|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Качество медицинских услуг: запрос населения
В обществе фиксируется запрос на контроль качества
медицинских услуг и ответственный подход к собственному здоровью.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
представляет данные исследования, посвященного теме функционирования
ОМС.
Подавляющее большинство россиян (89%) получали медицинские
услуги по полису ОМС хотя бы раз в жизни. При этом в последний год
по нему обращался в медучреждения каждый второй (52%).
Среди услуг, которые может бесплатно получить
население по полису ОМС через систему страховых представителей,
начавших работать в 2016 году, наиболее полезными называют контроль
за качеством медуслуг, соблюдением сроков госпитализации (считают
полезным 49%), информирование и напоминание о диспансеризации (43%),
помощь пациенту в разрешении конфликтных ситуаций (23%), контроль
за соблюдением пациента назначений врача (21%).
Наиболее важной информацией, которую предоставляют страховые
представители, население считает сведения о своих правах и перечне
бесплатных медицинских услуг (53%), к кому обращаться в случае оказания
некачественной медицинской помощи (50%), о возможностях выбора врача
и медицинского учреждения (35%), о необходимости пройти диспансеризацию,
профилактический осмотр (28%).
Три четверти опрошенных россиян (75%) говорят о необходимости
дополнительного контроля со стороны независимой от медицинского
сообщества структуры (в частности, страховых компаний) работы медицинских
учреждений.
В числе мер по улучшению качества медицинских
услуг граждане, прежде всего, отмечают решения финансового
характера: формирование заработной платы врача исходя из качества
его работы (43%), а также финансирование медучреждений в зависимости
от качества предоставляемых услуг (30%). Рейтингование медицинских
учреждений по качеству предоставляемых услуг как одну из мер считают
возможным 18% опрошенных.
По мнению 42% опрошенных, положительно на качестве медицинских
услуг может также сказаться усиление контроля за профессиональным
уровнем врачей, введение персональной ответственности руководителей
медучреждений и врача за качество лечения (41%), усиление контроля
со стороны государственных органов (38%).
Среди большинства россиян (60%) преобладает
мнение, что оценки качества работы, число обращений и количество
жалоб пациентов должны учитываться при принятии решений о финансировании
государственных медицинских учреждений.
Наиболее актуальными вопросами в сфере здравоохранения, по мнению
респондентов, являются повышение оснащенности поликлиник современным
оборудованием (57%) и квалификации врачей, контроль за профессиональным
уровнем специалистов (50%), расширение возможностей для профилактики,
диагностики болезней на ранних стадиях (49%), развитие систем информирования
о бесплатных медицинских услугах (25%).
Большинство россиян (80%) осознают необходимость следить за своим
здоровьем – тщательно это делают 12%, стараются, но не всегда получается
– 68%, а 19% уделяют своему здоровью мало внимания. Здорового образа
жизни придерживается далеко не каждый: 46% занимаются физкультурой
реже одного раза в неделю или не занимаются совсем, 43% и 41% соответственно
мало спят или не находят времени на отдых, 32% мало следят за своим
питанием. При этом многие признаются, что на практике часто пренебрегают
«полезными советами»: так, 50% не всегда обращаются к врачу при
болезни, а занимаются самолечением, 37% редко проходят профилактические
осмотры и диспансеризацию.
Данные исследования комментирует генеральный директор Центра социального
проектирования «Платформа» Алексей Фирсов: «Среди населения
сформировалась устойчивая группа сторонников рыночного подхода:
установления четкой корреляции между качеством лечения и финансированием
медицинских центров. Потребитель услуг хочет видеть себя в качестве
цели и критерия качества социальной политики, иметь мобильность
и хорошую защищенность, оперировать страховыми инструментами. Поэтому
советский подход к финансированию медицины постепенно вытесняется
из общественного сознания».
Как Вы относитесь к своему здоровью? (закрытый
вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Мужчины
|
Женщины
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Тщательно слежу за здоровьем
|
12
|
11
|
14
|
18
|
15
|
11
|
10
|
13
|
Стараюсь следить за здоровьем, но не всегда получается
|
68
|
63
|
71
|
73
|
68
|
66
|
69
|
66
|
Мало обращаю внимание на здоровье
|
19
|
25
|
15
|
9
|
17
|
23
|
20
|
21
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
Сейчас я зачитаю набор характеристик. Что из
перечисленного характерно для Вас? (закрытый вопрос,
любое число ответов, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Часто занимаюсь самолечением, не всегда обращаюсь к врачу
|
50
|
Занимаюсь физкультурой реже раза в неделю или не занимаюсь совсем
|
46
|
Часто не высыпаюсь
|
43
|
Часто не нахожу достаточно времени на отдых, переутомляюсь
|
41
|
Редко прохожу профилактические осмотры, диспансеризацию
|
37
|
Мало слежу за своим питанием
|
32
|
Курю
|
25
|
Ничего из перечисленного
|
7
|
Затрудняюсь ответить
|
2
|
Давайте поговорим об обязательном медицинском
страховании (ОМС). Это государственная система социальной
защиты населения, в рамках которой гражданам, оформившим полис ОМС,
гарантировано бесплатное предоставление установленного законом объёма
медицинских услуг. Припомните, пожалуйста, когда в последний раз
Вы обращались за медицинской помощью в государственные и муниципальные
медицинские учреждения по полису обязательного медицинского страхования
(ОМС)? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Мужчины
|
Женщины
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Менее года назад
|
52
|
39
|
62
|
41
|
50
|
46
|
50
|
61
|
1-2 года назад
|
19
|
22
|
17
|
35
|
17
|
24
|
21
|
12
|
3-5 лет назад
|
13
|
17
|
10
|
16
|
17
|
16
|
11
|
8
|
6 лет назад и более
|
5
|
6
|
4
|
3
|
5
|
8
|
5
|
4
|
Не обращался по полису ОМС
|
8
|
12
|
5
|
4
|
7
|
3
|
11
|
12
|
У меня нет полиса ОМС
|
2
|
2
|
2
|
1
|
3
|
2
|
1
|
2
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
2
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
С 2016 года в штате страховых компаний, работающих
в системе обязательного медицинского страхования, появились новые
сотрудники – страховые представители. Сейчас я перечислю
список услуг, предоставляемых населению страховыми представителями
на бесплатной основе. Какие из них могут быть наиболее полезны лично
для вас/ваших родственников, друзей? (закрытый вопрос, не более
2-х ответов, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Контроль за качеством медуслуг, соблюдением сроков госпитализации
|
49
|
Информирование о правах пациента, о возможности выбора врача и медучреждения, напоминание о диспансеризации
|
43
|
Помощь пациенту в разрешении конфликтных ситуаций, в том числе рассмотрение жалоб
|
23
|
Контроль за соблюдением пациентом назначений врача
|
21
|
Нет полезных услуг
|
5
|
Другое
|
2
|
Затрудняюсь ответить
|
12
|
Сейчас я перечислю список различных мер. На
ваш взгляд, какие из них могут улучшить качество медицинских услуг?
(закрытый вопрос, не более 3-х ответов, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Формирование заработной платы врача исходя из качества его работы
|
43
|
Усиление контроля за профессиональным уровнем врачей
|
42
|
Введение персональной ответственности руководителей медучреждений и врача за качество лечения
|
41
|
Усиление контроля государственных органов за работой медучреждений
|
38
|
Финансирование медучреждений в зависимости от качества предоставляемых услуг
|
30
|
Создание рейтинга медицинских учреждений по качеству предоставляемых услуг
|
18
|
Поддержка деятельности страховых организаций, которые на бесплатной основе консультируют пациентов об их правах и возможностях
|
13
|
Другое
|
2
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
Что из перечисленного наиболее важно лично для
Вас? (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, % от всех
опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Повышение оснащенности поликлиник современным оборудованием
|
57
|
Повышение квалификации врачей и контроль за их профессиональным уровнем
|
50
|
Расширение возможностей для профилактики, диагностики и предупреждения болезней на ранних стадиях
|
49
|
Информирование о бесплатных медуслугах
|
25
|
Расширение возможностей для дистанционного лечения, получения консультаций врача удаленно
|
17
|
Информирование о возможностях выбора врача и медицинского учреждения
|
14
|
Создание независимого рейтинга медицинских учреждений по качеству предоставляемых услуг
|
11
|
Другое
|
0
|
Затрудняюсь ответить
|
3
|
Одни считают, что при финансировании государственных
медучреждений должны учитываться оценки качества их работы, число
обращений и количество жалоб пациентов. Другие считают, что медучреждения
должны получать финансирование независимо от этих параметров. С
каким мнением Вы в большей степени согласны? (закрытый
вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Москва и Санкт-Петербург
|
Города-миллионники
|
500-950 тыс. жителей
|
100–500 тыс.
|
Менее 100 тыс.
|
Сёла
|
С первым. При финансировании государственных медучреждений должны учитываться оценки качества работы, число обращений и количество жалоб пациентов
|
60
|
49
|
51
|
56
|
62
|
64
|
66
|
Со вторым. Государственные медучреждения должны получать финансирование независимо от оценок качества работы, числа обращений и количества жалоб пациентов
|
34
|
39
|
44
|
36
|
36
|
30
|
29
|
Затрудняюсь ответить
|
6
|
12
|
5
|
8
|
2
|
6
|
5
|
Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен по заказу ЦСП «Платформа»
11 апреля 2018 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте
от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной
двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров
объемом 1000 респондентов. Выборка построена на основе полного списка
телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены
на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам.
Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95%
не превышает 3,2%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов
могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства,
возникающие в ходе полевых работ.
ВЦИОМ, 23 апреля 2018 г.
Полностью см.: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9059
|