Реальный рост, обозначенный президентом главной целью нового срока, затрудняют санкции
Из-за санкционного давления и целого ряда других причин правительство России не может обеспечить темпы роста экономики выше среднемировых. Между тем именно так сформулировал главную цель своего четвёртого президентского срока Владимир Путин.
Впрочем, как говорится, голь на выдумки хитра. Минэкономразвития придумало методику, позволяющую всё-таки решить задачу, поставленную главой государства. Каким же образом?
Чиновники предложили изменить действующую ныне методику расчётов. Рост ВВП произойдёт, как по мановению волшебной палочки, впрочем, даже этот волшебный инструмент не понадобится пытливым умам из Минэкономразвития. Лёгкая манипуляция цифрами — и вот он, долгожданный рост ВВП. Появится, подобно сказочному джинну из бутылки.
«Если судить о результатах 2017 года по темпам роста реального ВВП, то российский показатель 1,5% существенно ниже среднемирового 3,7%», — разъяснил глава Минэкономразвития Максим Орешкин.
Столь существенная разница, по мнению министра, обусловлена исключительно демографической ситуацией. Чтобы сравнение было более корректным, уверен Орешкин, вместо реального ВВП надо воспользоваться другим показателем — «темпом роста ВВП на человека в возрасте 15–64 лет», иначе говоря, на душу трудоспособного населения. В соответствии с новой методикой российская экономика в прошлом году выросла не на 1,5%, а на 2,3%, подсчитал Максим Орешкин. Развитые и развивающиеся страны, по словам министра, прибавили 2,2% и 3,5% соответственно.
Итак, в Минэкономразвития решили скорректировать методику определения темпов роста ВВП с поправкой на демографию. Действительно, трудоспособное население в стране быстро сокращается. Экономика теряет ежегодно 500–800 тысяч человек (по разным оценкам). Если провести пересчёт на остающееся до 2024 г. (то есть до конца очередного президентского срока Путина) количество 15–64-летних, ВВП будет, естественно, выше, чем если проводить его оценку по действующим стандартам. Поменяв методику подсчёта, можно будет решить поставленную президентом задачу даже раньше намеченного срока.
Если оставлять всё, как есть, удачи чиновникам не видать. У нас же как получается? Министерство экономического развития есть, а самого этого методичного, последовательного развития что-то не видать днём с огнём.
Главный продукт, который производят в Минэкономразвития, это, как известно, прогнозы, а также их бесконечные корректировки. Вместе они плодятся со скоростью мушек-дрозофил.
На днях министерство было вынуждено скорректировать в сторону уменьшения прогнозы, касающиеся темпов роста ВВП. Ожидали 1,9% за январь, получили 1,7% — в годовом выражении. На февраль прогнозировали 1,5%. Получили 1,3%. Ориентировочные 2,1% по итогам текущего года пока остаются без изменений. Однако их достижение выглядит, мягко говоря, проблематичным. Особенно если Трамп вновь сменит милость на гнев и обрушит на Россию очередные громы и молнии. Как показывает практика, каждая «порция» санкций приводит чуть ли ни к коллапсу на наших финансовом и фондовом рынках.
О четырёхпроцентном росте ВВП, который требуется для того, чтобы выполнить поручение президента, не приходится и говорить. Если подходить к расчётам ВВП по действующим международным стандартам.
Поэтому-то и явилась чиновникам Минэкономразвития спасительная идея поменять методику подсчёта. По принципу: если гора не идёт к Магомету, он сам пойдёт ей навстречу. Не получается изобрести способы реального роста экономики? Не беда! Совершим подгонку старого содержания под новую форму.
Поскольку хитрость, замысленная в Минэкономразвития, похоже, больше ни в одной стране никому в голову не приходит, и все продолжают считать темпы роста своей экономики по-старому, при переходе на новую методику среднемировой рост ВВП даже снизится: вместо 3,7% за прошлый год получится 2,6%, что всего-то на 0,3% превышает результаты отечественной экономики. Столь мизерный разрыв преодолеть куда легче, чем увеличивать темпы роста ВВП в 2,5 раза.
Максим Орешкин уже выступил с очередным прогнозом: при самом оптимистичном сценарии в перспективе 3–6 лет среднемировой рост ВВП на душу населения в возрасте 15–64 лет не превысит 2,2%. Тогда как в РФ при использовании действующего демографического прогноза этот показатель должен составить 3,6%.
Возможно, чиновничье ноу-хау будет доложено президенту в ближайшее время. 18 апреля Владимир Путин вызвал в Ново-Огарёво помощника по экономическим вопросам Андрея Белоусова, главу Минэкономразвития Максима Орешкина, министра финансов Антона Силуанова и главу ЦБ Эльвиру Набиуллину. Кремлёвская пресс-служба сообщила цель встречи — обсудить экономическую ситуацию в стране «с учётом всех факторов».
Поскольку же факторов, благоприятствующих многострадальной российской экономике, на горизонте не видать, новая методика г-на Орешкина может оказаться тем, что надо.
А реальные темпы реального ВВП? Они, разумеется, останутся в тех более чем скромных пределах, что и прогнозируются ныне.
Ситуация с ВВП и методиками его подсчёта здорово напоминает одну детскую игру. Предлагается построить девять солдат в десять рядов, чтобы в каждом ряду было по три солдата (роль солдат играют обычные точки на листе бумаги, расположенные особым образом). Делается это очень просто — каждые три точки соединяются между собой линиями. Процедура при минимальном напряжении ума занимает считанные секунды. При этом «солдат», разумеется, больше не становится. Как было девять, так и остаётся. Возникает всего-навсего иллюзия многолюдства.
Такого же сомнительного эффекта позволяет добиться новая метода подсчёта темпов роста ВВП, рождённая в недрах Минэкономразвития. Вместо реального роста получаем всего лишь его имитацию, иллюзию. И почему, собственно, чиновники исходят из того, что ВВП формируют граждане РФ, начиная с 15-летнего возраста? Отчего уверены, что после 64 лет человек в этом процессе уже не участвует? Сомнительная какая-то получается конструкция. Впрочем, похоже, творцов методик это обстоятельство не беспокоит.
Главное отчитаться?