|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Молодые ученые о демографических проблемах.
Заседание Демографической секции Центрального дома ученых РАН
21 мая 2018 г. состоялось очередное заседание Демографической
секции Центрального дома ученых РАН. Открывая заседание председатель
Демсекции к.э.н., профессор В.В. Елизаров отметил, что стало уже
традицией последнее заседание в сезоне работы секции посвящать исследованиям
молодых ученых. И с удовлетворением надо сказать, что почти все
молодые, которые выступали с докладами на демсекции успешно продолжают
работать на демографическом поприще.
Первой
выступила Полина Газизуллина, аспирант кафедры
народонаселения экономического факультета МГУ, с докладом на тему:
«Социально-экономические детерминанты здоровья подростков
в России». Вначале она остановилась на актуальности темы,
отметив, что конец XX века характеризуется новой политикой в области
укрепления здоровья, направленной на осознание индивидом ответственности
за собственное здоровье. По оценке ВОЗ вклад социально-экономических
факторов в здоровье составляет 50%. При этом ряд исследователей
(Salomon, Murray, 2002, Viner, 2012) указывают на первостепенное
значение социально-экономических факторов для здоровья подростков,
так как в переходный период происходит усиленное воздействие факторов
(Прихожан, 1997, Viner, 2012), а также новые паттерны поведения,
по-разному оцениваются подростками и взрослыми (Rich, Ginzburg,
1999, Viner, 2012).
Своевременность данного исследования заключается в том,
что у российских подростков в сравнении с западными странами отмечается
высокий уровень смертности и низкий уровень здоровья. 2016 год –
начало третьего этапа реализации Концепции демографической политики
Российской Федерации до 2025 года, в рамках которой разработана
и начала действовать программа «Десятилетие детства» на период 2018-2027
гг.
Далее докладчик отметила, что теоретические концепции
детерминант здоровья основываются на иерархическом подходе, определяющем
уровни воздействия детерминант здоровья; структурном подходе, включающем
теории эпидемиологического и санитарного переходов, и поведенческом
подходе, в основе которого лежит теория самосохранительного поведения.
Методология данного исследования включала поэтапное
комбинирование количественных и качественных методов.
Таблица 1. Основные характеристики этапов проведения
исследования
Этап
|
Год проведения
|
Тип методов
|
Выборка
|
1
|
2010
|
Качественные
|
17 подростков 14-17 лет,
проживающих в Удмуртии и Московской области (2010)
|
2
|
2011
|
Количественные
|
703 подростка 15-17 лет,
опрошенных в рамках 19 волны РМЭЗ (2010 г.)
|
3
|
2013
|
Качественные
|
22 подростка 14-17 лет,
проживающих в Удмуртии и Московской области (2013)
|
4
|
2017
|
Количественные
|
1384 подростка 15-17 лет,
опрошенных в рамках 19-25 волн РМЭЗ (2010-2016 гг.)
наедине с интервьюером
|
Говоря о данных и методах количественного анализа, П.Газизуллина
подчеркнула, что важным моментом при проведении интервью является
присутствие или отсутствие других членов домохозяйства.
Таблица 2. Распространенность курения и употребления
алкоголя среди подростков с учетом присутствия при проведении интервью
других членов домохозяйства, %
|
Курит или курил(а), %
|
Употреблял(а) алкоголь, %
|
Мальчики
|
Девочки
|
Мальчики
|
Девочки
|
Присутствие других членов домохозяйства
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Нет
|
2010 год
|
21,8
|
31,9
|
13,0
|
10,9
|
19,7
|
34,8
|
30,0
|
27,9
|
2011 год
|
22,7
|
22,8
|
8,7
|
12,3
|
24,0
|
24,2
|
24,9
|
26,0
|
2012 год
|
20,2
|
21,9
|
7,2
|
14,8
|
23,2
|
28,5
|
21,8
|
30,0
|
2014 год
|
12,9
|
26,0
|
4,6
|
10,6
|
11,8
|
19,8
|
14,5
|
20,4
|
2016 год
|
10,2
|
15,7
|
3,5
|
5,2
|
9,0
|
20,5
|
12,0
|
16,4
|
Далее докладчик остановилась на исследуемой совокупности
факторов, включающей различные блоки: уровень благосостояния (доход,
сбережения (абсолютные и относительные), доля расходов на питание
в общих расходах домохозяйства, жилищные условия, восприятие уровня
благосостояния подростком); социальный и человеческий капитал, состав
семьи (проживание с родными или неродными родителями, многодетная
семья, расширенная семья), тип населенного пункта); социокультурные
детерминанты (самооценка положения на «лестнице власти», самооценка
положения на «лестнице уважения); самосохранительное поведение (курение,
употребление алкоголя, физическая активность, питание).
Качественные методы исследования основывались на проведении
тематического контент-анализа 39 полуструктурированных интервью,
проведенных в 2010 и 2013 гг. с подростками 14-17 лет, проживающими
в республике Удмуртии и Московской области) – регионах с высоким
и средним уровнями смертности и заболеваемости подростков. Средняя
продолжительность интервью – полтора часа
В результате количественного анализа были построены
многофакторные модели связи социально-экономических детерминант
с самооценкой здоровья подростков по данным РМЭЗ 2010-2016 гг. Качественный
анализ показал, что плохое здоровье пожилых членов семьи является
фактором нежелания жить долго у подростков, более низкий уровень
ответственности за собственное здоровье отмечается у сельских подростков,
низкая планка наступления старости (40-50 лет) и опасное поведение
на дорогах, драки с применением оружия отмечаются в среде сельских
подростков Удмуртии.
В заключение П. Газизуллина представила практические
рекомендации для социально-демографической политики, разработанные
по результатам своего исследования, в частности необходимость усиления
адресности мер социально-демографической политики для разных типов
семей с детьми, а также расширение практики участия подростков в
решениях, затрагивающих их интересы, при реализации программы «Десятилетие
детства».
Далее
с докладом на тему «Ожидаемая продолжительность
жизни по уровню образования в России: проблемы оценки и современные
тенденции» выступил Тимур Фаттахов, младший
научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ.
В начале доклада был представлен краткий обзор литературы,
содержащей результаты о социально-экономических различиях смертности
в России. Следует отметить, что часть российских исследований построена
на так называемых «несвязанных данных» - not linked data, которые
не лишены недостатков. В частности, при расчете коэффициентов смертности
существует опасность несоответствия числителя и знаменателя, поскольку
информация об образовании, получаемая в ходе переписи, поступает
со слов респондента, а сведения об уровне образования умерших –
со слов родственников или других лиц.
Поскольку последние оценки ожидаемой продолжительности
жизни (ОПЖ) по уровню образования относятся к 1994 и 1998 гг., целью
исследования было дать современную картину различий в смертности,
используя последние имеющиеся данные: неперсонифицированные данные
Росстата об умерших за 2015 г. и результаты микропереписи 2015 г.
Особого внимания заслуживает сюжет о качестве данных,
используемых при расчетах и анализе. Так, в 2015 г. доля записей
с не указанным уровнем образования умершего - около 25%. Среди умерших
с неизвестным уровнем образования в равной степени встречаются мужчины
и женщины, чаще в городской, чем в сельской местности. Доля умерших
с неизвестным уровнем образования варьируется по возрасту незначительно,
в пределах 24–28%, а уровень заполняемости социальных характеристик
умершего сильно варьируется по регионам. Поэтому возможности регионального
анализа образовательных различий смертности весьма ограничены.
Распределение регионов России по уровню заполняемости
образовательного статуса в свидетельствах о смерти, 2015 г.
В России существует сложность учета умерших с «основным
общим» образованием, в возрастах старше 60 лет. В связи с этим для
расчета ожидаемой продолжительности жизни в зависимости от уровня
образования возрастные коэффициенты смертности для лиц с «основным
общим» образованием в возрастах 60 лет и старше были скорректированы
путем перераспределения записи об умерших с неуказанным уровнем
образования по уровню образования, полу, причинам смерти. Затем
был проведен анализ СКС по основным классам причин смерти.
Таблица 3. Стандартизованные коэффициенты смертности
по основным классам причин (на 100 тыс. населения)
|
Мужчины
|
Женщины
|
Высшее
|
Среднее
|
Ниже среднего
|
Высшее
|
Среднее
|
Ниже среднего
|
Все причины
|
766
|
1389
|
2194
|
395
|
697
|
1103
|
Болезни системы кровообращения
|
387
|
642
|
909
|
190
|
343
|
512
|
Новообразования
|
159
|
230
|
291
|
96
|
121
|
151
|
Внешние причины
|
70
|
186
|
371
|
17
|
44
|
105
|
Болезни органов пищеварения
|
38
|
83
|
142
|
17
|
45
|
86
|
Болезни органов дыхания
|
27
|
74
|
138
|
8
|
19
|
42
|
Болезни нервной системы
|
20
|
35
|
59
|
13
|
24
|
40
|
Болезни мочеполовой системы
|
8
|
12
|
17
|
4
|
7
|
13
|
Инфекционные и паразитарные болезни
|
5
|
37
|
89
|
2
|
15
|
40
|
Другие причины
|
59
|
102
|
172
|
42
|
74
|
125
|
Далее докладчик представил результаты расчетов ожидаемой
продолжительности жизни в возрасте 30 лет и структуру мужского населения
по образованию. При этом он уточнил, что характер используемых данных
может приводить к переоценке различий в смертности. Авторские допущения
могли повлиять на реальный уровень и структуру смертности по причинам
смерти, а региональные различия в качестве заполнения социально-экономических
характеристик делают невозможным региональный анализ дифференциации
российской смертности по уровню образования.
В заключение Т.Фаттахов отметил, что, как показало
исследование, подход к распределению умерших с неизвестным уровнем
образования оказывает существенное влияние на оценки ОПЖ. Различия
в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами уменьшаются
с ростом уровня образования, а чем выше уровень образования, тем
ниже вклад экзогенных причин смерти в структуре стандартизованного
коэффициента смертности. В России наблюдается снижение ОПЖ малообразованных
мужчин и женщин на фоне снижения доли этих групп в общей структуре
населения. Этот процесс идет параллельно с ростом ОПЖ мужчин и женщин
с высшим образованием и увеличением их доли в структуре населения.
Доклады был выслушаны с большим интересом, вызвали много
вопросов и оживленную дискуссию, в которой выступили В.Н. Архангельский,
Н.Г. Карлсен, Е.А. Кваша, В.В. Елизаров и другие.
|