Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 777 - 778
1 - 26 августа 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Forbes», «Ведомости», «Новая газета», «News.ru» и «Коммерсантъ» о пенсионной реформе
«Forbes» и «РБК» о пенсионных мифах
«РБК», «Daily Storm» и «Коммерсантъ» о пенсиях
«Русская служба BBC», «Газета.Ру» и «Новая Газета» об отмене пенсий
«ПолитЭксперт» о способах досрочного выхода на пенсию
«Lenta.ru» о советском пенсионном обеспечении
«Ведомости» о межпоколенных трансфертах
«Сноб» о чувстве возраста и старения
«Коммерсантъ» о старении Японии
«Forbes» об ЭКО и суррогатном материнстве
«REGNUM», «Коммерсантъ» и «Wonderzine» об отношении к аборту
«Forbes» о балансе карьеры и семьи
«Onliner.by» о VIP роддомах в Беларуси
«Forbes» о демографическом кризисе
«Новые Известия» о брачном контракте
«Российская газета» о конференции ГУ МВД
«Новая газета» об изменениях миграционного учета
«Новая газета» о киргизской тульской деревне
«Pravda.ru» о нелегальных мигрантах
«Российская газета» о проблемах соотечественников и мигрантов
«Обозреватель» об украинских трудовых мигрантах
«Новая газета» о миграционной мафии в Европе
«Project Syndicate», «Эхо Кавказа» и «Tagesspiegel» о миграционном кризисе

«Независимая газета» о месте России в исламском мире
«Lenta.ru», «ФАН» и «Forbes» о потреблении алкоголя
«iq.hse.ru» о курении в России
«Wonderzine» о хронических болезнях
«Forbes» о лечении старости
«Российская газета» об ожирении
«РБК», «Ведомости» о ВИЧ
«Фонтанка.ру» об инвалидности в Чечне
«The Conversation» о влиянии жары на здоровье
«Газета.Ру» о смертности в ДТП
«Aeon Magazine» о коммерциализации здравоохранения
«Forbes» о клиниках будущего
«Forbes» о медицинском туризме
«Forbes» и «Новые Известия» о региональном (не)развитии
«Helsingin Sanomat» и «Kauppalehti» о российской экономике
«Forbes» и «Ведомости» о рынке труда для людей предпенсионного возраста
«EurasiaNet» о рынке труда для инвалидов
«Ведомости» о пособии по безработице
«iq.hse.ru» о возрастной карте европейцев
«Forbes» о гендерной идентичности
«EurasiaNet» об ЛГБТ в России
«Forbes Woman» о представлениях мужской сексуальности

о пенсиях

Россия на пенсии: как различается положение пенсионеров в стране

Предложенная властями пенсионная реформа затронет всех россиян независимо от места проживания. Как показал анализ РБК, регионы сильно различаются по положению пенсионеров, но властям будет сложно учесть эту дифференциацию

Стареющая Россия
Количество пожилых людей и их доля в структуре населения России непрерывно растут. И процесс демографического старения будет усиливаться: если в 2018 году доля населения старше действующего пенсионного возраста составит 25,5%, то к середине 2030-х годов она достигнет 30% при тех же пенсионных возрастах для мужчин и женщин, по базовому сценарию Росстата. К началу 2023 года количество россиян старше пенсионного возраста впервые превысит половину от численности трудоспособного населения — говоря научным языком, коэффициент демографической нагрузки пожилых на трудоспособное население превысит 0,5 против сегодняшних 0,45.
Повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 63 для женщин позволит выправить демографический баланс: численность людей в трудоспособных возрастах к 2036 году станет больше на 12 млн человек, а коэффициент демографической нагрузки снизится примерно до 0,33.

Если в начале 2011 года в России было 41,8 млн пенсионеров, то к 2018 году их стало 46 млн. При этом пенсионная реформа напрямую касается только получателей страховой пенсии по старости — сейчас таких пенсионеров насчитывается 36,3 млн.
Более 20% в общей численности пенсионеров — это работающие пенсионеры, но раньше их было еще больше. Численность работающих пенсионеров резко сократилась после отмены индексации их пенсий: в 2016 году работали 15,3 млн пенсионеров, в 2017 году — уже 9,9 млн, а в 2018-м — 9,6 млн. В рамках пенсионной реформы не предусмотрено возвращение индексации пенсий работающим пенсионерам.
Пенсии в России выплачиваются не только по линии «гражданского» Пенсионного фонда, но и от военных, силовых и правоохранительных структур. Исходя из данных Росстата, число людей, получающих пенсии от Минобороны, МВД, ФСБ, ФСИН, Генпрокуратуры и Следственного комитета, плюс судьи в отставке на 1 января 2018 года составило 2,57 млн. Правительство пока не предлагает изменить пенсионный возраст для военных и силовиков, но, по словам первого вице-премьера Антона Силуанова, власти обсуждают изменение стажа для их выхода на пенсию.

Самые пожилые регионы
Лидерами по доле пенсионеров в общем населении являются Республика Карелия (38%), Архангельская область (36,8%) и Тульская область (36,2%). В этих регионах растет доля пожилых граждан из-за низкой рождаемости и оттока молодежи, сказал РБК ведущий научный сотрудник Института демографии ВШЭ Никита Мкртчян. «Например, Тульская область находится близко к Москве, молодежь уезжает, а рождаемость низкая, соответственно, пенсионеров становится больше», — говорит он.

Самые «молодые» регионы расположены на Северном Кавказе: в Дагестане доля пенсионеров — 21,2%, в Ингушетии — 21,7%, в Кабардино-Балкарии — 22,9%. В Дагестане еще держится высокая по российским меркам рождаемость, и структура населения из-за этого молодая, отметил Мкртчян. А Москва оказалась среди регионов с низкой долей пенсионеров, потому как притягивает молодежь из других регионов. «В Москве низкая доля пенсионеров из-за миграции — московские вузы впитывают огромное количество молодежи со всей страны, большинство стараются остаться в городе и работать, и население из-за этого молодеет», — объясняет эксперт.

Где живут самые бедные пенсионеры
Соотношение размера пенсии и прожиточного минимума пенсионера (ПМП) говорит прежде всего о том, насколько в регионах хватает базовой пенсии, чтобы пенсионеры могли минимально обеспечивать себя необходимыми товарами и услугами. Так, в Кабардино-Балкарии средняя пенсия ненамного превышает ПМП (соотношение составляет 117,5%), в Ненецком автономном округе — 121,4%, в Москве — 124,2%. Также среди регионов, где живут наиболее бедные пенсионеры, Рязанская и Еврейская автономная области.
На показатель влияют два фактора — размер средней зарплаты в регионе и уровень ПМП, утверждает заведующая лабораторией исследований рынков труда и пенсионных систем РАНХиГС Елена Гришина. «Если прожиточный минимум пенсионера сам по себе высокий, то пенсии не будут сильно его превышать», — отметила она. Так, в Москве ПМП за первый квартал 2018 года составил 11 157 руб., а в Ненецком округе — 16 756 руб. Кроме того, если в регионе низкие зарплаты, то и размер пенсии будет небольшим, добавляет Гришина. Средняя зарплата в Кабардино-Балкарии в 2017 году составила 22,8 тыс. руб., в Рязанской области — 28,8 тыс. руб., то есть гораздо меньше, чем в среднем по стране (39,1 тыс. руб. в 2017 году).

В Тюменской области пенсионеры в среднем живут на два прожиточных минимума, что выводит регион в лидеры (202,7%), далее следуют Белгородская область (186,7%) и Татарстан (183,1%). В этих регионах достаточно высокий уровень зарплат относительно прожиточного минимума, говорит Гришина. Средняя зарплата в Тюменской области в прошлом году была 63,8 тыс. руб. (ПМП за второй, наиболее показательный, квартал 2017 года — 8533 руб.), в Белгородской области — 29 тыс. руб. (6954 руб.), в Республике Татарстан — 32,3 тыс. руб. (7029 руб.).
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы 2012 года обещала в будущем обеспечить пенсионеров средними трудовыми пенсиями по старости на уровне не менее 250–300% ПМП, но в нынешних условиях эта цель недостижима, признало правительство, обосновывая необходимость повышения пенсионного возраста.

Зарплаты отрываются от пенсий
Один из мотивов для повышения пенсионного возраста — сокращение разрыва между размерами пенсий и зарплат в стране за счет того, что будущие пенсионеры проработают дольше и отдадут больше денег со своих зарплат в общий котел солидарной пенсионной системы, правительство рассчитывает опережающими темпами индексировать пенсии нынешним пожилым.

На 1 января 2018 года средний размер пенсии в стране составлял 34% от средней зарплаты за 2017 год (в западных странах этот показатель выше). Дифференциация российских регионов по этому показателю внушительная: от 20% для Москвы до 54% для Ивановской области.
В столице средняя зарплата в 2017 году была одной из самых высоких в стране — 73,8 тыс. руб., а средняя пенсия лишь немногим выше, чем в целом по стране (14,4 тыс.). Однако в Москве пенсионеры со стажем проживания более десяти лет получают ежемесячную надбавку, фактически доводящую их минимально гарантированную пенсию до величины городского социального стандарта — 17,5 тыс. руб. в 2018 году.

Где дольше живут на пенсии
Сегодня ожидаемая продолжительность жизни мужчин, которые дожили до текущего пенсионного возраста (60 лет), составляет в целом по России чуть более 16 лет, женщин, доживших до пенсионного возраста (55 лет) — почти 26 лет. Эти показатели «не являются барьерами на пути повышения пенсионного возраста», считают эксперты Высшей школы экономики (*.pdf).

Однако в региональном разрезе показатели ожидаемой продолжительности предстоящей жизни на пенсии сильно разнятся. В Еврейской автономной области мужчинам, достигшим текущего пенсионного возраста, предстоит прожить только 12,8 года, женщинам — 23,3 года. А в Ингушетии с ее долгожителями показатели составляют более 23 лет для мужчин и почти 31 год для женщин.
Получается, что Еврейская автономная область — один из самых неблагополучных регионов с точки зрения размера пенсий и продолжительности жизни пенсионеров. Курирующий Дальний Восток (к нему относится Еврейская автономная область) вице-премьер Юрий Трутнев в прошлом месяце заявил, что в вопросе повышения пенсионного возраста нужно учитывать специфику Дальнего Востока, связанную с тем, что «продолжительность жизни там немного другая».

Можно ли учесть региональные различия?
Учесть региональную специфику правительству будет сложно или вовсе невозможно, считает директор НИФИ Минфина Владимир Назаров. «Там, где действительно условия жизни существенно отличаются в силу климатических факторов, региональная дифференциация и так существует», — напомнил он: например, работники Крайнего Севера имеют право на досрочный выход на пенсию. Льготные условия для них относительно остальных работников сохранятся и при повышении пенсионного возраста, хотя он все равно вырастет одинаково — на пять и восемь лет для мужчин и женщин соответственно.
 «Выплата пенсий — это федеральный мандат, поэтому региональную специфику надо учитывать скорее только в отношении рынка труда. Надо смотреть на регионы, что у них происходит с рынками труда, возникнут ли локально проблемы с трудоустройством пожилых», — говорит Назаров. Что касается региональных показателей продолжительности жизни на пенсии, то их учет при определении новых пенсионных границ не требуется — это привело бы к тому, что в каждом регионе был бы установлен свой пенсионный возраст. «Даже технически это будет трудно реализовать, потому что граждане переезжают из региона в регион. Что делать, если человек родился в Еврейской АО, потом поехал учиться в Москву, потом уехал работать в Новосибирск, по какому региону он должен будет выходить на пенсию?» — рассуждает Назаров.

Иван ТКАЧЁВ, Юлия СТАРОСТИНА, Дамир ЯНАЕВ РБК 5 июля 2018 года

Миллиарды на экспорт. Почему Россия платит пенсии жителям других стран?

В прошлом году Россия более чем на 41 миллиард рублей выплатила пенсий жителям других стран — Германии, Израиля, Латвии, США… Почему наша страна содержит чужих подданных, разбирался «Шторм»
В правительстве утверждают, что повышение пенсионного возраста в России неизбежно — таковы экономические реалии. В противном случае, если не увеличить возраст выхода на пенсию (до 63 лет для женщин и до 65 лет для мужчин), через несколько лет количество пенсионеров обгонит количество работающих граждан. А это огромная нагрузка на бюджет. Зато повышение пенсионного возраста позволит увеличить размер выплат, обещают политики. К 2024 году пенсия может вырасти до двух прожиточных минимумов.
Несмотря на то что бюджет Пенсионного фонда хронически дефицитен и государство выделяет средства из федерального бюджета на выплаты россиянам, наша страна перечисляет миллиарды рублей на пенсии жителям других стран. В прошлом году на это было потрачено 41,5 миллиарда рублей (это на 7,2% больше, чем в 2016 году), говорится в отчете ПФР. Почему Россия платит пенсии людям, которые не живут в нашей стране, разбирался «Шторм».
В Германию, Израиль, США…
Пенсионный фонд России выплачивает пенсии жителям 129 стран мира. По последним данным ПФР, таких насчитывается 307 тысяч человек. Больше всего получателей российских пенсий в Германии — 101,4 тысячи человек. На втором месте — Израиль (41,4 тысячи человек), на третьем — Абхазия (32,9 тысячи человек). Российские пенсии получают 24,6 тысячи жителей Латвии, 24,3 тысячи жителей Белоруссии, 21,8 тысячи жителей США. Остальные 60,6 тысячи человек — жители других стран.
Часть проживающих за границей получают российские пенсии на территории России — деньги начисляются на их банковский счет или на счет по доверенности. Таким образом, пенсии получают 162,7 тысячи человек (в прошлом году им было перечислено 25 миллиардов рублей). Оставшиеся 144,3 тысячи человек получают выплаты в виде перевода за границу, в иностранной валюте (на эти выплаты в прошлом году было потрачено 16,5 миллиарда рублей).
Средний годовой размер пенсии, которую получали проживающие за границей, составил 135,2 тысячи рублей (2,3 тысячи долларов), или 11,3 тысячи рублей в месяц. Российские пенсионеры получают больше — в среднем по 13,8 тысячи рублей в месяц.
Почему Россия содержит жителей других стран?
Выплаты, которые получают проживающие за пределами России пенсионеры, положены им за то, что они работали в СССР/России и получили необходимый стаж. По закону они имеют право на трудовую пенсию, как и те, кто проживает в России. По словам аналитика консультационного центра «Эшфорд» Роберта Алояна, отобрать эту право у человека только потому, что он переехал в другую страну, нельзя. Если только тот сам не откажется.
Эксперты отмечают, что это могут быть как граждане иностранных государств, так и лица без гражданства. Главное, что они легально получили право на постоянное или временное жительство в России. По словам специалистов, норма касается заключивших трудовой контракт в России, который действует не менее шести месяцев в течение года. Тогда работник может рассчитывать на социальные пособия. А для пенсии по старости, согласно нормам нынешнего законодательства, иностранному гражданину нужно прожить постоянно в России не менее 15 лет (периоды проживания могут суммироваться), иметь трудовой стаж не менее девяти лет и ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент. — Примеч. «Шторма») — не менее 13,8 балла.
Взносы, которые за этих людей платил их работодатель, поступают во внебюджетные фонды, в том числе и в Пенсионный фонд, и это такие же деньги, как деньги граждан России.
Единственное различие, по словам юриста НЮС «Амулекс» Веры Запорожец, — проживающие за рубежом получатели российской пенсии каждый год должны предоставлять документ, подтверждающий, что они живы.
«Россия — участник Европейской социальной хартии от 1996 года, которая и обеспечивает гражданам разных стран их права, если они переезжают на жительство в другое государств, хотя для уточнения прав иностранных граждан предусматривается заключение межгосударственных соглашений. Российские граждане имеют похожие права на пенсионное обеспечение, если переезжают на жительство за границу», — добавляет Пушкарев.
По мнению экспертов, сумма в 41 с лишним миллиардов рублей на выплаты проживающим за рубежом бывшим работникам российских предприятий — небольшая. ПФР «набирает» ее за 10 дней. А вот неисполнение обязательств перед иностранными пенсионерами может обойтись существенно дороже, предупреждает Алоян.
«Конечно, 41 миллиард рублей не является для Пенсионного фонда сколько-нибудь заметной и критичной суммой: весь бюджет Пенсионного фонда за 2017 год составил 6,9 триллиона рублей. То есть суммы выплат из Пенсионного фонда заслужившим это своим трудом в России иностранным гражданам (в том числе и гражданам государств бывшего СССР) укладываются в 0,7% от общего бюджета фонда», — подчеркивает Пушкарев.
…но повышение пенсионного возраста все равно не поможет
Тем не менее опрошенные «Штормом» эксперты скептически относятся к повышению пенсионного возраста в России. Роберт Алоян утверждает, что ни одно государство, где возраст выхода на пенсию был поднят, не может похвастаться хорошими результатами. А размер обязательств растет все быстрее.
 «Только постоянное печатание денег пока спасает эти государства от банкротств, а не «эффективное» управление или изменение структуры экономики, поэтому пример с экономией подобным образом лучше изучать на других гражданах. Демографические проблемы уже в ближайшее время выйдут на первое место, и опасения правительства понятны, но решить вопрос с помощью подкрутки фискальных методов — неэффективная мера из-за массы проблем в будущем по другим направлениям. Для удержания пенсий на том же уровне (!) требуется, чтобы теневая экономика снизилась до размеров статистической погрешности, налоги платили все, кто должен», — уверен он.
С ним соглашается Петр Пушкарев. Эксперт полагает, что главный резерв возможностей для российских властей заключается в увеличении налоговых поступлений.
«Было бы полезно провести в нескольких регионах эксперимент, например, с резким уменьшением процента социальных налогов с фонда зарплаты — с нынешних 30% до 20% или еще более радикально до 15% — и с одновременным увеличением НДС с нынешних 20% еще на 3-4%. И посмотреть, увеличатся ли суммарные поступления, что вполне возможно, так как, помимо роста налога за счет НДС, у работодателей появится мотив вывести из тени зарплаты, особенно если за этими вопросами параллельно усилить контроль и дополнительно простимулировать работодателей. Если в результате двух-трехлетнего эксперимента окажется, что механизм работает, то возможно, что и не придется поднимать пенсионный возраст, а бюджет и так получит дополнительно необходимые суммы», — резюмирует он.

Алена КАТКОВА Daily Storm 27 июля 2018 года

Пенсии народов мира

Где лучше всего живется пожилым

Самая высокая пенсия — в Дании, но по комплексному рейтингу лучшей страной для жизни на заслуженном отдыхе считается Норвегия. Впрочем, еще совсем недавно лидером была Греция: здесь можно было не работать с 57 лет и получать 96% от зарплаты. Трудно выбрать идеальную страну для пенсионера, но еще сложнее предсказать, где будет пенсионный рай, когда трудиться закончите именно вы.

Изначально пенсии имели весьма опосредованное отношение к благотворительности и социальной ответственности общества. Считается, что сама идея пришла в голову Гаю Юлию Цезарю в I веке до нашей эры: он платил содержание вышедшим в отставку легионерам из собственных средств, тем самым покупая верность действующих военных.

За что платили
Ближайшие последователи Цезаря в области пенсионного обеспечения также руководствовались вполне прагматическими соображениями. Во время правления Людовика XIV министр финансов Франции Жан-Батист Кольбер, о скупости которого писал еще Александр Дюма, вдруг предложил платить пенсии не только военным морякам, но даже их семьям. Эта щедрая инициатива была выдвинута в 1673 году, на второй год Голландской войны, когда Франции, активно строившей военный флот, срочно требовались матросы и офицеры. О действенности меры говорит тот факт, что в 1671 году в Морском списке, где учитывались военные моряки, было 36 тыс. человек, а в 1673-м — уже более 150 тыс.
Петр Первый, любивший переносить на российскую землю иностранные новинки, также ввел пенсии для морских офицеров и членов их семей. В Морском уставе, утвержденном 17 января 1720 года, говорится: «Ежели кто в бою или иным случаем во время службы своей так изувечен, что никуды негоден будет, то такого в гошпитали кормить до его смерти, а ежели в гошпитали быть не похочет, то награжден будет годовым жалованьем, и дать пашпорт. Тоже разумеется и о старых» (Морской устав, книга четвертая, глава четвертая, артикул 8).
Правда, резоны у российского государя были ближе к тем, которыми руководствовался Цезарь, нежели Кольбер. Основной смысл выплаты пенсий ветеранам он сформулировал так: «Ежели кому по долговременных трудах воинских за чем служить в поле более невозможно, то каждый будет снабжен Его Царского Величества милостью, а без надлежащего призрения никто оставлен не будет. Також чтоб все, взирая и будучи в надежде на сию Его Царского Величества милость, ревнивее к службе поступали».
Вообще говоря, изначально пенсии не представляли системы, определявшей, каким категориям граждан положены выплаты, а были именно милостью того или иного правителя к тем или иным вельможам. Так что определение пенсий военным морякам стало, пожалуй, первой попыткой создания пенсионной системы. А поскольку пенсии правители жаловали приближенным, то вполне логично, что следующими после военных их в более или менее систематизированном виде получили чиновники.
Первую систему государственного пенсионного обеспечения, похожую на нынешнюю, ввел канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк. 22 июня 1889 года рейхстаг принял закон о страховании по инвалидности и старости, который распространялся на рабочих и производственных служащих с зарплатой до 2000 марок в год. Закон начал действовать 1 января 1891 года.
На пенсию можно было выйти в 70 лет, при том что средняя продолжительность жизни в Германии в то время составляла около 45 лет.
Следом, в том же 1891 году, пособия по старости были введены в Дании. В Англии закон, аналогичный немецкому, был принят в 1908 году, а в 1910-м примеру Дании и Англии последовала Франция. Но эти пенсии были рассчитаны лишь на некоторые категории граждан, а в Швеции в 1913 году был принят закон о всеобщей пенсии. При средней продолжительности жизни 56 лет в стране пенсионный возраст был установлен на уровне 67 лет.
Такая разница в сроках жизни и выхода на пенсию что в Германии, что в Швеции, что в Англии с Францией (хотя в последней пенсионный возраст был «всего» 65 лет) объясняется просто. Это были законы, которые появились не из-за заботы государства о пожилых, а для ее имитации. В то время по всей Европе пролетариат серьезно увлекался идеями Карла Маркса. Его главный труд «Капитал. Критика политической экономии» выходил в свет частями с 1859 по 1910 год и имел большую популярность среди малоимущих слоев населения разных стран.
Несмотря на мотивы властей, вводивших пенсии по старости, в долгосрочной перспективе именно эти первые законы дали толчок развитию пенсионных систем в сторону увеличения социальной справедливости. Активнейшую роль в этом движении сыграли профсоюзы, постепенно добивавшиеся снижения возраста выхода на пенсию и роста самих выплат.
После Второй мировой войны капиталистические государства были вынуждены улучшать условия жизни своим гражданам, и пенсионерам в том числе, в рамках конкуренции по всем фронтам с СССР и странами соцлагеря. В результате пенсионный возраст снижался еще больше, а сами пенсии продолжали расти. И бурный экономический рост позволял без особенных проблем следовать этому курсу вплоть до 1990-х.

Передовая пенсионерия
Каждый работающий человек время от времени задумывается о пенсии и пытается сравнить имеющееся с тем, что есть в других странах. Некоторые даже интересуются иностранными пенсионными системами в прикладном плане — куда бы переехать, чтобы обеспечить спокойную старость. Проблема заключается в том, что существуют временны?е условия для получения пенсии — стаж работы и срок проживания в стране.
То есть если эмигрировать в ту же Данию, где, как считается, самая высокая пенсия в мире, накануне наступления пенсионного возраста (в 67 лет), то шансов получать выплаты по старости нет.
Иностранцу надо прожить в Дании как минимум десять лет, чтобы получать хоть какое-то пособие.
Полная пенсия выплачивается тем, кто провел в стране не менее 40 лет. За каждый год меньше этого срока из пенсии вычитается 1/40, то есть те, кто прожил там 10 лет, получат лишь четверть базовой выплаты. При этом она составляет около $10 800 в год, или $900 в месяц, так что четверть от этой суммы — всего $225 в месяц.
Заметную часть столь разрекламированной датской пенсии в $2800 составляет накопительная часть — как обязательная, так и добровольная. При этом больше половины приходится именно на добровольную. Правда, часть этой добровольной части практически обязательная, по договору между работодателями и профсоюзами, но это тонкости. Суть в том, что для получения большой пенсии в Дании надо отработать 40 лет, постоянно отчисляя средства в различные фонды.
Есть шанс отправиться в Данию за 40 лет до выхода на пенсию — в 27 многие наши соотечественники достаточно взрослые, чтобы принять такое решение. Однако к моменту выхода на заслуженный отдых можно получить большой и неприятный сюрприз. Например, в виде повышения пенсионного возраста, который к 2050 году может составить здесь уже 72 года. Не исключены и другие неожиданности.
Например, лет 10, а лучше 15 назад идеальной страной для пенсионеров наверняка назвали бы Грецию. Судите сами: в 2005 году пенсионный возраст здесь составлял 57 лет, а максимальный размер пенсии — €2700. При этом средняя зарплата составляла около €2000, а пенсия равнялась 96% от нее. Сразу после кризиса 2008 года это соотношение несколько снизилось — примерно до 85%. Однако экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться, и в 2012 году был принят закон, согласно которому пенсионный возраст должен повыситься до 67 лет. Сегодня речь идет уже о 70 годах. В 2009 году средняя зарплата составила €1350 в месяц, а в 2017-м — и вовсе лишь €700. Вместе со снижением средней зарплаты уменьшалось и соотношение пенсии и зарплаты — примерно до 50%. Сегодня базовая пенсия в Греции — €360.
Все началось в 1959 году, когда Греция инициировала процесс вступления в ЕС (тогда он назывался Европейским экономическим сообществом). В 1981-м страна стала членом Евросоюза. При этом самые сильные отрасли экономики — сельское хозяйство и судостроение — были и без нее хорошо развиты в ЕС, так что Греции пришлось заняться развитием сферы услуг, заморозив привычные области деятельности. За это страна получала субсидии от Евросоюза, который давно платит своим фермерам за то, что они не производят ту или иную сельскохозяйственную продукцию.

Пока денег у Евросоюза было много, пенсионная система Греции только улучшалась. Однако, едва случился серьезный кризис, чиновники ЕС начали требовать от страны ввести режим экономии. И они имеют на это право, поскольку сразу стали поддерживать Грецию кредитами. Но сегодня внешний долг страны составляет 180% ВВП, и она уже не может позволить себе поддерживать пенсионную систему на прежнем уровне.

Пенсионное страноведение
Понятно, что примитивные способы определения, где лучшие пенсии — по самой высокой абсолютной величине или по отношению пенсии к зарплате на данный момент,— позволяют лишь узнать, кто много лет назад оказался прав/удачлив. Можно, конечно, ориентироваться на исследования разнообразных компаний, составляющих рейтинги стран с лучшими условиями для пенсионеров.
Так, по данным Global Retirement Index, который рассчитывается управляющей компанией Natixis Global Asset Management, в 2017 году тройка лучших стран для пенсионеров выглядела так: Норвегия, Швейцария и Исландия. При этом Швеция находилась на 4-м месте, Дания — на 8-м, а Финляндия — на 12-м. То есть вся Скандинавия входит в первую дюжину.
Первенство Норвегии в рейтинге вполне объяснимо: она взяла на вооружение модель Швеции, которая 105 лет назад первой ввела в стране всеобщую пенсионную систему, и Дании, добившейся самого высокого показателя размера пенсии в абсолютных величинах. Плюс к этому Норвегия подкрепила разработанную соседями систему нефтяными вливаниями в государственный пенсионный фонд. Собственно, государственных пенсионных фондов в Норвегии два — «Норвегия» и «Глобальный». Фонд «Норвегия» раньше назывался Государственный страховой фонд, а «Глобальный» — Государственный нефтяной фонд.
При этом Государственный пенсионный фонд Норвегии в 2017 году установил абсолютный рекорд прироста — более $130 млрд. Важно, что государственные вложения в него от продажи нефти составили лишь 40% этого роста, а 60% приходятся на доходы от инвестирования средств самого фонда, размеры которого сегодня превышают $1 трлн. В 2017 году доходность вложений норвежского пенсионного фонда достигла почти 14%.

Однако это не значит, что в норвежской пенсионной системе сегодня все безоблачно. Старение населения — общая проблема всей Европы, но особенно актуальна она для Скандинавии, поскольку высокий уровень жизни способствует росту ее продолжительности и, как ни покажется это странным, снижению рождаемости. Существует теория, согласно которой уверенность в спокойной и обеспеченной старости снижает мотивацию к рождению второго и последующих детей, поскольку они перестают быть основой обеспечения этой самой старости.
В результате в Норвегии в 2006 году началась реформа пенсионной системы, и ее новая версия работает с 2011 года. Согласно ей, стимулируется поздний, до 75 лет, выход на пенсию. Хотя при определенных условиях норвежец может стать пенсионером и в 62 года.
В Швейцарии есть государственная часть пенсионного обеспечения, которая при максимальном сроке трудового стажа (44 года для женщин и 45 лет для мужчин) позволит получать около €950 в месяц. При дороговизне жизни в Швейцарии эта сумма соответствует уровню прожиточного минимума. Поэтому большинство швейцарцев участвует в индивидуальных пенсионных программах. Фактически люди сами копят себе на пенсию.
Но это, понятно, не значит, что в государственной части пенсионного обеспечения нет проблем. После введения системы пенсионного страхования в 1948 году в Швейцарии была установлена общая планка выхода на заслуженный отдых для мужчин и женщин в 65 лет. Но в 1972 году по новому закону пенсионный возраст для женщин был снижен до 62 лет. В 1994-м он был повышен до 64 лет, а в новом веке предпринималось уже несколько попыток еще раз повысить его, на этот раз до 65 лет. Последняя из них провалилась в прошлом году, когда швейцарцы на референдуме категорически отказались поддержать реформу. Но власти горной страны продолжают попытки уговорить сограждан. И дело не в гендерном равенстве, а в том, что, по подсчетам экономистов, для поддержания нынешней системы к 2030 году стране будет не хватать 53 млрд франков (1 швейцарский франк равен $1,01).
Исландия — антипод Греции в плане отношения к ЕС, экономике и пенсионной системе. В 2008 году после фактического краха экономики, когда лопнули три крупнейших исландских банка, страна обратилась к Евросоюзу за помощью. От нее потребовали ограничить производство сельхозпродукции и вылов рыбы в рамках европейских квот, при том что эти отрасли — основа экономики страны. В 2013 году переговоры о вступлении в ЕС были приостановлены, а в 2015-м Исландия и вовсе отказалась от этой идеи.
В результате страна не получила ни одного кредита от Евросоюза, национальная валюта была девальвирована вдвое. Но при этом размер пенсий в исландских кронах не уменьшился, а если учесть, что 60% экономики страны ориентировано на экспорт, то очевидно, что доходы бюджета в национальной валюте только растут.
Пенсионный возраст в Исландии определяют сами пенсионеры, и большинство из них выходит на заслуженный отдых между 65 и 69 годами, поскольку ранний выход сопряжен с очень низким уровнем выплат.
Но средний возраст в Исландии превышает 80 лет, а значит, перед страной должен серьезно стоять демографический вопрос. Есть и другая особенность: в Исландии государственная часть пенсии составляет всего 9% от заработной платы, а основная сумма выплат приходится на накопительную часть пенсии, которая формируется из выплат в течение 40 лет рабочего стажа — минимальный срок, позволяющий получить максимальную пенсию.

Накопительный итог
Отто фон Бисмарк около 130 лет назад начал строить распределительную систему, благодаря которой пенсии стали получать не отдельные категории граждан, а все работающие. (До этого, чтобы гарантировать себе приличную жизнь в старости, человеку приходилось копить или выстраивать бизнес так, чтобы дети и внуки поддерживали его на приемлемом уровне. И чем больше было детей, тем больше шансов на достойную старость.)
Годы экономического роста после Второй мировой войны развили эту систему в огромную благотворительную программу. Конец XX и начало XXI века вообще характеризовались большим вниманием к различного рода благотворительности. Однако легко тратиться на такие нужды можно, только если средств в избытке. Череда кризисов и общее депрессивное состояние экономики в последнее время не позволяют даже самым богатым странам разбрасываться деньгами.
Свою роль играет и увеличение продолжительности жизни — другими словами, срок выплаты пенсий. И одновременно с этим в Европе уже не первый год наблюдается снижение рождаемости. А значит, уменьшается число работающих, отчисляющих средства в фонд, из которого платят все большему числу действующих пенсионеров.
Отсюда неизбежно следует переориентация пенсионного обеспечения с государственной распределительной системы на индивидуальную накопительную. Ведь в этом случае выплаты не зависят от демографии — рождаемости и срока жизни. Индивидуальная накопительная пенсия зависит только от того, сколько в нее вложил будущий пенсионер, а также от того, насколько правильно он выбрал стратегию инвестирования средств.
В результате мир возвращается к той ситуации в пенсионном обеспечении, которая существовала до Бисмарка. Не раз было замечено, что история движется по спирали, вот и пенсионная история пошла на новый круг.
Вместо многочисленных детей и внуков современные пенсионеры должны надеяться на пенсионные фонды и управляющие компании.
Насколько это надежная стратегия, покажет время.
Вот только есть на этом пути два серьезных препятствия. Первое — приверженность большинства граждан идее о том, что государство должно заботиться о тех, кто теряет трудоспособность. А второе — нестабильность финансовых рынков. При неблагоприятной конъюнктуре пенсионные вложения могут принести не прибыль, а убытки и оставить пожилых участников прогрессивных пенсионных систем без средств. А такая ситуация моментально сбивает даже с самых продвинутых европейцев налет цивилизованности и обращает их к идеям Карла Маркса, ради борьбы с которыми Бисмарк и придумал пенсии.

Максим БУЙЛОВ Коммерсантъ 28 июля 2018 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.