|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Образовательная миграция
Россияне о том, следует ли выпускнику, закончившему
школу в провинции, учиться в крупном городе, или, напротив, остаться
в своем городе / селе, а также причинах той или иной позиции
Результаты опроса показывают, что четверо из пяти россиян (79%)
считают, что выпускнику, закончившему школу в небольшом городе или
селе, стоит ехать поступать в более крупный город (Москву или региональную
столицу). С этим утверждением одинаково соглашаются все группы российского
населения. Тема образования и образовательной миграции близка для
58% опрошенных респондентов, так как либо в их семьях, либо в семьях
родственников/друзей есть дети в возрасте 16-20 лет. Существенных
различий в позициях тех, кого эта тема затрагивает, и тех, кого
она не касается, нет. «Глубинка» воспринимается всеми слоями российского
общества как бесперспективное место для выпускника школы, из которого
стоит уехать, и образовательная миграция может быть одним из путей
сделать это.
Посоветуете ли вы выпускнику, закончившему школу в небольшом
городе или селе, ехать учиться в другой вуз, более крупный город?
(например, в Москву или в свой областной центр)?
|
Конечно, да
|
Скорее да
|
Скорее нет
|
Конечно, нет
|
Затруднюсь ответить
|
Всего
|
43
|
36
|
10
|
3
|
9
|
Пол
|
Мужской
|
41
|
36
|
10
|
3
|
10
|
Женский
|
44
|
36
|
9
|
2
|
8
|
Возраст
|
18-24 года
|
54
|
31
|
6
|
2
|
8
|
25-39 лет
|
46
|
36
|
10
|
2
|
6
|
40-54 года
|
42
|
37
|
9
|
3
|
9
|
55 лет и старше
|
37
|
37
|
11
|
4
|
12
|
Образование
|
Высшее
|
44
|
40
|
9
|
3
|
5
|
Профессиональное
|
43
|
35
|
11
|
3
|
8
|
Среднее и ниже
|
41
|
35
|
9
|
2
|
13
|
Населенный пункт
|
Москва
|
32
|
48
|
11
|
7
|
1
|
Города более 500 тысяч
|
43
|
35
|
9
|
4
|
10
|
Города от 100 до 500 тысяч
|
43
|
33
|
14
|
4
|
8
|
Города до 100 тысяч
|
43
|
42
|
6
|
1
|
8
|
Село
|
46
|
32
|
10
|
1
|
12
|
Наличие в семье или в семьях родственников / друзей детей 16-20 лет
|
Есть
|
43
|
34
|
11
|
2
|
9
|
Нет
|
42
|
39
|
7
|
3
|
8
|
Во всех социально-демографических группах примерно одинаковая структура
аргументации в пользу переезда через поступление в вуз. В первую
очередь образовательная мобильность из небольших городов и сел нужна,
по мнению россиян, чтобы «закрепиться» в крупном городе – с этим
утверждением согласились 47%, считающих, что выпускнику стоит переехать
в более крупный город. Россияне считают, что у молодежи больше перспектив
в крупных городах, чем в небольших или на селе. В большей степени
с этим согласны жители сел (54%), что отражает желание людей из
«глубинки» перебраться в более крупные города. Реже всех такой ответ
давали москвичи (39%), что говорит о том, что жители Москвы понимают,
что трудно закрепиться в Москве только за счет обучения в вузе,
учитывая более высокий уровень конкуренции на рабочем рынке.
Почему бы вы посоветовали выпускнику, закончившему школу
в небольшом городе или селе, ехать учиться в другой вуз, более крупный
город?
(% от числа ответивших, что посоветуют выпускнику переехать;
не более двух ответов)
|
Всего
|
Москва
|
Города более 500 тыс.
|
Города от 100 до 500 тыс.
|
Города до 100 тыс.
|
Село
|
Это шанс “закрепиться” в большом городе, найти там работу
|
47
|
39
|
42
|
48
|
47
|
54
|
В вузах крупных городов более качественное образование
|
43
|
45
|
40
|
50
|
43
|
38
|
Это шанс получить высокооплачиваемую работу после окончания вуза
|
37
|
22
|
36
|
36
|
41
|
15
|
Учеба в вузе в большом городе – это возможность завести полезные связи и знакомства
|
16
|
18
|
14
|
19
|
16
|
15
|
Главное – начать самостоятельную жизнь, вне родительского дома
|
11
|
5
|
14
|
10
|
14
|
8
|
Другое
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Затруднились ответить
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Другой важный мотив для переезда – это получение более качественного
высшего образования (43%). Представление о низком качестве образования
в небольших городах и селах укреплено в сознании россиян. Еще одним
аргументом в пользу переезда выпускника школы является ожидание
отдачи от высшего образования в виде получения высокооплачиваемой
работы по окончании вуза в крупном городе – этот довод привели 37%,
согласных с тем, что выпускнику школы стоит переехать. Гораздо реже
в качестве причин для образовательной миграции россияне называли
возможности обзавестись полезными связями и знакомствами во время
учебы (16%) и начать самостоятельную жизнь (11%).
Среди противников миграции выпускников школ преобладает мнение,
что качественное образование можно получить и в небольших городах
(37%). Еще треть опрошенных сказала, что высшее образование неважно
для жизни. Каждый четвертый респондент, считающий, что выпускникам
школ не стоит переезжать в крупные города, аргументировали свою
позицию тем, что самостоятельная жизнь в большом городе опасна для
молодежи. Реже всего в качестве поводов для отказа от переезда называли
низкое качество образования в небольших городах и селах, в результате
чего выпускник школы не сможет справиться с учебой в вузе в крупном
городе (10%), и слабую информированность выпускников провинциальных
школ об образовательных возможностях в крупных городах.
Почему бы вы не посоветовали выпускнику, закончившему школу
в небольшом городе или селе, ехать учиться в другой вуз, более крупный
город?
(% от числа ответивших, что не посоветую выпускнику переехать;
не более двух ответов)
В небольших городах есть свои вузы или филиалы ведущих вузов страны, которые дают качественное образование
|
37
|
Высшее образование не обязательно для жизни, оно не дает никаких преимуществ
|
33
|
Молодым людям опасно одним жить в большом городе
|
25
|
В небольших городах, на селе нет возможности получить хорошее школьное образование, поэтому их выпускник вряд ли сможет хорошо учиться в вузе большого города
|
10
|
Вряд ли школьник сможет выбрать вуз – в небольших городах и селах мало информации о вузах крупных городов (какие факультеты, как устроено обучение, предоставление льгот, общежития и пр.)
|
9
|
Другое
|
6
|
Опрос проведен 20 – 24 апреля 2018 года по репрезентативной
всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1600
человек в возрасте от 18 лет и старше в 136 населенных пунктах,
52 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом
личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от
общего числа опрошенных. Статистическая погрешность при выборке
1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает: 3,4% для показателей,
близких к 50%; 2,9% для показателей, близких к 25% / 75%; 2,0% для
показателей, близких к 10% / 90%;1,5% для показателей, близких к
5% / 95%.
Татьяна ЛЫСОВА, социолог Левада-Центра, 21 мая
2018
https://www.levada.ru/2018/05/21/obrazovatelnaya-migratsiya/
|