Прокурор вместо врача. Что стоит за атакой силовиков на медиков?
В Хабаровске следователи обзванивают родственников умерших пациентов, чтобы те писали жалобы на врачей. А в Новосибирске следователи принимают граждан прямо в поликлиниках
Освобождение из-под стражи врача-гематолога Елены Мисюриной как оказалось, не надолго успокоило медицинскую общественность. На самом деле, «линия партии» (то есть в данном случае Следственного комитета) на репрессии врачей не пресекалась, а напротив – набирает обороты. И если за москвичку Мисюрину нашлось кому вступиться, то до безвестных врачей российской глубинке волна профессионального негодования вряд ли докатится.
Как, например, до Хабаровска, кардиоцентр которого оказался замешан в похожей истории, при этом следственное управление Следственного комитета России по Хабаровскому краю свою позицию прессе не излагает, отказываясь от комментариев, - сообщает РИА «Восток-Медиа»
«Напрягает ситуация в стране в целом, позиция правоохранительных органов и Следственного комитета. Создаётся такое впечатление, что за не очень удачные медицинские реформы в стране хотят спросить с врачей. Нам точно известно, что Следственный комитет звонит родственникам умерших у нас в разные годы пациентов и просит их писать жалобы. Нам это известно от сотрудников нашего центра, которым об этом рассказали сами родственники», — поделился с корреспондентом агентства заведующий операционным блоком Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии Михаил Маслов.
Как уже писало это издание, следователи завели уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей». В материалах речь идёт о шести пациентах, которые проходили там лечение и скончались в течение двух лет в разное время. Правоохранители полагают, что они могли умереть из-за внешней инфекции, которую подхватили по вине врачей. Масштабную проверку центра провели сотрудники регионального управления Роспотребнадзора. Из акта следует, что признаков группового очага внутрибольничной инфекции (ВБИ) не выявлено.
«Анализ историй болезни и карт эпидемиологических расследований случаев ВБИ свидетельствует, что во всех случаях ВБИ имели место факторы риска у пациентов: длительная операция, наличие различных сопутствующих заболеваний. За 2013-2016 годы случаев летальных исходов от инфекционных заболеваний, в т. ч. сепсиса, не зарегистрировано. По материалам эпидемиологических расследований случаев ВБИ, анализа эпидемиологической ситуации по ВБИ в центре не выявлена эпидемиологическая связь между случаями ВБИ, что не позволяет отнести их к групповому очагу», — сказано в заключении.
В результате любого медицинского вмешательства появляется риск возникновения осложнений. Внутрибольничная инфекция — одно из них, но достоверно определить источник, от которого заразился пациент, нередко практически невозможно. Иногда возбудитель находится в организме и проявляет себя из-за ослабленного состояния человека, а иногда кто-то просто чихает в общественном месте. Среди шести пациентов, о которых речь идёт в уголовном деле, от внутрибольничной инфекции скончался только один.
«Это послеоперационное осложнение. Этот пациент был выписан на дальнейшее лечение в первую краевую больницу, где находился ещё полтора месяца, и там он скончался. Как следует из акта Роспотребнадзора, признаков очага инфекции здесь нет. Это единственный случай из шести, где первичным, основным осложнением после операции стала инфекция», — объяснил Михаил Маслов.
Сотрудники кардиоцентра направили коллективные обращения президенту страны Владимиру Путину, в полпредство по ДФО, Генпрокуратуру, а также в министерство здравоохранения России. Там, несмотря на подчинение центра этому ведомству, сообщили, что не могут давать оценку действиям Следственного комитета.
К делу подключились члены Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов Вооружённых Сил России, возмущённые происходящим. О позиции кардиоцентра также знают в Медицинской ассоциации Хабаровского края.
«При осуществлении следственных действий не было проведено даже предварительной экспертизы, которая свидетельствовала бы о наличии причинно-следственных связей инкриминируемых обвиняемым действий и наступлению летальных исходов. Мы считаем обвинения, выдвинутые в адрес сотрудников нашего Центра необоснованными. Мы не против следственных разбирательств при наличии доказанных оснований. Но в данном случае их нет», — говорится в коллективном обращении с 103 подписями сотрудников.
***
Несколько иначе складывается ситуация в Новосибирске. Там прокуроры проявили просто таки чудеса находчивости и стали принимать граждан прямо в поликлиниках!
Первым делом прокуратура выяснила, что новосибирцев раздражает долгое ожидание своей очереди к врачу, - сообщают «НГС.Новости»
Сегодня представители городской прокуратуры побывали в поликлинике № 1 — они устроили приём по «вопросам охраны здоровья граждан». Прокуратура выяснила, в частности, что пациентов не устраивает долгое ожидание приёма у узких специалистов, рассказала корреспонденту издания помощник прокурора города Марина Ящук.
«Никаким образом на дезорганизацию работы учреждения это вообще никак не повлияет.
<…> Эта информация собирается не для того, чтобы жалобы [собрать], показать, как плохо или как хорошо, дать оценку действиям учреждения — нет.
Например, бывают маломобильные граждане, бывают граждане, которые не обладают теоретическими познаниями обращения в органы прокуратуры. [Мероприятия нужны] для того, чтобы мы разъяснили им закон, для того, чтобы разъяснили их право на оказание медицинской помощи, какие существуют стандарты оказания медицинской помощи — то есть в качестве правового просвещения. Выявить какие-то глубинные проблемы», — объяснила помощник прокурора.
На этой неделе прокуратура проведёт встречи с пациентами в поликлиниках № 20 и № 7 — о предстоящих приёмах горожане должны узнать из объявлений в своих поликлиниках. По словам Марины Ящук, в дальнейшем представители прокуратуры собираются навестить пациентов и в стационарах больниц.
Инициатива прокуратуры вызвала саркастичную реакцию у медиков — своим мнением публично поделился, например, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.
«Я поддерживаю инициативу прокуратуры Новосибирска организовать приём прокурора в поликлинике по вопросам охраны здоровья граждан в медицинской организации. Одновременно предлагаем организовать в каждой поликлинике кабинет Следственного комитета для приёма граждан и конференц-зал для выездных заседаний суда.
Хорошо было бы выделить в поликлинике ещё изолятор с клеткой и наручники для заключения медицинских работников и кроме машины неотложной помощи — машину-воронок с сотрудниками за счёт средств ОМС.
А ещё лучше всё это организовать в банях. Там после парной и кружки пива люди становятся более разговорчивыми. Совсем не смешно. Приехали!» — цитирует Рошаля официальный сайт Национальной медицинской палаты.
Ранее городские поликлиники запустили в Новосибирске пункты сбора жалоб — в них по очереди дежурят страховщики и записывают переживания пациентов по поводу качества или организации медицинской помощи.