|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
ОБЗОРЫ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ:
КАЗАХСТАН 2018
Paris, OECD Publishing, 2018, 270 страниц
|
https://www.oecd-ilibrary.org/social-issues-migration-health/2018_9789264292895-ru
Тем не менее, по мере роста экономики в политической
повестке дня страны все большее внимание уделялось здоровью
населения. В результате, Казахстан приступил к поэтапному
реформированию системы здравоохранения в целях повышения доступности
и эффективности медицинских услуг, а также обеспечения равного
доступа к медико-санитарной помощи, в частности, посредством
следующих мер:
- принятие Пакета базовых социальных льгот, гарантированных
государством (ПБСЛГГ), т.е. набора услуг, бесплатно предоставляемых
всему населению, введенного с целью уравнивания возможностей
доступа к услугам в разных частях страны, а также обеспечения
финансовой устойчивости системы;
- расширение и развитие системы первичной медико-санитарной
помощи и реструктуризация больничного сектора в целях изменения
баланса в системе предоставления услуг посредством снижения
зависимости от стационарного лечения и уделения повышенного
внимания координации лечебных мероприятий, проводимых медучреждениями
разного уровня;
- внедрение механизмов конкуренции между поставщиками услуг,
в частности, посредством отхода от единого для всех бюджетного
финансирования и использования методов оплаты, лучше ориентированных
на достижение соответствия между размером вознаграждения
и количеством и качеством услуг, расширения автономии государственных
медицинских учреждений, а также предоставления пациентам
возможности выбирать поставщика медицинских услуг по своему
усмотрению.
Данные реформы сопровождались дополнительными
инвестициями в систему здравоохранения. Хотя общий уровень
затрат на здравоохранение в Казахстане оставался относительно
низким, если считать в процентах от ВВП, в реальном выражении
расходы существенно выросли, по сравнению с серединой 1990-х
годов, благодаря общему росту ВВП. При этом доля государства
в финансировании здравоохранения составляет чуть больше половины,
и поэтому сохраняется очень высокий по меркам ОЭСР уровень
наличных выплат из кармана пациентов.
Стр. 19.
Более подробный анализ повышенной смертности по
возрасту в Казахстане показывает следующее (Вставка 1.2):
- Значительная часть разрыва в ожидаемой продолжительности
жизни объясняется более высокой смертностью среди молодых
казахстанцев в возрасте от 15 до 29 лет. В этой возрастной
группе общие показатели уровня смертности в Казахстане более
чем в три раза выше, чем в странах ЕС15. Основным источником
повышенной смертности в данном случае являются внешние причины,
в том числе несчастные случаи и самоубийства (которые также
в наибольшей степени способствуют повышенной смертности
среди казахстанских детей в возрасте до 15 лет и взрослых
30-44 лет).
- В Казахстане смертность от сердечно-сосудистых заболеваний
встречается в более раннем возрасте, чем в ЕС15, и является
единственной основной причиной повышенной смертности в возрастных
группах от 54 - 60 и 60 - 74 лет.
- Заболевания дыхательной системы способствуют повышению
смертности в Казахстане во всех возрастных группах.
Стр. 64-65.
Ограниченные государственные расходы на здравоохранение
отражают относительно скромные размеры государственных расходов
в целом, а не отнесение этого сектора к вторичным приоритетам.
В Казахстане при уровне 15% ВВП общие государственные расходы
кажутся особенно низкими. В странах-членах ОЭСР государственные
расходы, как правило, составляют около 30% ВВП и близки к
37% в странах Европы и Центральной Азии. Поэтому низкий уровень
государственных расходов на здравоохранение в основном отражает
скромные государственные расходы в целом. Действительно, расходы
на здравоохранение как доля от общих государственных расходов
в Казахстане составляли около 9,5% в 2014 году. Хотя этот
показатель ниже, чем средний показатель по ОЭСР в 15%, он
находится в диапазоне, который наблюдается в ряде стран-членов
ОЭСР (Диаграмма 1.23).
Стр. 78.
Платежи из собственных средств составляют 38%
всех расходов в Казахстане - уровень значения, который демонстрирует
неудавшуюся попытку реализовать поставленные цели в части
финансовой защиты населения. Диаграмма 1.35 показывает, что
платежи из собственных средств составляют в среднем 20% общих
расходов в странах-членах ОЭСР. ВОЗ считает, что система может
обеспечить адекватную финансовую защиту, только если платежи
из собственных средств находятся на уровне 20% или ниже этого
уровня. Таким образом, Казахстан, как и небольшое количество
стран-членов ОЭСР, в частности, Латвия, Мексика и Корея, далек
от соблюдения критерия ВОЗ в отношении адекватной финансовой
защиты.
Стр. 95-96.
|
За последние десятилетия Казахстан добился значительных
успехов в сфере экономического развития. В политической повестке
дня страны все большее внимание уделяется вопросам охраны здоровья.
Это связано с реализацией ряда реформ, направленных на модернизацию
системы здравоохранения и улучшение здоровья населения. В данном
обзоре используются общепризнанные принципы и индикаторы для оценки
как системы здравоохранения Казахстана в целом, так и системы первичной
медико-санитарной помощи и больничного сектора. Данные, предоставленные
Казахстаном, используются для сопоставления различных показателей
деятельности с показателями стран ОЭСР. В то время как в обзоре
указывается на заметные успехи, достигнутые Казахстаном, по-прежнему
остаются нерешенными вопросы, связанные с улучшением доступности
и эффективности медицинских услуг, а также обеспечением равного
доступа к ним. В докладе указаны ключевые меры, которые в целях
повышения эффективности системы здравоохранения Казахстану следует
рассмотреть в качестве приоритетов на ближайшие годы.
Содержание
Краткое содержание
Оценка и рекомендации
Глава 1 Ключевые особенности системы здравоохранения
в Казахстане
1.1. Казахстан: к истории вопроса
1.2. Состояние здоровья населения в Казахстане
1.3. Описание системы здравоохранения
1.4. Общая эффективность системы здравоохранения
1.5. Итоговая оценка и стратегические направления
Примечания
Список использованной литературы
Глава 2 Совершенствование системы первичной медико-санитарной
помощи в Казахстане
2.1. Введение
2.2. Организация первичной медико-санитарной помощи
2.3. Основные реформы, проводимые в последнее время в сфере первичной
медико-санитарной помощи
2.4. Показатели работы системы первичной медико-санитарной помощи
2.5. Итоговая оценка и рекомендованные стратегические направления
деятельности
Примечания
Список использованной литературы
Глава 3 Совершенствование системы стационарной медицинской
помощи в Казахстане
3.1. Введение
3.2. Казахстан предпринял ряд инициатив по модернизации больничного
сектора
3.3. Больничный сектор сегодня
3.4. Результаты работы системы стационарных медицинских учреждений
в Казахстане
3.5. Итоговая оценка и стратегическое направление развития
Примечания
Список использованной литературы
|