Академик Армаис Камалов: Российские мужчины живут на 13 лет меньше женщин
В России принимаются и реализуются различные программы по охране здоровья материнства и детства. Но до сих пор не было ни одной адресованной охране здоровья мужчин. Может, поэтому они живут меньше женщин? Об этом обозреватель "РГ" беседует с директором Медицинского научно-образовательного центра МГУ имени Ломоносова, президентом Российского общества "Мужское и репродуктивное здоровье" академиком РАН Армаисом Камаловым.
Армаис Камалов: Рак предстательной железы, если своевременно обнаружен, то практически излечим.
Армаис Альбертович, давний призыв одной из центральных советских газет "Берегите мужчин!" по-прежнему актуален?
Армаис Камалов: Увы, проблема мужского здоровья так и не получила осмысления в государственном масштабе. О демографическом развитии говорим много, а о системе охраны мужского здоровья умалчиваем. Невольно возникает вопрос: откуда же берутся дети?
Есть ЭКО, суррогатное материнство. Все идет к тому, что к росту населения мужчины не обязательно причастны. Появляются дети из пробирки. К услугам банки спермы, яйцеклеток. Правда, в последнее время замечено: рост популярности новейших репродуктивных технологий оборачивается ростом одиночества и мужчин, и женщин. Они привыкают обходиться друг без друга.
Армаис Камалов: Данность, от которой трудно отмахнуться. Хотя нередко это ведет к трагедиям. Ведь даже в век самых высоких технологий нет замены любви. Она нужна и мужчине, и женщине. Недаром говорят, что это единство противоположностей. Но если женщина ищет в себе недостатки, то мужчина - преимущества. Если же говорить с медицинской точки зрения, то 50 процентов бесплодия семейных пар приходится именно на мужские болезни. А в 23 процентах случаев - "вина" обоих партнеров. Однако основное внимание в таких ситуациях уделяется женщине. И это очень серьезная ошибка: уходит драгоценное время, уходят немалые деньги.
Ситуацию сегодня - именно сегодня, а не завтра и не в будущем, изменить можно?
Армаис Камалов: Прежде всего надо добиться, чтобы обследования по поводу бесплодия проходили оба партнера. Во многих лечебных учреждениях этот принцип возымел действие. Во многих. Не во всех. Особенно это касается регионов. Уж так сложилось: женские консультации были всегда. Мужских не было никогда. Нет, по сути, и сейчас.
И все-таки: почему мужчины живут меньше нас?
Армаис Камалов: Жизни мужчин уносят, прежде всего, сердечно-сосудистые и онкологические болезни. Мужчины более женщин подвержены стрессам, травмам, различным половым расстройствам. Они чаще женщин употребляют алкоголь и сигареты. И если женщины, лучше-хуже, но все-таки заботятся о своем собственном здоровье, то мужчины, напротив, считают чуть ли не зазорным обращаться к специалистам. Пока не приспичит.
Мужчины несостоятельность в сексе воспринимают как слабость, а не как заболевание, которое надо и можно лечить
Мужчины остаются один на один со своими проблемами. В последнее время для них главный советчик по здоровью - реклама на телевидении и в Интернете. И значит, когда речь об охране здоровья мужчин, то нужно, прежде всего, руководствоваться комплексным подходом к их здоровью. Скажем, такое распространенное заболевание мужчин, как нарушение эрекции, напрямую связано с развитием сердечно-сосудистых катастроф - инфарктов, инсультов. Дело в том, что все эти заболевания - и нарушение эрекции, и инфаркт миокарда - имеют одну природу - нарушение сосудистой проходимости. Чем меньше диаметр сосуда, тем быстрее наступает сосудистая катастрофа. У меня было и есть немало пациентов, которые годами страдают диабетом, сердечной недостаточностью, атеросклерозом, гипертонией. Но не бегут к врачу. Они вполне спокойно относятся к этим проблемам. А к нам обращаются тогда, когда у них возникает проблема в спальне. И бывают очень удивлены, если после всестороннего обследования им назначена не таблетка для спального благополучия, а комплексное лечение основных заболеваний.
Мужчины спокойно признаются в том, что у них гипертония, сахарный диабет. Но поделиться своим "мужским бессилием" - для этого требуется мужество.
Шепелева: Многие проблемы суррогатного материнства не урегулированы
Армаис Камалов: А знаете почему? Да потому что мужчины свою несостоятельность в сексе воспринимают как слабость, а не как заболевание, которое надо и можно лечить. Они не знают, что современная урология в 95 процентах случаях может им кардинально помочь, избавить от ненужных мучений и вернуть гармонию в семье.
Стоит утром послушать радио и… бесконечная реклама лечения "второго сердца мужчины" - предстательной железы. Реклама столь упорна, что если бы она действовала, наверное, проблем с предстательной железой уже бы не было.
Армаис Камалов: Когда-то у гениальной Фаины Георгиевны Раневской спросили: как вы себя чувствуете? Она незамедлительно ответила: "Болит все: голова, печень, желудок. Если бы была мужчиной, то, наверняка, заболела бы и предстательная железа". Предстательная железа, без преувеличения, орган необычный. В нем возникают заболевания, различные по своей природе, - от воспалений (простатита) до доброкачественных и злокачественных опухолей. И если говорить о раке предстательной железы, то приходится констатировать: во всем мире он первенствует среди всех онкологических заболеваний у мужчин. Между тем рак предстательной железы, если он своевременно обнаружен, то практически излечим.
В Российской академии наук состоялась конференция, посвященная борьбе с онкологическими заболеваниями. Выступали корифеи отечественной онкологии. Была затронута и проблема лечения рака предстательной железы. Вы участвовали в работе конференции…
Армаис Камалов: Современная онкология - самая стремительно развивающееся направление в медицине. И тут требуется консолидация не только врачебного сообщества, но и ученых, занимающихся фундаментальными науками. Если еще вчера многие онкологические болезни приводили к 100-процентной смертности, то теперь такое грозное заболевание, как меланома кожи, может быть излечено с помощью иммунотерапии. Появилось большое количество препаратов, которые используются в качестве таргетной (адресной) терапии к определенному органу.
Сегодня мужчины живут меньше, но все-таки дольше, чем в прошлом столетии, когда 50-летний воспринимался уже стариком. Но смысл не в том, чтобы жить долго, а в том, чтобы старость наступала позже. Избавили человека от рака, он продолжает жить. Но каково качество этой жизни? Он вынужден принимать обезболивающие препараты?
Армаис Камалов: Ваш вопрос не совсем корректен. Наши действия направлены не только на излечение онкологического заболевания, но и на обеспечение высокого качества жизни после него. Да, многие онкологические болезни требуют длительной химиотерапии, лучевой терапии. И это, естественно, сказывается на общем здоровье. К сожалению, нередко пациенты погибают не от онкологического заболевания, а от осложнений проводимого лечения.
В нашем медицинском центре Московского университета разрабатывается программа кардиоонкологии, то есть кардиальная безопасность на фоне противоопухолевого лечения. В МГУ созданы аппараты дистанционного мониторирования сердечно-сосудистой деятельности у онкологических пациентов. При возникновении проблем с сердечно-сосудистой системой есть возможность проверить состояние пациента и оказать экстренную помощь в режиме телемедицинской консультации. Приборы созданы научной группой, в которую входят медики и физики МГУ.
Кто, где изготавливает эти приборы?
Армаис Камалов: Они изготавливаются в России и сейчас проходят клиническую апробацию. Надеюсь, после регистрации они найдут широкое применение в клиниках страны.
Если вернуться к раку предстательной железы: ведь чтобы избавить от него, надо удалить саму железу. Мужчина перестает быть мужчиной?
Армаис Камалов: В от 50 до 100 процентов случаев мужчина утрачивает свою половую способность. Очень часто именно по этой причине многие категорически отказываются от радикального оперативного вмешательства. К сожалению, не все знают, что этим пациентам теперь тоже можно помочь. Как? Для некоторых пациентов это длительная фармакотерапия. Но если она не дает эффекта, то выполняется протезирование полового члена.
Такое протезирование доступно в региональных специализированных отделениях?
Армаис Камалов: Вопрос технического выполнения данного хирургического вмешательства решен во многих клиниках. Не решен вопрос оплаты дорогостоящих протезов. Рассчитываем на внесение подобных операций в систему высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), на понимание важности проблемы со стороны руководителей регионов.
Ирина КРАСНОПОЛЬСКАЯ, Российская газета. 29 марта 2018 года