Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 771 - 772
21 мая - 3 июня 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Демографический дайджест

Financing Public Education Facilities: The Role of Elderly Populations and Geographic Mobility

The reversal of the gender gap in education and relative divorce risks: A matter of alternatives in partner choice?

БОНУС: Демографическая рефлексия


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Автор обзора Галина Манькова
(студентка 2 курса факультета мировой экономики НИУ ВШЭ)

Рубрику ведет
Илья КАШНИЦКИЙ

The reversal of the gender gap in education and relative divorce risks: A matter of alternatives in partner choice?

Grow, A., Schnor, C., & Van Bavel, J. (2017). The reversal of the gender gap in education and relative divorce risks: A matter of alternatives in partner choice? Population Studies, 71(sup1), 15-34. https://doi.org/10.1080/00324728.2017.1371477

Традиционно получение образования, особенно высшего, считалось привилегией мужчин. По этой причине нормой оказывались гипергамные браки, в которых муж имеет более высокий уровень образования, чем жена. Однако за последние полвека гендерный разрыв в уровне образования значительно сократился: всё больше и больше женщин стало получать высшее образование и, следовательно, выросло количество гипогамных браков – союзов, в которых женщина образованней своего супруга. Анрдэ Гроу, Кристин Щнор и Ян Ван Бавел в своей статье изучают влияние этого социального разворота на риски развода. В качестве объекта исследования учёные взяли гетеросексуальные пары из 12 европейских стран, вступившие в брак в период с 1950 по 2004 год (Рис. 1).

Рисунок 1. Соотношение индивидов разного пола, имеющих высшее образование, в возрасте 30-49 лет в 12 европейских странах, 1970-2015 годы. BE - Бельгия, DE - Германия, DK - Дания, ES - Испания, FI - Финляндия, FR - Франция, GR - Греция,IE - Ирландия, NL - Нидерланды, PT - Португалия, SE - Швеция, UK - Великобритания.

Для начала авторы дают описание нескольких важных макроструктурных закономерностей, касающихся рисков развода. Так, они указывают, что риск развода индивида со своим партнёром напрямую зависит от количества более привлекательных альтернатив (индивидов противоположного пола) на брачном рынке. Вероятность развода снижается с увеличением числа лет, проведённых в браке, так как с течением времени растут инвестиции в партнёра (общие дети, совместно нажитое имущество). Также на вероятность развода оказывают влияние такие факторы как уровень общественного неприятия развода и брачное законодательство. Модель поиска партнёра индивидом выглядит следующим образом: индивид приходит на брачный рынок в возрасте 16 лет и остаётся там на протяжении жизни (авторы статьи берут 110 лет за максимальную продолжительность жизни), независимо от того, состоит ли он в каких-либо отношениях или нет. Индивид старается завязать отношения с наиболее привлекательным для себя партнёром. Привлекательность определяется:

  1. возрастом: насколько близок возраст потенциального партнёра к идеальному для конкретного индивида (для мужчины идеальный возраст супруги – 24 года, для женщины идеальный возраст супруга больше её собственного на 2,5 года);
  2. величиной возможного дохода потенциального партнёра;
  3. уровнем образования потенциального партнёра: он должен быть либо таким же, как у выбирающего индивида (что предполагает схожие интересы, ценности и нормы поведения), либо выше (что предполагает более высокий уровень дохода потенциального партнёра).

Важно, что каждая из указанных выше детерминант привлекательности имеет разное значение для представителей разного пола. Также вероятность того, что индивид вступит в новые отношения, обратно пропорциональна продолжительности текущих отношений и прямо пропорциональна возрасту (при условии отсутствия текущих отношений) и желанию потенциального партнёра встречаться с индивидом или создать с ним семью.

Существенное дополнение авторов статьи к описываемой модели – учёт реальных показателей рождаемости и смертности для определения численности половых и возрастных групп индивидов для каждого исследуемого года.

Авторы рассчитывают относительные риски развода гипогамных пар по сравнению с гипергамными (R), а также показатель, определяющий преимущество женщин в образовании (вероятность того, что случайно выбранная женщина будет образованнее случайно выбранного мужчины, F). Оказывается, с течением времени R уменьшается, поскольку одновременно уменьшается риск развода гипогамных пар и растёт риск развода гипергамных пар (Рис. 2).

Рисунок 2. Относительный риск развода (R) гипогамных пар по отношению к гипергамным по дате заключения брака; смоделировано для 12 европейских стран.

Однако указанное снижение R сопровождается ростом F (то есть женщины становятся образованнее, чем мужчины), из чего можно сделать вывод, что сокращение гендерного разрыва в уровне образования ведёт к появлению на брачном рынке большого числа высокообразованных женщин. Это, в свою очередь, обусловливает рост числа привлекательных альтернатив для мужчин и сокращение числа привлекательных альтернатив для женщин, что объясняет указанные тенденции изменения R (Рис. 3).

Рисунок 3. Относительный риск развода (R) гипогамных пар по отношению к гипергамным и преимущество женщин в образовании (F-показатель); смоделировано для 12 европейских стран и 11 брачных групп.

Для авторов статьи принципиально, что изменение норм и ценностей (в частности, принятие обществом гипогамных браков) не является ключевой причиной описываемого процесса, как предполагали их предшественники.

В заключение учёные приводят ещё несколько важных результатов:

  1. если бы для индивидов не был важен возможный доход потенциального партнёра, то снижение R было бы гораздо существеннее наблюдаемого;
  2. если бы для индивидов не имели значения интересы, ценности и нормы поведения потенциального партнёра, то снижение R не сильно отличалось бы от наблюдаемого.

Рисунок 4. Относительные риски развода (R) гипогамных пар по отношению к гипергамным, смоделировано для 12 европейских стран, по дате заключения брака и по версии модели.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.