Разбегаются в разные стороны: жители ДФО уезжают не только на Кубань
Дальнему Востоку срочно требуется Минвостокразвития – но на Дальнем Востоке
Чем больше уезжают из родного региона дальневосточники, тем усердней Министерство по развитию Дальнего Востока и связанные с ним структуры пытаются доказать, что это не так. Между тем дела с демографией в ДФО обстоят все хуже.
Руководитель Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем
Востоке (АРЧК ДВ), входящего в структуру Минвостокразвития,Валентин
Тимаков заявил, что «демографический бум на
Кубани из-за мигрантов с Дальнего Востока — миф». И
привёл цифры: только 10% переехавших в Краснодарский край —
дальневосточники. Поводом для выступления господина Тимакова в СМИ
с подобным заявлением стала публикация ИА REGNUM,
в которой речь шла о массовой миграции жителей ДФО и Сибири на Кубань,
что вызвало бурную дискуссию.
Не совсем понятно, что хотел сказать, а уж тем более — опровергнуть своим заявлением о «лишь 10% дальневосточников от общего числа мигрантов на Кубань» глава АРЧК ДВ. Но, допустим, он прав. Тогда не помешало бы сделать подробный анализ миграции из ДФО и в другие регионы России. Сколько уехало в Калининградскую область (один из любимых дальневосточниками регионов), сколько — в Ростов-на-Дону, Волгоград, Москву, Санкт-Петербург, Рязань. Интересно было бы увидеть анализ по Калужской области, где создана специальная программа для привлечения населения именно из ДФО, и под эту программу строится жильё. Список можно продолжать.
Заявление Валентина Тимакова вызвало вполне ожидаемую реакцию дальневосточников.
«Чиновник интерпретирует факты так, как ему удобно, отрабатывает свою зарплату и должность в деле «развития человеческого капитала». А правда в том, что для ЦФО с его огромным населением 20% уехавших в Краснодар — капля в море, а для ДФО с его малочисленным населением 10% — очень много. Чиновник пытается убедить, что не все так плохо на Дальнем Востоке, где полное фиаско потерпели все их «программы». Сам с семьей собираюсь на юг и всем советую».
«Ну и чудак этот Тимаков! Сам мифы выдумывает! Лично знаю более 100 семей, переехавших в Краснодарский край из Хабаровского. А поселить этого Валентина в Комсомольске-на-Амуре, на ПМЖ, зарплату положить в 35 тыс. рублей, подъёмные выдать, все положенные льготы, пусть живёт — город развивает. А остальных чиновников Минвостокразвития — в Амурск, Солнечный и другие «благодатные места», для реализации, так сказать, творческих планов!»
«Удивительное название — «Агентство по развитию человеческого капитала». И как я без него развивался — слесарь, бригадир, мастер, главный механик, технолог? Вот не пойму, что больше огорчает Тимакова — 10% от 30 тыс. человек, переехавших в Краснодарский край, или то, что, несмотря на все их «усилия», народ уезжает из ДФО?»
«Миф — это работа Минвостокразвития и всяких агентств, связанных с ним. А еще больший миф — это «триллионы инвестиций» в Дальний Восток и «желание людей всего мира» приехать сюда жить. Галушка и все его сотрудники выглядят как сказочники вроде Ганса Христиана Андерсена».
«А как грустно было видеть формирование Общественного совета при Минвостокразвития нового созыва! Большая часть этого Совета проживали и проживают далеко за пределами Дальнего Востока. Некоторые из них никогда не были в дальневосточных регионах. Но все они знают, что надо делать, и уверены в том, что ДФО развивается. А Тимаков — просто один из таких. Он просто манипулирует цифрами для оправдания своей зарплаты».
«Уже не питаю иллюзий, что будем жить в наших краях лучше. Я вот смотрю на фото этого Тимакова, читаю его выступление и понимаю: нет у Дальнего Востока будущего, коль управляют подобные господа».
«Официальная статистика приводит данные о чуть более 12 тыс. человек, уехавших из ДФО в 2017 году. Но, по информации знающих людей, их более 17 тыс. И это при численности чуть более 6 млн», — отреагировали дальневосточники в социальных сетях.
На национальном портале Якутии тема переезда в другие регионы — одна из самых обсуждаемых. Для переезда из ДФО якутяне предпочитают Сочи, Краснодар, Калининград, Москву, Санкт-Петербург, Уфу, Казань, Белгород, Ростов, Анапу, Владимир, Зеленоград, Чебоксары.
20 тыс. жителей Колымы сидят на чемоданах и ждут своей очереди в программе по переселению с Крайнего Севера. 20 тыс. человек — это седьмая часть всего населения Магаданской области. ИА REGNUM сообщало о ситуации в районе им. Полины Осипенко в Хабаровском крае. Там работает крупная золотодобывающая компания, деятельность которой находит отражение в бравурных отчетах Минвостокразвития. А местные жители уже кричат:
«Все рабочие места на золотодобыче достаются иностранным рабочим, из уважаемых рыбаков и охотников местные превратились в браконьеров — ведь ничего нельзя! Работы нет, в детском саду туалета нет, школ нет, вообще ничего нет!»
Как получилось, что рабочие места достаются иностранцам? И как после этого верить чиновникам из АРЧК ДВ, Минвостокразвития, уверяющим, что работа в первую очередь достаётся своим, местным, а только потом — иностранцам? Впрочем, чиновники Минвостокразвития никогда не бывали в районе им. Полины Осипенко. И они, похоже, совершенно искренне верят в то, что на Дальнем Востоке совсем нет кадров.
Федеральный центр прилагает титанические усилия для переселения жителей центральных регионов России в ДФО. Усилия, надо заметить, не слишком успешные. А свои, местные остаются без работы. Дальневосточники устали от пустых прожектов и хотят реальных дел.
Дальнему Востоку очень нужно Министерство по развитию Дальнего Востока, агентство по регулированию трудовых ресурсов Дальнего Востока. Все эти структуры очень нужны — на Дальнем Востоке, а не в Москве.
Как сообщало ИА REGNUM, в 2017 году из ДФО уехали 12 290 человек, согласно данным Росстата. Но эти данные учитывают лишь тех, кто официально снялся с регистрационного учета. Тех, кто уже уехал, но не имеет пока на новом месте собственного жилья и прописан пока в ДФО, статистика не учитывает. В среднем Дальний Восток теряет в год порядка 15 тыс. человек. Таким образом, заявления о налаживании демографической ситуации в ДФО не имеют под собой оснований. Даже свидетельствующие о вроде бы росте данные имеют «подводные камни». Например, на Сахалин чаще едут мигранты из стран Центральной Азии. Но это совсем не те кадры, на которые можно делать ставку в развитии региона. Напротив, правительство Сахалинской области ежегодно ужесточает условия для такой категории приезжих и урезает список профессий, в которых они могут быть заняты.
Взрыв возмущения среди дальневосточников вызвала и идея выплаты 1 млн рублей на одного приезжающего в регион работника. Люди были просто шокированы такими преференциями для приезжих, в то время как местные прозябают в нищете.
Ольга ДЕМИДЕНКО. REGNUM, 5 февраля 2018 года
Удержит ли Сахалин советские темпы демографического роста?
Сахалинская область в 2017 году показала самые лучшие демографические показатели в ДФО. По данным Сахалинстата, прирост населения с 1 января 2017 по 1 января 2018 года составил 3 251 человек. Это темпы роста, сопоставимые с советским периодом. Но сумеет ли Сахалин удержать такие темпы? Прогноз Сахалинстата ставит это под сомнение, передаёт корреспондент ИА REGNUM.
Согласно прогнозу Сахалинстата, спад численности населения в единственном островном регионе России начнется уже к концу 2018 года. Так, если на начало 2018 года в регионе насчитывается 490 595 человек, то уже к концу года сахалинцев и курильчан будет 486 202. В 2019 году население сократится до 483 838 человек, в 2020-м — до 481 434 и будет продолжать уменьшаться. В 2025 году на островах останется 473 370 человек, а к 2030-му — 467 169. К 2036 году в Сахалинской области будет проживать, согласно прогнозу органов государственной статистики, 459 021 человек. То есть за 18 лет население островного региона поредеет на 31 574 человека — примерно на 1700—1800 человек в год.
Сбудутся ли пессимистичные (или реалистичные?) прогнозы специалистов статистики?
«Прогноз, как известно, не догма. Но, с другой стороны, у специалистов статистики свои, проверенные временем методики расчетов, они, увы, редко ошибаются. Можно ли изменить ситуацию? Можно. Кто обычно уезжает с Дальнего Востока, Севера? Первая категория — это люди, хорошо заработавшие и не имеющие возможности качественно потратить свои деньги. Например, живёт человек где-то на Крайнем Севере, зарабатывает, хорошо зарабатывает, много — добывает нефть, или газ, или золото. Но тратить ему в его посёлке некуда. Вот он зарабатывает до определенного периода и уезжает — на юг. Или в дальневосточных городах люди, неплохо зарабатывающие, уезжают за более комфортной жизнью, дешёвой и качественной жизнью. Комфортный климат тоже далеко не последний аргумент, тут Дальний Восток южным и западным регионам вообще не конкурент. Вторая категория — это те, кто уезжает от отчаяния. Потому, что в его дальневосточном посёлке, городе ни работы, ни зарплаты. Ничего. Вот и едут туда, где всё это есть. Как сделать, чтобы прогнозы статистики не сбылись? Повышать качество жизни, платить дальневосточникам высокие зарплаты — единственный и главный аргумент жить в постоянном холоде. Нет другого пути. Будут люди здесь хорошо зарабатывать — не будут уезжать. Ещё и приезжать будут. Дальневосточники должны зарабатывать много — это в интересах государства», — прокомментировал руководитель Консультационного центра по вопросам миграции и межэтнических отношений Сергей Пушкарёв.
Пока Дальний Восток наращивает присутствие трудовых мигрантов, которым, как известно, много платить не нужно. Так, Амурская область, которая, по прогнозам Росстата, в 2018 году войдет в ТОП—20 России по оттоку населения, получила самую большую в России квоту на привлечение иностранной рабочей силы и готовится принять более 17 тыс. мигрантов. Львиная доля приходится на китайских рабочих. Санкции Совбеза ООН вынуждают амурских работодателей отказаться от северокорейских рабочих, но им быстро найдут замену — с такой-то квотой.
В Хабаровском крае, в районе им. Полины Осипенко, в крупной золотодобывающей компании работают китайские рабочие, а местные жители сидят без работы.
Обилие мигрантов на Сахалине вызывает раздражение у местного населения.
«Прирост населения я ежедневно наблюдаю на улицах, в автобусах, магазинах. Иногда кажется, что не на Сахалине, а в бывшей союзной республике, где-нибудь в Таджикистане или Узбекистане. А местные-то уезжают».
«Вот и получается — местные, которые могут себе позволить родить больше одного ребёнка, уезжают — климат тяжелый, экология, и т. д. А вот эти приезжие — им тут рай, они с таких аулов иногда приезжают, где даже центрального отопления нет. Им тут все нравится. Лет через 20 население Сахалина, думаю, поменяется полностью».
«Да давно понятно — ставку власти сделали на заселение Дальнего Востока мигрантами. Чтобы сюда россияне из центральных и западных районов ехали, нужны богатые, стабильные предприятия с зарплатой достойной. А мигранты неприхотливы. Но такая политика не приведёт ни к чему хорошему. Мигранты никакого развития не обеспечат», — пишут сахалинцы в социальных сетях.
Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев заявил, что переломить тенденцию оттока населения с Дальнего востока — стоящая перед властью задача.
«Построить предприятие проще и быстрее, чем изменить ментальность населения. Сейчас мы убеждаем инвесторов, что работать на Дальнем Востоке лучше, чем во всех окружающих территориях. Построив предприятия, собственники должны будут привлечь людей. Это вопрос качества жизни, оплаты труда. Собственники будут стараться экономить на издержках, но никуда не денутся, будут платить столько, сколько надо, чтобы люди к нам приехали. Они не смогут потратить деньги и оставить предприятия пустыми. С этого момента начнётся слом тенденции. В этом году 89 предприятий запущено — это 4500 человек. Это пока не очень много для такого сильного изменения тенденции, но к 2025 году будет 115 тыс. человек», — сказал Юрий Трутнев в интервью РБК.
Но пока собственники предприятий нанимают мигрантов — тысячами. И отказываться от них не собираются.
Как сообщало ИА REGNUM, Сахалинская область стала единственным регионом в ДФО, показавшим внушительный демографический рост — в год более чем на 3 тыс. человек. Это можно сравнить с советскими темпами увеличения численности населения. Причём прирост обеспечен не только приезжими, но и повышением рождаемости, для чего в регионе разработаны уникальные программы. Между тем, по прогнозу Росстата, отток населения из ДФО в 2018 году усилится почти в два раза и составит 30 тыс. человек против 17,4 тыс. в 2017 году. «Чемпионами» по человеческим потерям станут Амурская область, Хабаровский и Приморский края. Колыма и ЕАО потеряют каждого сотого жителя, или 1% населения. Для сравнения: в 90-е годы прошлого века население всей страны уменьшилось менее чем на 1%.