"Поднимать нужно, женщины помолодели". Экс-чиновник, депутат и политик — о пенсионном возрасте
В Беларуси повышение пенсионного возраста для женщин может продолжиться после 2022 года. Такая возможность озвучивалась на прошлой неделе в Совете Республики, где рассматривался вопрос дефицита ФСЗН. FINANCE.TUT.BY спросил у известных белорусов, что они думают по этому поводу.
Напомним, в Беларуси общеустановленный пенсионный возраст ежегодно повышается на полгода. Предполагается, что к 1 января 2022 года мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет.
Надежда Ермакова: «Женщины помолодели, можно поднять пенсионный возраст Экс-председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова считает, что вопрос о повышении пенсионного возраста для женщин до 63 лет рассматривать можно.
— До ухода на пенсию в 58 лет мы еще не дошли. Пока женщины уходят на пенсию в 56. Так что вопрос о постепенном повышении до 63 уже можно рассматривать, — уверена Надежда Ермакова. — Я считаю, что поднимать пенсионный возраст для женщин даже нужно — они у нас помолодели. Я по себе чувствую. Мне 65 лет, а я еще вполне способна работать. С меня можно «выжимать» еще. Можно, конечно, было бы уже и погулять, но можно и поработать.
Татьяна Короткевич: «Если человек умер, будет справедливо, если его пенсию получат наследники» Политик Татьяна Короткевич говорит, что вопрос с пенсионным возрастом — очень сложный и требует системного решения.
— С одной стороны, по статистике женщины живут дольше мужчин. А последние тенденции повышения пенсионного возраста были такими, что мужчины работают дольше. Если смотреть с экономической точки зрения, то это справедливо — регулировать повышение пенсионного возраста согласно демографии, — говорит Татьяна Короткевич. — Но с другой стороны, тревожит то, что у нас нет системного подхода к этому вопросу. Есть проблемы с тем, как начисляется пенсия. Расчет индивидуального индекса у всех получается усредненный. Люди чувствуют, что они получают несправедливую пенсию. Хотелось бы дифференцированного и персонифицированного подхода к начислению пенсии.
Татьяна Короткевич считает, что «нужно обязательно рассмотреть варианты, когда пенсию, хотя бы какую-то ее часть можно было наследовать».
— Если человек дольше проработал и вдруг получилось так, что он умер, будет справедливо, если его пенсию или часть ее получат наследники — он же заработал ее. Так поступают во многих европейских странах, — рассказывает политик. — Это нужно для того, чтобы человек себя чувствовал социально защищенным в этом плане. Изменение пенсионного возраста должно вызывать и другие перемены, более системный подход к тому, как происходит начисление пенсии и как тратятся эти деньги.
По мнению Татьяны Короткевич, человек «должен работать столько, сколько он хочет и может».
— Работа, профессиональная деятельность, активность в каком-то смысле обеспечивают долгожительство, то, к чему мы стремимся. Человек реализовывается, находит себе новые планы, цели, он живет благополучнее и дольше. Я надеюсь, что смогу поработать дольше, что с возрастом у меня будет возможность выбирать — отдохнуть на пенсии или работать дальше. Но пока с нашей нехваткой рабочих мест это не очень возможно. Но к этому нужно стремиться, чтобы у человека был выбор.
Николай Улахович: «Пенсионный возраст можно поднимать, если повысилось благосостояние народа» Депутат Николай Улахович говорит, что возраст, в котором люди выходят на пенсию, должен зависеть от их благосостояния и продолжительности жизни.
— Если человек что-то соображает в экономике, даже не на государственном уровне, а, скажем, предприятия, то ему совершенно понятно, что пенсионный возраст повышать нужно. И не только для женщин, но и для мужчин, — уверен депутат. — Когда я еще лет 20 назад выезжал по работе в Европу, там у них вообще пенсионный возраст начинается очень поздно. Нотариусы у них получают пенсию в 70 лет. Но дело в том, что все это зависит от уровня жизни людей. Я считаю, что повышение пенсионного возраста должно быть связано с благосостоянием белорусского народа. Чем выше материальное благополучие, тем выше можно делать пенсионный возраст.
Николай Улахович говорит, что «по статистике, средняя продолжительность жизни белорусов выросла, значит, есть необходимость в повышении пенсионного возраста, но нужно учитывать, насколько здоровье народа стало лучше, насколько повысилось благосостояние».
— Мы строим развивающуюся Беларусь, которая имеет не только социальную направленность в экономике. Уже нет чисто государственного планирования, государственной экономики, есть рыночная. В связи с этим я за то, чтобы каждая профессия имела свой возраст для выхода на пенсию, — высказывает свое мнение депутат. — К примеру, работа в горячем цеху отличается от работы в шахте. Поэтому для некоторых профессий пенсия должна наступать раньше. Для силовиков она должна быть определена меньшим сроком, — говорит Николай Улахович. — И сталевары, и шахтеры, и те, кто работает на производстве с химическими веществами, должны уходить на пенсию раньше. Все это тяжелый труд.
Депутат подмечает, что «во многих государствах нет разницы между женщиной и мужчиной в возрасте выхода на пенсию».
— Они выходят на пенсию в одном возрасте. А у нас почему-то разница. Не знаю, почему она была введена, но, видимо, считали, что женщины в связи с тем, что они рожают детей, у них есть еще другие трудовые затраты — домашние — вырабатываются быстрее. Но здесь тоже нужно подойти с точки зрения медицины, не просто так.
Александра КВИТКЕВИЧ TUT.BY. 11 июня 2018 года
Эксперт: Пенсионный возраст нужно повышать до 65 лет для мужчин и женщин
В Беларуси стали звучать мнения о том, что следует сравнять пенсионный возраст для мужчин и женщин. Появилось предложение, чтобы с 2023 года еще раз увеличить возраст выхода на пенсию для женщин, и тогда к 2032 году они будут выходить на пенсию наравне с мужчинами в 63 года, пишет «Народная воля».
Оправдан ли такой шаг? За комментарием «Народная воля» обратилась к академическому директору Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (ВЕRОС) Екатерине Борнуковой.
— К сожалению, демографическая ситуация складывается сейчас так, что людей пенсионного возраста будет становиться все больше, а трудоспособного — все меньше, говорит эксперт. — Для Фонда соцзащиты населения это означает рост дефицита фонда: выплаты растут, а поступления, наоборот, падают. По нашим расчетам, для того чтобы дефицит ФСЗН не становился слишком высоким, необходимо постепенное (к 2035 году) увеличение пенсионного возраста и для женщин, и для мужчин до 65 лет.
Что касается повышения пенсионного возраста женщинам до 63 лет, то, на мой взгляд, это не только правильно, но и необходимо. Существующая пенсионная система является дискриминационной для мужчин, особенно учитывая, что ожидаемая продолжительность жизни мужчин намного меньше. Более того, сегодня многие женщины возраста 45+ дискриминируются на рынке труда из-за заниженного пенсионного возраста.
— Но в 65 на пенсию — это как-то очень радикально, многие белорусы вас не поймут. Может, сначала, например, следовало бы увеличить пенсионный возраст для людей в погонах?
— Затраты на пенсионные выплаты представителям силовых структур осуществляются не из Фонда соцзащиты, и мы не знаем, какие на это идут средства. Но я не думаю, что данных льготных категорий настолько много, что экономия на выплатах им пенсионных пособий существенно изменило бы ситуацию в целом с пенсионным обеспечением.
На мой взгляд, не надо так бояться повышения пенсионного возраста. Это не происходит внезапно, а идет поэтапно — по полгода в год, так что весь процесс займет приблизительно 20 лет. Не так, что мы проснулись и узнали, что, условно говоря, с 1 июля пенсионный возраст в Беларуси 65 лет для мужчин и женщин. Иное дело, что людей нужно к этому готовить. Те, кому сегодня 30—35 лет, должны ясно понимать, что они станут пенсионерами не в 60 лет.
— Нам часто кивают на Европу: мол, там давно пенсионерами становятся, когда уже далеко за 60. Корректны такие сравнения?
— Прежде всего некорректны потому, что продолжительность жизни в Европе выше. Однако и в Беларуси продолжительность жизни довольно быстро растет. Кроме того, в странах Европы официальный пенсионный возраст является, скорее, индикативной цифрой. Многие европейцы, благодаря накопительным пенсионным фондам, могут сами определять время выхода на пенсию и, накопив на заслуженный отдых, нигде не работать уже в 55 или 60 лет, дожидаясь пенсионного возраста. Но при этом и там многие продолжают работать по достижении пенсионного возраста, если позволяет здоровье.