Почему жители мегаполисов уезжают в сельскую местность
Дезурбанизации — гораздо менее изученное явление, нежели урбанизация. Что это за процесс и как он влияет на мир и, в частности, на Россию, рассказывает ординарный профессор, заведующий кафедрой общей социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, руководитель «Угорского проекта» Никита Покровский.
1 Что такое дезурбанизация?
Дезурбанизация — это процесс миграции не в город, а именно из города, это стремление покинуть город с целью повысить качество своей жизни. Есть ли жизнь после и вне города? Странный вопрос, но он имеет смысл. Последнее время мы в основном обсуждаем проблемы и перспективы городов, мы все «урбанисты» до мозга костей. Порой кажется, что вне и после города вообще ничего никогда не будет и что город как таковой — это своего рода завершенная форма эволюции цивилизации. Но это не так. Дезурбанизация включает в себя субурбанизацию (строительство коттеджных и дачных поселков вокруг городов), а также дальние поселения горожан в экологически чистых ареалах. Это могут быть временные, сезонные переезды во внегородского пространство или же постоянные – на длительные сроки.
2 Чем вызван интерес горожан к сельской среде?
Города — огромные скопления людей, постоянно и скученно проживающих на одной ограниченной территории — не только дают возможность получения работы, создают условия для интенсивных взаимодействий людей, общения и пр., но также заключают в себе многочисленные опасности: рост психологической напряженности, непроизводительную трату времени на ежедневные переезды, постоянно ухудшающуюся экологию и многие другие негативные явления. Все это и многое другое обусловливает стремление горожан, сохранив все достижения современной цивилизации, попытаться снять городской «негатив», создать для себя более комфортные условия проживания.
3 Какой процесс будет в будущем преобладать в мире и в России в частности: урбанизация или дезурбанизация?
В мире все весьма разнообразно и зависит от исторических и конкретно экономических условий. Для ухода из городов нужные соответствующие внегородские пространства, отвечающие вполне определенным требованиям, прежде всего экологическим. По оценке социологов и социальных географов в перспективе будут достигнут баланс желающих переехать в город и жить в нем и тех, кто хочет двигаться в противоположном направлении. Таковы Западная Европа, США, Канада, отчасти скандинавские страны. В развивающихся странах пока преобладает процесс чистой урбанизации, роста городов и городских агломераций. Россия находится где-то посередине. Процесс урбанизации у нас еще не завершился («В Москву, в Москву, в Москву!» — мы слышим в малых городах и деревнях). Но, с другой стороны, многие москвичи (до 7%), в принципе, уже желали бы жить за пределами города и внутренне готовы это осуществить. И многие осуществляют свое желание.
4 Как дезурбанизация сказывается на экономике?
В перспективе, как представляется, города, достигув максимума в своем развитии, начнут «переливаться через край», выталкивая свое население во внегородские пространства. Это во многом зависит от прогресса технологий, которые позволят людям работать, не проживая в городе (цифровая экономика, инфокоммуникации, мобильность). В той или иной степени все необходимые атрибуты дезурбанизации: работа в удаленном доступе, мобильная медицина, информатизация школьного образования — имеются и хорошо работают вне города. Мы, в частности, работаем над проектом внегородского университета полного профиля. Экономика знаний, кстати сказать, прекрасно соответствует матрицам дезурбанизации.
5 Повлияет ли дезурбанизация на сельское хозяйство России?
Парадокс ситуации состоит в том, что сельскохозяйственные производства в современных условиях, прежде всего в России, уходят из сельской местности. Страну в основном кормят огромные агрохолдинги, работающие на юге страны и в черноземных зонах. Агрохолдингам, предельно механизированным, нужен минимум рабочей силы и им фактически не нужны сельские поселения в их традиционном виде. Иными словами, в современном мире «село» и «сельское хозяйство» теряют логическую связь и взаимозависимость. Отсюда и процесс депопуляции сельских территорий, запустение, смерть деревень и малых городов. В противовес этому горожане, выходящие во внегородские пространства, естественным образом поддерживают местное сельское хозяйство на том уровне, который диктуется запросами их реального потребления.
6 Насколько однороден процесс дезурбанизации в России и в мире?
В мире все по-разному. Скажем, в Западной Европе процесс дезурбанизации, особенно летней, рекреационной, весьма и весьма заметен. (Например, многие сельские поселения в островной Греции экономически существуют только за счет дачников и домовладельцев из Германии). Дезурбанизация заявляет о себе в Канаде и США в виде так называемых «летних домов», «вторых домов» и, разумеется, одноэтажной коттеджной застройки, образующей концентрические кольца вокруг мегаполисов. В развивающихся странах о дезурбанизации пока говорить рано — там наблюдается приток сельского населения в города. Конкурентное преимущество России состоит в том, что наша страна по-прежнему обладает огромным потенциалом территорий с относительно высоким уровнем экологической безопасности.
7 Кто в России занимается исследованием и моделированием этого процесса?
Это институт географии РАН, Институт проблем экологии и эволюции имени А.Н.Северцова РАН и, разумеется, «Вышка», а именно, кафедра общей социологии. В рамках Угорского проекта в Костромской области исследуются и моделируются процессы дезурбанизации. Приглашаем принять участие в этой программе.