|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Гендерные стереотипы
Левада-Центр задает вопрос о качествах мужчин и женщин, наиболее
ценных с точки зрения россиян, начиная с 1993 года. С одной стороны,
его следует рассматривать как индикатор желаемого (стереотипного)
распределения гендерных ролей в обществе, т.е. какими должны быть
«настоящие женщины» и «настоящие мужчины». С другой, выявить возможные
несоответствия между навязываемым и желаемым образом, т.е. действительно
ли, например, российские женщины хотят быть такими, какими их видят
российские мужчины? Сразу стоит отметить, что для полноценного исследования
гендерных образов, моделей и стереотипов, функционирующих в российском
общественном мнении, требуется отдельное исследование, однако даже
подобные вопросы-индикаторы позволяют проследить динамику в гендерной
иерархии образов (или её отсутствие) и проанализировать ценностные
предпочтения россиян.
a. Динамика общественного мнения
Результаты опроса за март 2018 года демонстрируют, что существенных
изменений в «гендерных портретах» россиян не наблюдается (таблица
1 и таблица 2). В целом среди самых ценных качеств у мужчин по-прежнему
лидируют «ум», «умение заработать» и «порядочность», а у женщин
– «хозяйственность» и «хорошая внешность». Вместе с тем динамика
общественного мнения указывает на некоторое снижение популярности
морально-нравственных качеств («порядочности» и «верности»), что,
вероятно, корреспондирует с общим снижением обеспокоенности проблемой
морали в обществе. Если, например, в 1997 году четверть совершеннолетнего
населения отмечала среди проблем, которые её тревожат, “кризис морали,
культуры, нравственности”, то сейчас их доля составляет порядка
15-16%.
Таблица 1. Что вы больше всего
цените в мужчинах? (в целом по выборке; респондентам предлагалась
карточка; несколько вариантов ответа; ранжировано по убыванию по
марту 2018 года)
|
Январь
1993
|
Январь
2000
|
Февраль
2008
|
Февраль
2012
|
Январь
2015
|
Март
2018
|
Ум
|
65
|
58
|
65
|
63
|
59
|
51
|
Умение заработать
|
–
|
–
|
–
|
–
|
50
|
42
|
Порядочность
|
57
|
53
|
54
|
51
|
35
|
37
|
Верность
|
30
|
27
|
29
|
27
|
26
|
23
|
Хозяйственность
|
33
|
34
|
29
|
29
|
17
|
20
|
Стремление к успеху
|
–
|
–
|
–
|
–
|
21
|
18
|
Заботливость
|
22
|
24
|
29
|
29
|
18
|
18
|
Умение сопротивляться невзгодам
|
21
|
23
|
26
|
29
|
24
|
17
|
Организованность
|
–
|
–
|
–
|
–
|
17
|
13
|
Независимость
|
14
|
19
|
17
|
20
|
10
|
11
|
Темперамент
|
3
|
5
|
7
|
7
|
4
|
6
|
Хорошая внешность
|
14
|
8
|
7
|
6
|
7
|
5
|
Легкий характер
|
6
|
5
|
6
|
6
|
6
|
5
|
Способность сопереживать
|
9
|
9
|
7
|
6
|
5
|
3
|
Сексапильность
|
–
|
3
|
3
|
2
|
2
|
1
|
Другое
|
–
|
–
|
–
|
2
|
1
|
1
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
4
|
4
|
2
|
2
|
3
|
Таблица 2. Что вы больше всего цените в
женщинах? (в целом по выборке; респондентам предлагалась карточка;
несколько вариантов ответа; ранжировано по убыванию по марту 2018
года)
|
Январь
1993
|
Январь
2000
|
Февраль
2008
|
Февраль
2012
|
Январь
2015
|
Март
2018
|
Хозяйственность
|
39
|
44
|
51
|
45
|
49
|
46
|
Заботливость
|
24
|
31
|
37
|
33
|
39
|
32
|
Хорошая внешность
|
53
|
40
|
39
|
40
|
41
|
31
|
Верность
|
41
|
33
|
34
|
33
|
33
|
30
|
Ум
|
32
|
29
|
33
|
28
|
32
|
25
|
Порядочность
|
37
|
30
|
34
|
31
|
29
|
25
|
Легкий характер
|
13
|
12
|
15
|
20
|
15
|
19
|
Способность сопереживать
|
17
|
16
|
12
|
19
|
15
|
14
|
Сексапильность
|
–
|
10
|
11
|
11
|
12
|
10
|
Умение сопротивляться невзгодам
|
13
|
14
|
11
|
14
|
10
|
10
|
Организованность
|
–
|
–
|
–
|
–
|
9
|
8
|
Темперамент
|
3
|
6
|
6
|
8
|
7
|
7
|
Стремление к успеху
|
–
|
–
|
–
|
–
|
4
|
5
|
Независимость
|
6
|
8
|
6
|
5
|
3
|
5
|
Умение заработать
|
–
|
–
|
–
|
–
|
7
|
4
|
Другое
|
–
|
–
|
–
|
1
|
<1
|
1
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
b. Гендерная специфика
Если обратиться к различиям во мнениях мужчин и женщин относительно
наиболее ценных качеств, то можно увидеть, что «гендерные матрицы»
кардинальным образом отличаются, т.е. в общественном мнении строго
очерчены мужские и женские качества (см. диаграмму 1 и диаграмму
2 соответственно).
Диаграмма 1. Образ мужчины
Диаграмма 2. Образ женщины
Несмотря на то, что притязания мужчин и женщин относительно представителей
своего пола в целом совпадают с представлениями пола противоположного,
фиксируются и различия. Например, мужчины чаще женщин ценят в мужчинах
«стремление к успеху» (21% против 15%), «независимость» (16% против
6%) и «организованность» (16% против 12%). Женщины, в отличие от
мужчин, чаще хотели бы видеть представителей сильного пола «верными»
(32% против 13%), «заботливыми» (25% против 10%), «хозяйственными»
(22% против 16%) и «порядочными» (39% против 35%).
В самих себе женщины чаще мужчин ценят «ум» (29% против 21%), «умение
сопротивляться невзгодам» (12% против 7%) и «организованность» (10%
против 5%). Мужчины чаще отмечают в женщинах «телесные» качества:
“хорошую внешность” (36% против 28%), “сексапильность” (14% против
7%), “темперамент” (10% против 5%). При этом они также, как и женщины,
уделяют большее внимание к противоположном полу с точки зрения “верности”
(35% против 25%).
c. Возраст
Очевидно, что мнения молодых мужчин и мужчин старшего возраста могут
отличаться между собой, равно как и мнения женщин разных возрастов.
Для удобства они были разделены на три возрастные подгруппы (всего
шесть): 18–30 лет, 31–45 лет и 46 лет и старше.
Исходя из данного деления видно, что с возрастом, независимо от
гендерной принадлежности, в мужчинах и в женщинах больше ценятся
такие качества, как «порядочность» и «хозяйственность» (таблица
3 и таблица 4). В мужчинах молодые парни и девушки чаще своих более
взрослых соотечественников ценят «стремление к успеху» и «умение
заработать» (вероятно, это отчасти определяет брачные стратегии
обоих и влияет на откладывание момента вступления в брак по причине
финансовой несостоятельности).
В женщинах мужчины с возрастом чаще начинают ценить «ум» и «хозяйственность»,
а молодые люди чаще обращают внимание на “хорошую внешность” своих
потенциальных спутниц. Молодые россиянки в возрасте от 18 до 30
лет чаще отмечают, что женщина должна иметь «хорошую внешность»
и «легкий характер». Примечательно, что даже постсоветское поколение
российских женщин в массе своей не стремится к финансовой независимости,
самостоятельности и успешности, ограничивая ролевые модели женщины
семьей, требующей «хозяйственности» и «заботливости» с её стороны.
Таблица 3. Что вы больше всего цените в мужчинах?
(качества ранжированы по алфавиту)
|
Мужчины
|
Женщины
|
18-30
|
31-45
|
46+
|
18-30
|
31-45
|
46+
|
Верность
|
15
|
11
|
13
|
34
|
28
|
33
|
Заботливость
|
7
|
11
|
11
|
26
|
24
|
25
|
Легкий характер
|
2
|
2
|
3
|
8
|
5
|
6
|
Независимость
|
17
|
17
|
15
|
11
|
4
|
6
|
Организованность
|
14
|
18
|
15
|
14
|
11
|
11
|
Порядочность
|
32
|
31
|
38
|
35
|
38
|
42
|
Сексапильность
|
2
|
<1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
Способность сопереживать
|
1
|
3
|
2
|
2
|
3
|
6
|
Стремление к успеху
|
27
|
23
|
16
|
20
|
23
|
9
|
Темперамент
|
10
|
6
|
3
|
11
|
6
|
3
|
Ум
|
52
|
54
|
52
|
49
|
51
|
49
|
Умение заработать
|
46
|
34
|
44
|
47
|
49
|
38
|
Умение сопротивляться невзгодам
|
19
|
17
|
18
|
12
|
14
|
18
|
Хозяйственность
|
12
|
15
|
20
|
17
|
23
|
24
|
Хорошая внешность
|
5
|
5
|
2
|
11
|
6
|
6
|
Таблица 4. Что вы больше всего цените в женщинах?
(качества ранжированы по алфавиту)
|
Мужчины
|
Женщины
|
18-30
|
31-45
|
46+
|
18-30
|
31-45
|
46+
|
Верность
|
35
|
34
|
35
|
24
|
22
|
27
|
Заботливость
|
33
|
34
|
34
|
29
|
31
|
32
|
Легкий характер
|
21
|
15
|
21
|
25
|
18
|
17
|
Независимость
|
1
|
3
|
2
|
10
|
6
|
6
|
Организованность
|
4
|
3
|
7
|
7
|
13
|
10
|
Порядочность
|
20
|
25
|
26
|
22
|
24
|
28
|
Сексапильность
|
19
|
16
|
10
|
11
|
8
|
4
|
Способность сопереживать
|
13
|
11
|
13
|
13
|
14
|
18
|
Стремление к успеху
|
2
|
3
|
4
|
11
|
8
|
4
|
Темперамент
|
15
|
10
|
6
|
9
|
4
|
3
|
Ум
|
17
|
19
|
24
|
30
|
28
|
30
|
Умение заработать
|
5
|
3
|
3
|
4
|
5
|
5
|
Умение сопротивляться невзгодам
|
5
|
6
|
9
|
9
|
12
|
12
|
Хозяйственность
|
39
|
50
|
50
|
37
|
43
|
50
|
Хорошая внешность
|
39
|
38
|
33
|
43
|
29
|
21
|
d. Cемейное положение
Образ «настоящей» женщины или «настоящего» мужчины может дифференцироваться
в зависимости от семейного статуса респондентов, поэтому анкета
включала вопрос о семейном положении. Исходя из разной наполненности
групп, мужчины и женщины были разделены на две подгруппы, за исключением
вдовствующих и разведенных (таблица 5):
“Женатые” / “неженатые”, включая тех опрошенных, кто живет порознь,
но не разведен.
“Замужние” / “незамужние”, включая тех опрошенных, кто
состоит в отношения, но незарегистрированных.
Таблица 5. Гендерные образы в зависимости от
семейного статуса
(качества ранжированы по алфавиту)
|
Мужчины 18+ о ценных качествах женщин
|
Женщины 18+ о ценных качествах мужчин
|
“Женатые”
|
“Неженатые”
|
“Замужние”
|
“Незамужние”
|
Верность
|
32
|
37
|
30
|
39
|
Заботливость
|
34
|
29
|
25
|
26
|
Легкий характер
|
19
|
19
|
7
|
9
|
Независимость
|
2
|
1
|
6
|
11
|
Организованность
|
5
|
3
|
12
|
12
|
Порядочность
|
25
|
23
|
37
|
36
|
Сексапильность
|
13
|
16
|
1
|
1
|
Способность сопереживать
|
14
|
9
|
4
|
1
|
Стремление к успеху
|
2
|
3
|
17
|
20
|
Темперамент
|
7
|
16
|
6
|
6
|
Ум
|
21
|
23
|
49
|
47
|
Умение заработать
|
4
|
4
|
42
|
49
|
Умение сопротивляться невзгодам
|
8
|
7
|
17
|
9
|
Хозяйственность
|
50
|
39
|
24
|
17
|
Хорошая внешность
|
38
|
34
|
7
|
11
|
Мнение семейных людей полностью воспроизводит представление о “традиционном”
разделении ролей в гетерогамной семье, в которой женщина отвечает
за ведение быта и хозяйства, а мужчина обеспечивает семью финансово.
Так, каждый второй женатый российский мужчина больше всего ценит
в женщине такое качество, как «хозяйственность» (среди холостяков
таких 39%). В свою очередь 42% российских замужних женщин считают,
что мужчина должен “уметь зарабатывать”.
Однако в данном случае семейный статус у женщин существенным образом
не влияет на иерархию самых ценных мужских качеств («ум» и «умение
зарабатывать»), в отличие от мужчин, среди которых семейное положение
значимо дифференцирует желаемый образ женщины. Для холостяков равноценно,
чтобы женщина была и “хозяйственной”, и “внешне привлекательной”
(39% против 34% соответственно). Женатые мужчины более рациональны
– среди них представление о том, что спутница должна быть “хозяйственной”,
значимо важнее её миловидности (50% против 38% соответственно).
Холостяки чаще ищут в женщинах «темперамент», а женатые мужчины
хотят видеть в своей половине «способность к сопереживанию» и «заботливость»,
что указывает на краткосрочность стратегий первых и «комфортную
долгосрочность» вторых.
Замужние женщины чаще считают, что их мужчина должен “уметь сопротивляться
невзгодам” (17% против 9% соответственно), а свободные девушки чаще
ценят в противоположном поле “верность” и “независимость”.
Одним из наименее популярных качеств среди обоих полов стала «сексапильность»,
причем у женщин из обеих подгрупп её отмечали всего по 1%, а среди
мужчин порядка 13-16% опрошенных. Что, на наш взгляд, еще раз указывает
на табуированность темы секса в обществе, декларативно вынесенной
из ценностной структуры.
e. Образование
Выборка опроса репрезентировала население по уровню образования,
поэтому мы можем обратиться к его рассмотрению в контексте гендерных
предпочтений. Что касается женщин, то собственное высшее образование
делает их более требовательными к противоположному полу, в отличие
от мужчин с высшим образованием, для которых умная женщина в целом
менее предпочтительна, чем хозяйственная и верная.
Таблица 6. Гендерные образы в зависимости от образовательного
уровня
(качества ранжированы по алфавиту)
|
Женщины (уровень образования)
|
Мужчины (уровень образования)
|
Высшее
|
Проф.
|
Среднее и ниже
|
Высшее
|
Проф.
|
Среднее и ниже
|
Верность
|
39
|
26
|
32
|
38
|
37
|
30
|
Заботливость
|
25
|
26
|
24
|
29
|
33
|
38
|
Легкий характер
|
5
|
6
|
7
|
24
|
16
|
18
|
Независимость
|
8
|
6
|
5
|
2
|
2
|
1
|
Организованность
|
12
|
13
|
10
|
6
|
3
|
6
|
Порядочность
|
41
|
38
|
39
|
25
|
24
|
25
|
Сексапильность
|
0
|
0
|
2
|
18
|
13
|
12
|
Способность сопереживать
|
4
|
4
|
4
|
13
|
14
|
11
|
Стремление к успеху
|
22
|
14
|
9
|
2
|
4
|
3
|
Темперамент
|
6
|
6
|
5
|
12
|
7
|
11
|
Ум
|
57
|
47
|
45
|
24
|
19
|
21
|
Умение заработать
|
47
|
43
|
38
|
3
|
4
|
4
|
Умение сопротивляться невзгодам
|
15
|
14
|
17
|
8
|
7
|
7
|
Хозяйственность
|
17
|
25
|
25
|
43
|
50
|
47
|
Хорошая внешность
|
6
|
7
|
8
|
36
|
35
|
38
|
Женщины с высшим образованием чаще ценят в мужчинах коммерческую
жилку – “умение зарабатывать” и “стремиться к успеху”. Женщины с
профессиональным образованием и ниже чаще обращают внимание на “хозяйственность”
мужчин (учитывая, что значительная часть из них проживает в малых
городах и селах, а, соответственно в частном секторе, где требуется
“рукастость” – ремонт дома, уход за садом и огородом и т.д.). Примечательно,
что для мужчин с образованием ниже среднего “хорошая внешность”
женщины так же значима, как и “заботливость” с её стороны.
Вместе с тем мужчины и женщины с высшим образованием несколько чаще
указывают на «верность» как ценное качество у противоположного пола,
указывая на большее давление со стороны коллективных представлений
об обязательной моногамности в отношениях с партнером.
Опрос проведен 7 – 12 марта 2018 года по репрезентативной всероссийской
выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в
возрасте от 18 лет и старше в 136 населенных пунктах, 52 субъектах
РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного
интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего
числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая
погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%; 2,9% для показателей, близких
к 25% / 75%; 2,0% для показателей, близких к 10% / 90%;1,5% для
показателей, близких к 5% / 95%.
Источник: Карина ПИПИЯ, социолог Левада-Центра,
29 марта 2018 г.
https://www.levada.ru/2018/03/29/gendernye-stereotipy/
|