В прошлом году Латвия уменьшилась еще на 18 841 жителя. 10 981 человек не пожелали здесь жить и уехали, а количество умерших, согласно свежим данным Центрального статистического управления, превысило число новорожденных на 7860. Увы, этот демографический спад будет наблюдаться еще какое-то время.
Особенно драматичную картину будущего прогнозируют Организация Объединенных Наций и Статическое бюро Евросоюза Eurostat. Обе организации прогнозируют, что в следующие 30 лет Латвия потеряет более 20% населения. Это был бы второй по тяжести демографический спад в мире. В этом плане Латвия отстала бы только от Болгарии. Неужели мы действительно живем в стране, у которой нет будущего?
Нет. Во-первых, Латвия не единственная страна, сталкивающаяся с серьезными демографическими проблемами. 10 стран с самым резким сокращением населения находятся поблизости. Это в том числе Литва, Польша. Также в ряде стран Восточной Европы, например, в Венгрии, Болгарии, Румынии, Хорватии наблюдается похожая демографическая динамика. Важный фактор, объединяющий большую часть этих государств, — все они входят в ЕС и являются частью его единого рынка труда.
Граждане ЕС могут легально работать в любой стране Евросоюза, в том числе в некоторых богатейших странах мира с очень высоким уровнем зарплат. У большинства людей в мире такой возможности нет. Несомненно, если бы у них была возможность перемещаться, миграционные потоки были бы куда сильнее, как и их влияние на численность населения во всем мире. Например, если у россиян была такая же возможность работать в Европе, как у жителей Латвии, вполне возможно, именно Россия претендовала бы на титул исчезающей страны.
Несмотря на глобализацию, современный мир все-таки не является одним кораблем, на котором люди могут свободно путешествовать из одной точки в другую, с менее продуктивных на более продуктивные и, соответственно, лучше оплачиваемые рабочие места. Так что, тревожные латвийские демографические показатели в большой мере отражают экономическое положение и доступ к лучшему в мире рынку труда, которого нет у других государств.
Во-вторых, существуют причины рассматривать такие прогнозы с изрядной долей критики, так как они построены на экстраполяции прежних тенденций, без учета изменений экономической ситуации. Более стремительный экономический рост, увеличение зарплат, общее улучшение качества жизни (например, снижение уровня преступности, меньшая загрязненность, лучшее образование, здравоохранение и транспорт) могут улучшить демографическое положение. С учетом недавнего позитивного роста ВВП аналитический центр Certus прогнозирует немного более положительную динамику, а именно: в 2030 году население Латвии составит около 1,8 млн. человек.
Однако снижение численности населения создает существенные экономические проблемы. Экономический рост и увеличение средней зарплаты приведут к тому, что в будущем на пенсии и общественные товары в абсолютных числах будет уходить больше средств, но не настолько, как было бы, если бы численность населения стабилизировалась. Снижение коэффициента демографической нагрузки (соотношение трудоспособного населения и пенсионеров) означает, что на одного пенсионера приходится меньшее число работающих. К тому же, иностранные инвесторы все чаще указывают на нежелание создавать предприятия в стране, где сокращается число жителей. В основе успешного бизнеса лежит и экономия за счет объема, и доступная и достаточная рабочая сила. А этого Латвия обеспечить не сможет.
Многие страны сумели остановить демографический спад и даже изменить тенденцию, поэтому не стоит думать, что Латвии это не по силам. Ближайший пример — Эстония, численность населения которой в последнее время стабилизировалась благодаря постоянному притоку иностранцев. Несмотря на негативный естественный прирост (1960 человек), в 2017 году прирост населения нетто был 5030. То есть в 2017 году общее число жителей Эстонии выросло на 3070 человек. Ирландия — еще один яркий пример того, что с улучшением экономической ситуации многие эмигранты возвращаются в страну. Последние данные показывают, что китайские студенты все чаще возвращаются домой после получения образования на Западе.
Реэмиграция и в Латвии по-прежнему считается существенным и значимым источником демографической стабилизации. Но важное условие — сильный и длительный экономический рост. Одним из решений могла бы стать политика поддержки рождаемости. Но она в большой степени будет напрасной, если большинство родившихся в будущем, возможно, эмигрирует из Латвии. Такая политика будет эффективной только вместе с решениями по улучшению качества жизни.
Экономисты считают, что иммиграция из третьих стран — это быстрое и эффективное краткосрочное решение долгосрочных экономических проблем, особенно в условиях снижения безработицы. Например, миграция высококвалифицированных работников в таком виде, как это делают Канада и Австралия, могла бы существенно увеличить налоговые сборы и укрепить местные предприятия. Надо признать, что такая миграция из стран с более низким уровнем жизни в истории современной Латвии — явление непростое и беспрецедентное. Так что неудивительно, что латвийцы, как и жители других стран, испытывающих демографический спад, в целом, против иммиграции из стран за пределами ЕС. Но это одно их решений, чтобы остановить негативную демографическую тенденцию.
Сергей ГУБИН Delfi.lv, Латвия
29 января 2018 года
ИноСМИ 10 февраля 2018 года