Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 769 - 770
1 - 20 мая 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Опросы и ответы 

Наиболее тревожащие проблемы

Россияне стали скромнее — для счастья им нужно меньше денег, чем в 2017 году

Качество медицинских услуг: запрос населения

Женское здоровье: красота снаружи, красота внутри

Россияне назвали оптимальный пенсионный возраст


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Качество медицинских услуг: запрос населения

В обществе фиксируется запрос на контроль качества медицинских услуг и ответственный подход к собственному здоровью.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме функционирования ОМС.

Подавляющее большинство россиян (89%) получали медицинские услуги по полису ОМС хотя бы раз в жизни. При этом в последний год по нему обращался в медучреждения каждый второй (52%).

Среди услуг, которые может бесплатно получить население по полису ОМС через систему страховых представителей, начавших работать в 2016 году, наиболее полезными называют контроль за качеством медуслуг, соблюдением сроков госпитализации (считают полезным 49%), информирование и напоминание о диспансеризации (43%), помощь пациенту в разрешении конфликтных ситуаций (23%), контроль за соблюдением пациента назначений врача (21%).

Наиболее важной информацией, которую предоставляют страховые представители, население считает сведения о своих правах и перечне бесплатных медицинских услуг (53%), к кому обращаться в случае оказания некачественной медицинской помощи (50%), о возможностях выбора врача и медицинского учреждения (35%), о необходимости пройти диспансеризацию, профилактический осмотр (28%).

Три четверти опрошенных россиян (75%) говорят о необходимости дополнительного контроля со стороны независимой от медицинского сообщества структуры (в частности, страховых компаний) работы медицинских учреждений.

В числе мер по улучшению качества медицинских услуг граждане, прежде всего, отмечают решения финансового характера: формирование заработной платы врача исходя из качества его работы (43%), а также финансирование медучреждений в зависимости от качества предоставляемых услуг (30%). Рейтингование медицинских учреждений по качеству предоставляемых услуг как одну из мер считают возможным 18% опрошенных.

По мнению 42% опрошенных, положительно на качестве медицинских услуг может также сказаться усиление контроля за профессиональным уровнем врачей, введение персональной ответственности руководителей медучреждений и врача за качество лечения (41%), усиление контроля со стороны государственных органов (38%).

Среди большинства россиян (60%) преобладает мнение, что оценки качества работы, число обращений и количество жалоб пациентов должны учитываться при принятии решений о финансировании государственных медицинских учреждений.

Наиболее актуальными вопросами в сфере здравоохранения, по мнению респондентов, являются повышение оснащенности поликлиник современным оборудованием (57%) и квалификации врачей, контроль за профессиональным уровнем специалистов (50%), расширение возможностей для профилактики, диагностики болезней на ранних стадиях (49%), развитие систем информирования о бесплатных медицинских услугах (25%).

Большинство россиян (80%) осознают необходимость следить за своим здоровьем – тщательно это делают 12%, стараются, но не всегда получается – 68%, а 19% уделяют своему здоровью мало внимания. Здорового образа жизни придерживается далеко не каждый: 46% занимаются физкультурой реже одного раза в неделю или не занимаются совсем, 43% и 41% соответственно мало спят или не находят времени на отдых, 32% мало следят за своим питанием. При этом многие признаются, что на практике часто пренебрегают «полезными советами»: так, 50% не всегда обращаются к врачу при болезни, а занимаются самолечением, 37% редко проходят профилактические осмотры и диспансеризацию.

Данные исследования комментирует генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов: «Среди населения сформировалась устойчивая группа сторонников рыночного подхода: установления четкой корреляции между качеством лечения и финансированием медицинских центров. Потребитель услуг хочет видеть себя в качестве цели и критерия качества социальной политики, иметь мобильность и хорошую защищенность, оперировать страховыми инструментами. Поэтому советский подход к финансированию медицины постепенно вытесняется из общественного сознания».

Как Вы относитесь к своему здоровью? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужчины

Женщины

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Тщательно слежу за здоровьем

12

11

14

18

15

11

10

13

Стараюсь следить за здоровьем, но не всегда получается

68

63

71

73

68

66

69

66

Мало обращаю внимание на здоровье

19

25

15

9

17

23

20

21

Затрудняюсь ответить

1

1

0

0

0

0

1

0

Сейчас я зачитаю набор характеристик. Что из перечисленного характерно для Вас? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Часто занимаюсь самолечением, не всегда обращаюсь к врачу

50

Занимаюсь физкультурой реже раза в неделю или не занимаюсь совсем

46

Часто не высыпаюсь

43

Часто не нахожу достаточно времени на отдых, переутомляюсь

41

Редко прохожу профилактические осмотры, диспансеризацию

37

Мало слежу за своим питанием

32

Курю

25

Ничего из перечисленного

7

Затрудняюсь ответить

2

Давайте поговорим об обязательном медицинском страховании (ОМС). Это государственная система социальной защиты населения, в рамках которой гражданам, оформившим полис ОМС, гарантировано бесплатное предоставление установленного законом объёма медицинских услуг. Припомните, пожалуйста, когда в последний раз Вы обращались за медицинской помощью в государственные и муниципальные медицинские учреждения по полису обязательного медицинского страхования (ОМС)? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужчины

Женщины

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Менее года назад

52

39

62

41

50

46

50

61

1-2 года назад

19

22

17

35

17

24

21

12

3-5 лет назад

13

17

10

16

17

16

11

8

6 лет назад и более

5

6

4

3

5

8

5

4

Не обращался по полису ОМС

8

12

5

4

7

3

11

12

У меня нет полиса ОМС

2

2

2

1

3

2

1

2

Затрудняюсь ответить

1

2

0

0

1

1

1

1

С 2016 года в штате страховых компаний, работающих в системе обязательного медицинского страхования, появились новые сотрудники – страховые представители. Сейчас я перечислю список услуг, предоставляемых населению страховыми представителями на бесплатной основе. Какие из них могут быть наиболее полезны лично для вас/ваших родственников, друзей? (закрытый вопрос, не более 2-х ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Контроль за качеством медуслуг, соблюдением сроков госпитализации

49

Информирование о правах пациента, о возможности выбора врача и медучреждения, напоминание о диспансеризации

43

Помощь пациенту в разрешении конфликтных ситуаций, в том числе рассмотрение жалоб

23

Контроль за соблюдением пациентом назначений врача

21

Нет полезных услуг

5

Другое

2

Затрудняюсь ответить

12

Сейчас я перечислю список различных мер. На ваш взгляд, какие из них могут улучшить качество медицинских услуг? (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Формирование заработной платы врача исходя из качества его работы

43

Усиление контроля за профессиональным уровнем врачей

42

Введение персональной ответственности руководителей медучреждений и врача за качество лечения

41

Усиление контроля государственных органов за работой медучреждений

38

Финансирование медучреждений в зависимости от качества предоставляемых услуг

30

Создание рейтинга медицинских учреждений по качеству предоставляемых услуг

18

Поддержка деятельности страховых организаций, которые на бесплатной основе консультируют пациентов об их правах и возможностях

13

Другое

2

Затрудняюсь ответить

5

Что из перечисленного наиболее важно лично для Вас? (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Повышение оснащенности поликлиник современным оборудованием

57

Повышение квалификации врачей и контроль за их профессиональным уровнем

50

Расширение возможностей для профилактики, диагностики и предупреждения болезней на ранних стадиях

49

Информирование о бесплатных медуслугах

25

Расширение возможностей для дистанционного лечения, получения консультаций врача удаленно

17

Информирование о возможностях выбора врача и медицинского учреждения

14

Создание независимого рейтинга медицинских учреждений по качеству предоставляемых услуг

11

Другое

0

Затрудняюсь ответить

3

Одни считают, что при финансировании государственных медучреждений должны учитываться оценки качества их работы, число обращений и количество жалоб пациентов. Другие считают, что медучреждения должны получать финансирование независимо от этих параметров. С каким мнением Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

500-950 тыс. жителей

100–500 тыс.

Менее 100 тыс.

Сёла

С первым. При финансировании государственных медучреждений должны учитываться оценки качества работы, число обращений и количество жалоб пациентов

60

49

51

56

62

64

66

Со вторым. Государственные медучреждения должны получать финансирование независимо от оценок качества работы, числа обращений и количества жалоб пациентов

34

39

44

36

36

30

29

Затрудняюсь ответить

6

12

5

8

2

6

5

Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен по заказу ЦСП «Платформа» 11 апреля 2018 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1000 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,2%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

ВЦИОМ, 23 апреля 2018 г.
Полностью см.: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9059

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.