Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 767 - 768
9 - 30 апреля 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Читайте книги

World population prospects. The 2017 revision

Tuberculosis surveillance and monitoring in Europe 2018 - 2016 data

OECD labour force statistics 2017

Многоэтничный город. Проблемы и перспективы управления культурным разнообразием в крупнейших городах

Труд и занятость в России. 2017

По страницам журналов «Народонаселение» и «Журнал исследований социальной политики»

Содержание журнала «International Perspectives on Sexual and Reproductive Health»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

О. Вендина, Э. Паин

МНОГОЭТНИЧНЫЙ ГОРОД. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫМ РАЗНООБРАЗИЕМ В КРУПНЕЙШИХ ГОРОДАХ

М., Сектор, 2018, 184 страницы


...Одна из новаций проекта — предложения, направленные на дополнение традиционной модели «национальной политики» новой парадигмой «управления культурным многообразием» и включение в нее проблематики городских агломераций. Перечислим важнейшие из наших предложений.

1. Необходимо раскрытие в российской практике государственного и муниципального управления позитивных возможностей парадигмы УКР, которая не ограничивается этническими (национальными) отношениями, а предусматривает рассмотрение совокупности этнических, религиозных, локально-культурных и социально-культурных явлений и поэтому может выступать как единая основа для совокупности взаимосвязанных «отраслевых» политик - этнической, конфессиональной, миграционной, культурно-образовательной и ряда других.

2. Концепция УКР должна облегчить переход от государство-центричной к общество-центричной парадигме управления. Данный процесс связан с целым рядом тенденций, носящих, по всей видимости, универсальный характер. Главные из них - постепенная десакрализация публичной власти, эмансипация гражданина перед лицом государства и рост роли общества в политической системе. В отличие от прежних эпох, современные концепции государственной службы подразумевают не столько контроль за населением, сколько Предоставление ему услуг. Это верно и в отношении темы культурного разнообразия: его восприятие и обращение с ним должны рассматриваться не с точки зрения государства, а с точки зрения многочисленных социальных субъекте, автономных по отношению к институтам власти.

3. Государственное управление должно позволить по крайней мере крунейшим городам - центрам агломераций стать не только объектами, но и, субъектами регулирования этнополитических отношений. Реализация этого, напрямую связана с расширением полномочий и ресурсных возможностей крупнейших городов, а также с изменением образа мысли городских властей, которые должны осознавать, что они несут ответственность не только за «коммуналку» и состояние дорог. Все это позволило бы городским властям использовать правовые возможности, предоставляемые Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4. Требуется уточнение целевых установок национальной политики по от ношению к городам, поскольку идея развития гражданской нации применима в целом для страны, но нуждается в конкретизации на уровне отдельных городов. Кроме того, города и особенно центры крупнейших агломераций всегда отличались более высоким уровнем территориальной концентрации социального, культурного, идейного разнообразия, чем страна в целом. Возможность мирного общежития столь разнородных сообществ всегда определялась не столько единством ценностных характеристик, сколько системой сдержек и противовесов. В этой связи актуальны исследования социальных механизмов, уравновешивающих и компенсирующих межкультурные противоречия, изучение факторов, превращающих культурное разнообразие из источника конфликтов в систему поддержания стабильности.

5. Необходимо пересмотреть базовый теоретический постулат национальной политики, который в неявном виде повторяет принятую в СССР идею «догоняющей модернизации» («догоним и перегоним») и ранжирует культуры по степени достижения ими некой нормы (гражданской солидарности). В качестве замены мы предлагаем ориентироваться на концепцию «множественной современности» (multiple modernities), допускающую значительно большую гибкость в оценке эффективности управления культурными процессами и ориентирующую исследователей на поиск местного, специфического капитала модернизации. Ориентацию на формирование гражданской нации, принятую в Стратегии национальной политики, стоит дополнить задачами более широкого использования сложившихся традиционных форм связи населения в городах.

Стр. 47-48.

Восприятие Перми жителями города — участниками групповых дискуссий* (стр. 74)

«Гражданские активисты»

«Рабочие»

«Менеджеры»

Активная

Борзая

Застроенная

Бездорожная

Великая

Город-миллионник

Волшебная

Восходящая

Многонациональная

Гостеприимная

Длинная

Некрасивая

Добродушная

Древняя

Не солнечная

Душевная

Могучая

Неприятная

Зеленая

Молодежная

Неразвивающаяся

Культурная

Непростая

Несовременная

Любимая

Обновленная

Обширная

Молодежная

Огромная

Отстающая

Привлекательная

Промышленная

Поднимающаяся

Просторная

Развивается

Радостная

Радушная

Строящаяся

Разнообразная

Счастливая

Суровая

Сложная

Хорошая

 

Социальная

Чистая

 

Угрюмая

Чудесная

 

Уютная

* Из перечня ассоциаций были исключены повторяющиеся эпитеты, чтобы более отчетливо проявить различия в отношении к месту собственной жизни

Восприятие Ростова-на-Дону жителями города (стр. 105)

«Русские»

«Армяне»

«Казаки»

Многонациональный

Родной

Великий

Торговый

Большой офис

Великий

Ворота Кавказа

Многонациональный

Великий

Грязный

Тоже родной

Казачий

Раздутый

Колоритный очень

Казачий

Постоянно строящийся

Разносторонний

Красивый

Жаркий

В него всех тянет вернуться

Столица

Изменяющийся

Криминальный

Интересный

Коррупционный

Дружелюбный

Молодежный

Портовый

Динамичный

Стабильный

Понтовый

Мой Ростов

Ростов-папа

Граничащий

Душевный

Герой

Перспективный

Большой

Казачий

Бедный, невезучий

Теплый

Зеленый

Малообразованный

Ответственный

Строящийся

Восприятие Уфы жителями города (стр. 150)

«Русские»

«Татары»

«Башкиры»

Большая

Большая

Ну, нормальная...

Гористая

Гостеприимная

Архитектурная

Гостеприимная

Добродушная

Быстрая

Длинная

Достопримечательная

Высокогорный, красивый.. .город

Добрая

Дружная

Жизнерадостная

Домашняя

Зеленая

Красивая

Древняя

Красивая

Любимый город

Зеленая

Межнациональная

Миллионный

Знакомая

Многокрайняя

Многонациональная

Известная

Многонациональная

Многоэтажная

Интересная

Ну, вытянутая

Молодая

Красивая

Ну, красивый город

Ну, зеленый...

Многонациональная

Просторная

Ну, родной город сейчас уже...

Моя

Разная

Привлекательная

Приятная

Родная

Развивающийся город

Продвинутая

Светлая

Строящаяся

Родная

Уфа, одним словом? Гантели

Уфа — большая

Современная

Цветастая

Чистый, уютный...

Солнечная

 

 

Столица

 

 

Умная

 

 

Хорошая

 

 

Чистая

 

 

Шикарная

 

 

Энергичная

 

 

В предлагаемой читателю книге город рассматривается как объект и субъект национальной политики. Авторы меняют оптику исследования межэтнических отношений, перенося главный акцент с выявления степени их конфликтности на поиск сложившихся механизмов предупреждения конфликтов и взаимного приспособления. В первой части монографии обосновывается необходимость корректировки российской национальной политики с учетом новой парадигмы "управление культурным разнообразием". Во втором, эмпирическом разделе приводятся результаты исследований, проведенных в трех городах РФ: Перми, Уфе и Ростове-на-Дону.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эмиль Паин
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНЫМ РАЗНООБРАЗИЕМ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Введение
Что такое управление культурным разнообразием?
Культурное разнообразие и универсальное развитие
Культурное разнообразие и национальное единство
Эволюция политики культурного разнообразия
Управление культурным разнообразием в Стратегии государственной национальной политики РФ
Город как субъект управления культурным разнообразием
Предложения по корректировке методологии национальной политики

Ольга Вендина
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ И ОБЫДЕННЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ ПЕРМЬ, РОСТОВ-НА-ДОНУ И УФА)

Введение
Исходные тезисы анализа
Чем определялся выбор городов?
Пермь: философия жизни как фильтр восприятия действительности
Ростов-на-Дону: город как коалиция коалиций
Уфа: соперничество как способ поддержания межэтнического согласия
Заключение: десять заповедей управления культурным разнообразием города

ПОСЛЕСЛОВИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.