиков
«Русская служба BBC» и «РИА Новости» о международном опыте повышения пенсионного возраста
«Новости Армении - NEWS.am» о накопительной пенсионной системе в Армении
«Известия» о прогнозе рождаемости в России
«Православие и Мир» об инициативе ограничить число приемных детей в семье
«Известия» о подготовке нянь и создании семейных детсадов
«Би-би-си, Сеул» о низком уровне рождаемости в Корее
«Rzeczpospolita» о снижении численности населения в Центральной Европе
«Эхо Москвы» о безработице
«Православие и мир» и «Коммерсантъ» о рынке труда для предпенсионных и пенсионных возрастов

«Forbes Woman» и «Новые Известия» о необходимости готовиться к пенсии
«Комсомольская правда» о безусловном доходе для кенийцев
«РИА Новости» о предпосылках в соотношении полов при рождении
«The Times» и «Le Monde» о продолжительности жизни в Великобритании и США
«The Guardian» об ожирении
«Wonderzine» о мифах о витаминах
«iq.hse.ru» о здоровье рабочих
«Новые Известия» о сравнении уровня медицины России и Афганистана
«Российская газета» о проблемах Дальнего Востока
«Независимая газета», «ИноСМИ.RU» и «ABC Nyheter» о миграционном кризисе в Европе
«Русская служба BBC» о ксенофобии
«Российская газета» об инициативе прекратить железнодорожное сообщение между Украиной и Россией
«iq.hse.ru» о снижении числа международных студентов
«Православие и Мир» о преследовании матери ребенка-инвалида
«Life.ru» об истории распространения чумы
«Новые Известия» о демографических мифах XVII-XVIII века
«7 Дней» о новых способах защиты от массовых случаев стрельбы в США
«Berlingske» о жизни ЛГБТ в России
«Le Monde» об идеологии счастья
«Москва-Ерушалаим» о вкладе евреев в развитие Египта на рубеже XIX-XX веков

… о миграционном кризисе в Европе

В Евросоюзе вновь не поделили беженцев

Рим угрожает блокировать принятие бюджета ЕС из-за проблем с распределением мигрантов

В Италии высадился очередной десант беженцев из стран Африки. Путь в Старый Свет для них оказался дольше, чем ожидался. В Европе нелегальным мигрантам не только оказались не рады. Африканские «гости» подлили масла в огонь в противоречия между Брюсселем и Римом и в очередной раз напомнили им о необходимости искать решение общеевропейской миграционной проблемы.
Корабль итальянской береговой охраны Diciotti пришвартовался в сицилийском порту Катания еще 20 августа. Находившихся на его борту 177 выходцев из стран Африки экипаж корабля обнаружил и поднял на свой борт 15 августа. Они терпели бедствие в мальтийских территориальных водах. Итальянские моряки обратились к властям Валлетты за разрешением доставить спасенных людей в один из портов страны, однако получили отказ. После этого спасенные мигранты провели на Diciotti десять суток, дожидаясь разрешения итальянских властей на высадку, сначала у острова Лампедуза, а затем в сицилийском порту Катания.
Против высадки мигрантов выступил глава МВД Италии, вице-премьер Маттео Сальвини, известный своей жесткой позицией по отношению к нелегальной миграции. Он считает спасателей беженцев на море «вице-контрабандистами» и не раз подчеркивал, что его страна не должна быть «европейским лагерем для беженцев». Сальвини потребовал, чтобы к распределению беженцев подключились и другие страны Евросоюза. Он также пригрозил, что следующий корабль с мигрантами, который приплывет к берегам Италии, будет вынужден вернуться обратно.
Драма вокруг Diciotti разрешилась лишь в ночь на воскресенье, когда остававшиеся на тот момент на борту 140 мигрантов смогли сойти на сицилийский берег. До этого итальянские власти по гуманитарным соображениям разрешили высадку несопровождаемых несовершеннолетних беженцев. Кроме того, еще 13 африканцев, которым требовалась неотложная врачебная помощь, были отправлены в местную больницу.
Своим демаршем глава итальянского МВД не только обрушил на себя резкий шквал критики в ЕС. Как сообщает Guardian, прокуратура завела на него следственное дело, назвав его распоряжения, запрещающие высадку мигрантов, незаконными и нарушающими международное право. Сам же Сальвини назвал такое решение «позором».
Ситуация вокруг корабля Diciotti дала Риму очередной повод упрекнуть своих европейских партнеров в непоследовательной миграционной политике и напомнить о том, что их слова расходятся с делами. В своем посте в Facebook премьер-министр Италии Джузеппе Конте назвал случившееся «поражением Европы». Он пригрозил заблокировать обсуждаемый сейчас бюджет ЕС на 2021–2027 годы, воспользовавшись правом Италии на вето.
Проблеме вокруг нелегальной миграции страны ЕС давно пытаются найти компромисс. Из-за ситуации вокруг Diciotti Еврокомиссия организовала в пятницу неформальную встречу европейских шерп по проблеме миграции, которая закончилась безрезультатно. Между тем, по данным СМИ, о принятии 20 мигрантов с итальянского спасательного судна заявила Албания, еще 25 примет Ирландия. Остальных на свое попечение взяла итальянская католическая церковь, призвав «положить конец этой драматической ситуации и страданиям».
В ситуации, возникшей вокруг судна Diciotti, доцент кафедры Европейского права МГИМО Николай Топорнин видит определенный подтекст, связанный с общемиграционной политикой ЕС. Он отметил, что после того, как ЕС удалось с помощью Турции перекрыть балканский маршрут, для беженцев из Африки единственным путем в Европу остается путь через Средиземное море, несмотря на его опасность. По мнению эксперта, Италия в этом году особенно подверглась миграционному давлению, а ее инфраструктура больше не в состоянии выдерживать приток мигрантов. Случаи, подобные с Diciotti, Топорнин называет отголоском той ситуации в сфере миграции, которая сложилась в ЕС после 2015 года. «Здесь основная доля «условной» вины лежит на Германии и лично канцлере Меркель, которая провозгласила политику открытых дверей, не продумав, к каким последствиям она может привести», – пояснил эксперт.
По мнению Топорнина, проблема миграции привела к существенному изменению внутриполитического ландшафта Италии. «Сейчас в Италии у власти находятся правые популисты и левые радикалы, что само по себе необычно. Хотя они расходятся в таких вопросах, как, например, регулировать экономику и решать проблему безработицы, однако едины в своих взглядах на миграционную проблему. В ходе избирательной кампании они обещали «перекрыть» поток мигрантов, в том числе наглухо закрыв водные границы с Африкой. Поэтому вынуждены подкреплять делами то, что обещали», – пояснил эксперт.
Впрочем, найти компромисс вокруг миграционной проблемы Евросоюзу будет очень сложно, считает Топорнин. Он, в частности, обратил внимание на то, что на последнем саммите страны ЕС пришли к решению пересмотреть и доработать действовавшее ранее Дублинское соглашение. Оно обязывало власти той или иной страны Евросоюза принять у себя беженца, обратившегося с соответствующим прощением об убежище. Изменение документа кардинально не изменит ситуацию с беженцами, убежден Топорнин, так как их количество от этого не сократится. При этом, по мнению эксперта, некоторые, в частности северные, страны ЕС не заинтересованы в пересмотре Дублинского соглашения, так как он фактически их не затрагивает.

Фемида СЕЛИМОВА, Независимая газета. 26 августа 2018 года

Испания становится главным маршрутом для нелегальных мигрантов

Согласно испанской «Паис» (El Pais), 38% нелегальных мигрантов попадает теперь в Европу через Иберийский полуостров. За первые семь месяцев этого года их прибыло в Испанию около 24 тысяч — втрое больше, чем за тот же период прошлого года. Это означает, что все большее число беженцев выбирает «испанский маршрут». Международные гуманитарные организации бьют тревогу: Средиземное море в районе Гибралтара (ширина в самом узком месте — 14 километров) превращается в зону повышенной опасности, количество утонувших в море в этом году (свыше 300 человек) вдвое превысило показатели 2017 года. По данным Международной организации по миграции, общее число прибывающих в Европу мигрантов сократилось в сравнении с прошлом годом. Это объясняется в первую очередь тем, что правопопулистское правительство Италии приняло жесткие меры по блокировке нелегального трафика. Однако резкое сокращение итальянского транзита означает, что потоки мигрантов перенаправляются на Испанию, и эта тенденция усиливается.
Правительство Испании, возглавляемое социалистом Педро Санчесом, поставлено в сложную ситуацию. С одной стороны, социалисты всегда выступали за права мигрантов, с другой, возмущение местных властей бьет через край. Муниципалитеты Кадиса, Малаги и Гранады заявляют, что у них нет ресурсов для приема беженцев, все центры размещения переполнены, в то время как каждый день к южному побережью Испании приплывает свыше 300 человек. Журналисты сообщают о мигрантах, ночующих прямо на улицах, на вокзалах и даже во дворах муниципальных учреждений. Правительство Испании обещало создать вблизи Гибралтара фильтрационный лагерь на 500 человек, где мигранты могли бы пройти первую регистрацию, но это — чисто символическая мера, страна просто не готова «переварить» столько людей. В условиях обостряющегося миграционного кризиса Испания обратилась к Еврокомиссии с просьбой о помощи, а к другим странам ЕС — с призывом проявить солидарность и принять хотя бы часть беженцев. Но пока что все предлагаемые меры остаются на бумаге: Еврокомиссия предлагает строить новые фильтрационные лагеря на территории Испании и одновременно работать с государствами Африки, чтобы те «тормозили» нелегальную миграцию.
Главной базой для переправки мигрантов в Европу вместо Ливии становится Марокко. В результате перекрытия «балканской тропы» и блокировки «итальянского маршрута» у беженцев остался единственный путь — через западное Средиземноморье. Марокканские власти даже заинтересованы в этом транзите — ведь теперь они могут шантажировать Евросоюз. Правительство Марокко уже затребовало от Брюсселя многомиллионную помощь и другие преференции, но пока что получило в качестве поддержки (вместе с Тунисом) около 55 миллионов евро. Наблюдатели считают эту сумму смехотворной — с учетом того, какие меры придется принимать для обуздания нелегальной миграции.
Важную роль в транзите нелегалов в Испанию играет Мавритания — африканская страна, расположенная в непосредственной близости от Канарских островов. Десять лет назад испанцам удалось остановить миграционные потоки из Мавритании с помощью комплексных мер. Это была финансовая помощь правительству в Нуакшоте, размещение испанских полицейских постов на побережье Мавритании, а также жесткие судебные меры в отношении контрабандистов.
Вопрос нелегальной миграции все острее стоит на политической повестке дня в Испании и несомненно станет основным на всеобщих выборах, которые должны состояться до июля 2020 года. Ушедшая в оппозицию правоцентристская Народная партия Испании заняла резко негативную по отношению к мигрантам позицию, практически повторив тезисы итальянских и австрийских правых популистов, а также их единомышленников в странах «Вышеградской четверки» (Чехии, Словакии, Венгрии и Польши). Лидер Народной партии Пабло Касадо заявил: «Отбросим ложную политкорректность и честно скажем, что Испания не может принять миллионы африканцев, которые устремляются в Европу в поисках лучшего будущего». Касадо обвинил правительство социалистов в разжигании миграционного кризиса: по его словам, Испания и Европа должны всеми способами защищать свои границы.
Его позицию поддержал лидер другой правоцентристской партии — «Граждане» — Альберт Ривера, он обвинил премьер-министра Санчеса в том, то тот подает беженцам неправильный сигнал, принимая гуманитарные суда в испанских портах. Заявления Касадо и Риверы вызвали озабоченность в Брюсселе, где опасаются создания общеевропейской «антимигрантской» коалиции. В руководстве ЕС заявили, что в этот сложный момент Евросоюз не может потерять демократическую Испанию. Эта страна в силу своего экономического и демографического веса является одним из важнейших элементов европейского либерального проекта. Однако все призывы испанского правительства о помощи остались до сих пор без ответа: европейские партнеры не спешат помогать Испании, так же как ранее они не пришли на выручку Италии, когда левоцентристское правительство Ренци умоляло помочь с решением миграционного кризиса.
По мнению европейских аналитиков, нынешнее испанское правительство играет с огнем. Оно не сделало правильных выводов из событий в Италии, где миграционный кризис стал детонатором резкого поправения всего политического поля. «Гуманная» политика правительства социалистов, которые открывают порты для судов с беженцами, вызывает негативную реакцию граждан. Всю Испанию потрясли кадры штурма пограничных заграждений в Сеуте, когда сотни мигрантов прорвались на испанскую территорию. А ведь их число будет только расти: миллионы африканцев намерены любой ценой попасть в Европу, даже рискуя собственной жизнью. При этом речь идет об экономических беженцах, практически ни один из мигрантов не является узником совести или жертвой политических репрессий. Канцлер Австрии Себастьян Курц, чья страна председательствует сейчас в Евросоюзе, высказал в связи с очередным обострением миграционного кризиса следующие предложения:
— отбирать строго ограниченное количество соискателей на беженский статус непосредственно из зоны конфликтов, а всех остальных отсеивать,
— следовать примеру Австралии, которая положила конец бесконтрольному притоку беженцев морским путем,
— создавать фильтрационные лагеря для беженцев за пределами Европы, желательно в странах Северной Африки,
— усилить охрану внешних границ Евросоюза, довести количество пограничных служб ЕС до 10 тысяч человек,
— отменить систему распределения беженцев по квотам, поскольку против нее выступили страны Восточной Европы,
— блокировать перемещения беженцев внутри Евросоюза, усилить контроль на границах отдельных стран,
— заявки на предоставление беженского статуса должны подаваться не на территории Евросоюза, а в странах Азии и Африки.
Предложения австрийского канцлера отражают меняющийся подход к миграционной проблеме и бросают вызов сложившейся практике Евросоюза и отдельных его членов. Даже канцлер Германии Ангела Меркель была вынуждена признать, что Дублинская система, согласно которой за беженцев отвечает первая страна прибытия, более не функционирует. Беженцы в нарушение нынешних правил перемещаются в более благополучные страны Северной Европы. Так больше не может продолжаться.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Дмитрий ДОБРОВ ИноСМИ.RU. 16 августа 2018 года

Швеция: цель автомобильных поджогов — провоцировать общество

 «Цель поджогов автомобилей — досадить „проклятому" обществу и полиции. Это своего рода общественный протест, осуществленный криминальными кругами», — говорит профессор криминологии Стокгольмского университета Ежи Сарнецки в беседе с «АБЦ Нюхетер» (ABC Nyheter).

Полиция подозревает, что поджоги могли быть скоординированы в соцсетях.
«Совершенно очевидно, что все это было скоординировано, потому что поджоги начались одновременно в нескольких местах на западе Швеции. Но определенная степень координации вовсе не обязательно должна означать, что это был заговор. Полиция должна очень тщательно это расследовать», — говорит Сарнецки.
Еще два автомобиля были подожжены в Вестре Фрёлунда (Västre Frölunda) в Гётеборге за какие-то полчаса в ночь на среду, в том же самом районе, где в ночь на вторник были подожжены несколько машин. Автомобили горели и в Мёльндале (Mölndal) недалеко от Гётеборга, и в Буросе (Borås).
Неизвестно, можно ли последние пожары непосредственно связать с теми почти 100 автомобилями, которые были подожжены вандалами в ночь на вторник, но, по словам руководителя полицейской операции Юхана Юнга (Johan Ljung) из Западного полицейского управления, многое указывает именно на это.
9 сентября в Швеции выборы, и нет ничего неожиданного в том, что поджоги автомобилей стали темой избирательной кампании. Премьер-министр Стефан Лёвен во вторник выступил довольно жестко и не стал скрывать, что он «вне себя от ярости».
— Эти пожары происходят при весьма чувствительных политических обстоятельствах. Вполне возможно, что кто-то хотел спровоцировать подобные действия, чтобы выиграть политические очки, но нам неизвестно, действительно ли это так, — говорит криминолог Ежи Сарнецки.
ABC Nyheter: А Вы не рассматриваете это в связи со шведскими дебатами об иммиграции?
Ежи Сарнецки: Я не стану отвечать на этот вопрос. Мы не знаем, есть ли тут какая-то связь, а если это и так, нам неизвестно, кто за этим стоял.

«Усилились в 2009 году»
Молодежь из криминальных кругов ранее несколько раз осуществляла подобные акты вандализма. Если верить статье о подобных пожарах, опубликованных «СВТ» (SVT) ранее, эта странная «мода» распространилась в районе Готтcунда (Gottsunda) в 2009 году. С тех пор количество поджогов автомобилей удвоилось.
«Мы и раньше видели подобные пожары и похожие беспорядки в социально уязвимых районах. Шведская полиция называет эти районы социально неблагополучными», — говорит Сарнецки.
«Это похожие на гетто районы, где есть социальные проблемы, высок уровень молодежной преступности, безработицы, где молодежь плохо учится в школе», — подчеркивает криминолог.
Первые сообщения о поджогах автомобилей хлынули из Гётеборга и Трольхеттана (Trollhättan) около 21.00 в понедельник. За ночь поступили аналогичные сообщения из Стокгольма и некоторых других городов. Когда полиция Трольхеттана выехала на место в связи с сообщениями о поджогах автомобилей, молодежь забросала ее камнями.
«Беспорядки среди молодежи у нас иногда случаются как в Швеции, так и Норвегии, но то, что связано с автомобилями, — это особая статья. Машину поджечь легко, и это привлекает к себе большое внимание», — говорит Сарнецки.
«В том, что машины жгут в августе, нет ничего необычного», — пишет «СВТ Нюхетер» (SVT Nyheter).
«В этих районах бывает особенно неспокойно перед началом нового учебного года и сразу же после начала летних каникул», — говорит Сарнецки.

«Пожары, случившиеся на этой неделе, выделяются»
Йон Эст (John Östh) из Университета Уппсалы, занимающийся культурной географией, изучал поджоги автомобилей как феномен. Он подтверждает, что поджоги автомобилей — тренд, который нарастает с 2009 года, но считает, что важно рассматривать поджоги, случившиеся на этой неделе, как отдельное событие:
«Поджоги представляются более скоординированными, и этим они выделяются», — говорит Эст в беседе с ABC Nyheter.
«Если бы я мог просто размышлять на эту тему, то сказал бы, что события этой недели кажутся местью за что-то, совершенное полицией, например, за операцию против наркоторговли или другой преступности, связанной с бандами».
Эст изучает сегрегацию и группы населения, чувствующие себя изгоями в Швеции, он принимал участие в исследовании, специально посвященном поджогам автомобилей.
«В нашем исследовании мы рассматривали связь между поджогами автомобилей и сегрегацией, а также районы, где молодежь оказалась вне рынка труда и где высок уровень бедности», — рассказывает он.
В 1950-е и 1960-е годы в пригородах больших шведских городов в рамках так называемой «миллионной программы» были построены большие жилые массивы. В период с 1965 по 1975 годы строили примерно 100 тысяч квартир ежегодно.
«В самой мысли о том, чтобы у людей появилась возможность жить сравнительно дешево в приличных условиях недалеко от больших городов, не было ничего плохого. Но эти районы из районов проживания рабочего класса превратились в сегрегированные районы, где живут те, кто находится вне шведского общества. Многие молодые люди совсем выпали из него», — говорит Эст.

«Часто это люди с иммигрантскими корнями»
Поджоги автомобилей особенно характерны именно для таких районов.
«Часто к ним имеют отношения молодые люди с иммигрантскими корнями, но в Швеции есть очень много молодых иммигрантов, которые так себя не ведут. Эти происшествия прежде всего связаны с тем, что люди не чувствуют себя своими в шведском обществе — ни социально, ни экономически», — говорит Эст.
«Это, конечно же, их не извиняет. Это криминальные действия, и относиться к ним следует, исходя из этого. Но, если решать проблему, мы должны посмотреть на то, что за этим стоит».
Премьер-министр Лёвен заявил, что он и Социал-демократическая партия будут жестко бороться с подобной преступностью и ясно дадут понять, что подобный вандализм неприемлем.
«Думаю, что на этот позиция довольно четкая, в том числе и у таких партий, как социал-демократы. Похоже, все договорились рассматривать происшествия этой недели прежде всего как преступления», — говорит Эст.
Один из тех, кто был задержан после поджогов автомобилей во Фрёлунде (Frölunda), был арестован в аэропорту в Турции, он пытался бежать. Трое задержанных — в возрасте около 20 лет.
Ведутся поиски нескольких подозреваемых преступников.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Уле ПЕДЕР ЙЭВЭР (OLE PEDER GIÆVER) ABC Nyheter, Норвегия. 15 августа 2018 года
ИноСМИ.RU. 16 августа 2018 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.