Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 777 - 778
1 - 26 августа 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Политика в области репродуктивного здоровья в регионах и странах мира

Введение

Предотвращение материнской и детской смертности

Планирование семьи – неотъемлемый элемент охраны репродуктивного здоровья

Уровень подростковых беременностей остается высоким во многих странах

Небезопасные аборты являются одной из основных причин материнской смертности

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Сакевич В.И.. Политика в области репродуктивного здоровья в регионах и странах мира //Демоскоп Weekly. 2018. № 777-778. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2018/0777/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Политика в области репродуктивного здоровья в регионах и странах мира

Автор выпуска

Виктория САКЕВИЧ

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Предотвращение материнской и детской смертности

Материнская смертность в мире все еще велика. Примерно 830 женщин ежедневно умирают от осложнений беременности и родов.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), Всемирный банк и Отдел населения ООН объединенными усилиями, в лице Межведомственной группы по оценке материнской смертности (Maternal Mortality Estimation Inter-Agency Group, MMEIG), выпускают регулярные доклады о материнской смертности во всех странах мира[2]. Согласно последней оценке MMEIG, в 2015 г. от причин, связанных с материнством, в мире умерло 303 тыс. женщин, что составляет 216 в расчете на 100 тысяч живорождений (табл. 1). Интервал неопределенности оценки свидетельствует о том, что реальная материнская смертность может находиться в широком диапазоне - от 207 до 249 на 100 тысяч родившихся живыми.

99% материнских смертей происходит в развивающихся странах. По расчетам MMEIG, на страны Африки к югу от Сахары приходится 66% материнских смертей (201 тыс.), за ними следует Южная Азия (66 тыс.). Африка к югу от Сахары характеризуется и самым высоким коэффициентом материнской смертности (КМС) – 546 на 100 тыс. живорождений. Высок КМС также в Океании (187), Южной Азии (176) и Юго-Восточной Азии (110) (рис. 1). Если перейти на уровень стран, то две страны – Индия и Нигерия – дают третью часть всех материнских смертей в мире. В целом КМС в развивающихся странах (239 на 100 тыс.) почти в 20 раз выше, чем в развитых (12 на 100 тыс.), что свидетельствует об огромном разрыве в доступе к медико-санитарной помощи в богатых и бедных странах.

Таблица 1. Материнская смертность в мире, оценка Межведомственной группы ООН на 2015 г.

 

Абсолютное число, тысяч

Коэффициент материнской смертности,
на 100 тысяч живорождений

Мир

303

216 (207-249)

Развитые страны*

1,7

12 (11-14)

Развивающиеся страны

302

239 (229-275)

*Албания, Австралия, Австрия, Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Канада, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Черногория, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Молдова, Румыния, Россия, Сербия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Македония, Украина, Великобритания, США.

Рисунок 1. Коэффициент материнской смертности (на 100 тысяч живорождений) по регионам мира в 2015 г. Оценка Межведомственной группы ООН

Источник: Trends in maternal mortality: 1990 to 2015: estimates by WHO, UNICEF, UNFPA, World Bank Group and the United Nations Population Division. Geneva: WHO, 2015.

Следует подчеркнуть, что для многих стран мира, прежде всего из группы беднейших, материнская смертность является оценочным показателем, поскольку достоверной статистики смертности там нет. Но и в случае стран, имеющих налаженную систему текущего учета смертей по причинам смерти, специалисты ООН повышают официальные показатели материнской смертности в среднем в 1,5 раза, делая таким образом поправку на возможный недоучет и неверную классификацию причин смерти. Например, для России Межведомственная группа ООН оценивает число материнских смертей на уровне 450 случаев, тогда как по данным Росстата в 2015 г. в России произошло 196 материнских смертей. Соответственно, коэффициент материнской смертности в России составляет 25 на 100 тыс. родившихся живыми по данным ООН и 10,1 - согласно официальной статистике Росстата (2015 г.).

По данным MMEIG, на постсоветском пространстве самым низким уровнем материнской смертности характеризуется Беларусь (4 на 100 тыс. рождений), а самым высоким – Киргизия (76 на 100 тыс.) (рис. 2). Во всех странах коэффициент материнской смертности между 1990 и 2015 годами снизился, за исключением Грузии.

Рисунок 2. Коэффициент материнской смертности (на 100 тысяч живорождений) в постсоветских странах в 1990 и 2015 гг. Оценка Межведомственной группы ООН

Источник: WHO, Global Health Observatory data repository, http://apps.who.int/gho/data/view.main.1390?lang=en

Большинство осложнений беременности и родов можно предотвратить. Основными осложнениями, которые приводят к 75% всех случаев материнской смерти в мире, являются следующие:

  • сильное кровотечение (в основном, послеродовое кровотечение);
  • инфекции (обычно после родов);
  • высокое кровяное давление во время беременности;
  • послеродовые осложнения;
  • небезопасный аборт.

Остальные случаи смерти вызваны непрямыми причинами, то есть уже имевшимися медицинскими состояниями (такими как диабет, малярия, ВИЧ, ожирение), усугубляемыми беременностью.

Рисунок 3. Структура причин материнской смертности в мире, %

Источник: Lale Say et al. (2014). Global causes of maternal death: a WHO systematic analysis // Lancet Global Health, Volume 2, Issue 6, http://dx.doi.org/10.1016/S2214-109X(14)70227-X

Для предотвращения материнской смертности всем женщинам необходимы дородовое наблюдение во время беременности, квалифицированная помощь во время родов и поддержка на протяжении нескольких недель после родов. Тем не менее в странах Африки к югу от Сахары, в среднем, только 51% родов проходит при участии специалиста, а в некоторых странах и того меньше, например, в Чаде – 20,2%, а в Сомали – 9,4%. Это означает, что миллионы родов протекают без помощи акушерки, врача или медсестры. На глобальном уровне 78% родов происходит при участии квалифицированного медицинского персонала (рис. 4). В странах Европы и Северной Америки эта доля превышает 98%.

Доступная медицинская помощь для беременных и рожениц снижает и риск неонатальной смертности. В 2016 г. коэффициент неонатальной смертности в мире составил 19 смертей на 1000 живорождений. Порядка 40% смертей в течение первых 28 дней жизни ребенка можно было бы избежать, если бы была оказана неотложная медицинская помощь.

Рисунок 4. Доля родов, проходящих с участием специалиста здравоохранения, %. 2011-2016

Источник: UNICEF https://data.unicef.org/topic/maternal-health/delivery-care/

Согласно базе данных политики в области населения, которую поддерживает Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ)[3], правительства большинства стран обеспокоены уровнем материнской смертности в своих странах. В 2013 г. правительства 122 из 197 стран (62%) назвали уровень материнской смертности недопустимо высоким (рис. 5), причем Российская Федерация входит в их число.

Рисунок 5. Отношение правительств к уровню материнской смертности, % стран группы. 2013 г.

Источник: United Nations, World Population Policies Database, http://esa.un.org/poppolicy/about_database.aspx

В 2015 г. ДЭСВ включил в программу опроса правительств дополнительный модуль, касающийся политики, направленной на снижение материнской и младенческой смертности. Как показал опрос, три четверти стран (76%) приняли за последние пять лет специальные меры по охране здоровья матерей и новорожденных. В Африке хотя бы одну из возможных мер ввели все страны (100%), в Латинской Америке – 90% стран и в Азии – 75% стран.

На глобальном уровне большинство правительств приняли за последние пять лет меры по увеличению охвата необходимым послеродовым уходом и уходом за новорожденными (72%), всесторонним дородовым уходом (71%), акушерской помощью (71%) и по увеличению доступа к эффективной контрацепции (71%). Кроме того, 62% государств приняли решение расширить набор и усовершенствовать подготовку квалифицированных акушерок и 39% повысили доступность услуг по безопасному прерыванию беременности, включая помощь после аборта (рис. 6).

Правительства одной трети стран мира (64 из 197) при опросе ДЭСВ заявили, что в их стране реализуются все шесть предложенных в анкете мер по снижению материнской и младенческой смертности, в их числе и российское правительство.

Рисунок 6. Доля стран, правительства которых приняли специальные меры по охране здоровья матерей и новорожденных за последние пять лет, по типу принятых мер, 2015 г.

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2017). Reproductive Health Policies 2017: Data Booklet (ST/ESA/SER.A/396).

Конечно, проблема высокой материнской смертности касается прежде всего наименее развитых стран. Тем не менее и в богатых странах, где уровень материнской смертности опустился до очень низкой отметки, картина далека от идеальной. В качестве нерешенных проблем, связанных с материнством, здесь можно обозначить: неравенство в доступе к качественной медицинской помощи, несоответствие практики оказания помощи принципам доказательной медицины, излишняя медикализация беременности и родов, что приводит к очень высоким затратам на здравоохранение (характерный пример – США, где за последние два десятилетия значительно возросла частота таких вмешательств, как стимуляция родов, местная анестезия, кесарево сечение и др.)[4]. В последние годы дополнительными факторами риска в богатых странах становятся рост среднего возраста материнства и рост числа женщин с избыточным весом. Не во всех развитых странах налажена надежная система эпиднадзора за выявлением случаев материнской смертности, позволяющая более точно определять причину смерти и вырабатывать меры по ее предотвращению.


[2] Альтернативную оценку материнской смертности на мировом уровне выполняет Институт измерений и оценок здоровья (Institute of Health Metrics and Evaluation, IHME) Университета Вашингтона в Сиэтле, США, см.: https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(16)31470-2/fulltext
[3] База данных, поддерживаемая ДЭСВ, позволяет отслеживать эволюцию официальных позиций, касающихся параметров роста и структуры населения, рождаемости, планирования семьи, здоровья, внутренних и международных миграций. В качестве источников информации для этой базы данных ДЭСВ использует официальные документы, политические заявления, а также материалы регулярных опросов правительств по вопросам, касающимся населения и развития.
[4] См.: https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(16)31527-6/fulltext

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.