|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук
Виктория САКЕВИЧ
|
Американские школьники откладывают начало половой жизни
За период с 2005 по 2015 годы в США увеличилось число
учеников старшей школы, откладывающих сексуальный дебют. К такому
выводу пришли специалисты Центров по контролю и профилактике заболеваний
США, проанализировав данные национальных обследований рискового
поведения подростков (Youth Risk Behavior Surveys, YRBS)[1].
Как показали результаты опросов, доля подростков, которые
имеют опыт половых контактов, за десять лет значительно снизилась:
с 46,8% в 2005 г. до 41,2% в 2015 г. Особенно заметное снижение
произошло среди учащихся 9-х классов (с 34,3% до 24,1%), 10-х классов
(с 42,8% до 35,7%), старшеклассников-афроамериканцев (с 67,6% до
48,5%) и испаноязычных старших школьников (с 51,0% до 42,5%) (таблица).
Авторы расценивают эту тенденцию как очень благоприятную, она означает,
что снижаются риски для сексуального здоровья молодежи (в частности,
риски заражения инфекциями, передающимися половым путем, ВИЧ, нежелательной
беременности), чего не наблюдалось в предыдущее десятилетие. Более
того, наибольшие изменения коснулись именно тех групп школьников,
которые, согласно прошлым исследованиям, характеризовались рисковым
поведением.
Как видно из таблицы, среди учащихся 11-х классов существенное
снижение распространенности сексуальных контактов произошло только
среди афроамериканцев (с 74,8% до 57,2%). Среди 12-тиклассников
статистически значимое снижение наблюдалось среди девушек (с 62,4%
до 57,2%), афроамериканцев (с 80,0% до 63,3%) и испаноязычных школьников
(с 69,7% до 60,7%).
Доля учащихся старших классов, имеющих опыт
сексуальных контактов, в зависимости от пола, расы/национальности
и года обучения, 2005 – 2015 гг.
По данным Национальных обследований поведения молодежи, США
|
Доля имеющих сексуальный опыт, %
|
Р-значение тренда*
|
2005
|
2007
|
2009
|
2011
|
2013
|
2015
|
Линейный
|
Квадратичный
|
Всего
|
46,8
|
47,8
|
46,0
|
47,4
|
46,8
|
41,2
|
0,0069**
|
0,0770
|
Пол:
|
Мужской
|
47,9
|
49,8
|
46,1
|
49,2
|
47,5
|
43,2
|
0,0106**
|
0,1919
|
Женский
|
45,7
|
45,9
|
45,7
|
45,6
|
46,0
|
39,2
|
0,0176**
|
0,0648
|
Раса/Национальность
|
Белые***
|
43,0
|
43,7
|
42,0
|
44,3
|
43,7
|
39,9
|
0,3711
|
0,4370
|
Черные***
|
67,6
|
66,5
|
65,2
|
60,0
|
60,6
|
48,5
|
0,0000**
|
0,0163†
|
Испаноязычные
|
51,0
|
52,0
|
49,1
|
48,6
|
49,2
|
42,5
|
0,0003**
|
0,1194
|
9-е классы
|
34,3
|
32,8
|
31,6
|
32,9
|
30,0
|
24,1
|
0,0000**
|
0,0541
|
Пол:
|
Мужской
|
39,3
|
38,1
|
33,6
|
37,8
|
32,0
|
27,3
|
0,0000**
|
0,1789
|
Женский
|
29,3
|
27,4
|
29,3
|
27,8
|
28,1
|
20,7
|
0,0080**
|
0,0713
|
Раса/Национальность
|
Белые***
|
29,4
|
25,8
|
24,9
|
27,3
|
26,5
|
21,3
|
0,0614
|
0,8057
|
Черные***
|
55,4
|
52,5
|
51,5
|
48,2
|
43,1
|
31,4
|
0,0000**
|
0,0417†
|
Испаноязычные
|
40,5
|
39,7
|
37,9
|
36,8
|
31,6
|
25,9
|
0,0001**
|
0,0637
|
10-е классы
|
42,8
|
43,8
|
40,9
|
43,8
|
41,4
|
35,7
|
0,0449**
|
0,1769
|
Пол:
|
Мужской
|
41,5
|
45,6
|
41,9
|
44,5
|
41,1
|
37,9
|
0,1283
|
0,2272
|
Женский
|
44,0
|
41,9
|
39,6
|
43,0
|
41,7
|
33,5
|
0,0506
|
0,2927
|
Раса/Национальность
|
Белые***
|
37,5
|
38,1
|
34,7
|
38,4
|
35,4
|
32,8
|
0,3625
|
0,7079
|
Черные***
|
66,4
|
66,4
|
64,8
|
58,4
|
62,6
|
47,3
|
0,0002**
|
0,0784
|
Испаноязычные
|
46,9
|
49,1
|
44,8
|
46,5
|
45,8
|
36,0
|
0,0095**
|
0,0674
|
11-е классы
|
51,4
|
55,5
|
53,0
|
53,2
|
54,1
|
49,6
|
0,3631
|
0,1934
|
Пол:
|
Мужской
|
50,6
|
57,3
|
53,4
|
54,5
|
54,3
|
51,2
|
0,5238
|
0,1321
|
Женский
|
52,1
|
53,6
|
52,5
|
51,9
|
53,9
|
48,2
|
0,3724
|
0,3940
|
Раса/Национальность
|
Белые***
|
47,3
|
52,3
|
49,8
|
50,5
|
53,0
|
47,8
|
0,7905
|
0,3021
|
Черные***
|
74,8
|
74,1
|
71,3
|
63,6
|
63,5
|
57,2
|
0,0000**
|
0,8166
|
Испаноязычные
|
55,0
|
58,1
|
56,2
|
56,0
|
56,7
|
52,2
|
0,2288
|
0,2815
|
12-е классы
|
63,1
|
64,6
|
62,3
|
63,1
|
64,1
|
58,1
|
0,0811
|
0,2155
|
Пол:
|
Мужской
|
63,8
|
62,8
|
59,6
|
62,6
|
65,4
|
59,0
|
0,3548
|
0,9941
|
Женский
|
62,4
|
66,2
|
65,0
|
63,6
|
62,8
|
57,2
|
0,0328**
|
0,0276†
|
Раса/Национальность
|
Белые***
|
60,5
|
62,1
|
60,6
|
62,5
|
61,0
|
58,8
|
0,6164
|
0,3767
|
Черные***
|
80,0
|
81,8
|
79,7
|
73,9
|
77,4
|
63,3
|
0,0002**
|
0,1352
|
Испаноязычные
|
69,7
|
70,5
|
64,7
|
60,0
|
69,3
|
60,7
|
0,0336**
|
0,5242
|
* На основе линейного и квадратичного анализа трендов с использованием
моделей логистической регрессии, учитывающей изменения в составе
респондентов по полу, возрасту, расе/этнической принадлежности.
** Статистически значимый тренд (p<0,05).
*** Не латиноамериканцы. Испаноязычные могут относиться
к любой расе.
Итак, за десять лет - с 2005 по 2015 - доля американских
школьников старших классов, имеющих сексуальный опыт, снизилась;
насколько устойчивой окажется эта тенденция, покажет время. Ученые
пока не готовы однозначно ответить, почему это произошло. Определенную
роль, вероятно, сыграли появление новых технологий и активное использование
молодежью социальных сетей, высокие требования к образованию, а
также государственные программы по борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИДа
и по профилактике подростковых беременностей. Требуются дальнейшие
исследования как факторов, обусловивших эти позитивные тенденции
в сексуальности подростков, так и их влияния на демографическое
поведение молодежи – брачность и рождаемость.
В целом, несмотря на снижение по сравнению с 2005 г.,
в 2015 г. более половины (58,1%) американских подростков к окончанию
школы имели сексуальный опыт, что подтверждает важность всестороннего
сексуального образования школьников.
Источник: Ethier KA, Kann L, McManus T. Sexual
Intercourse Among High School Students — 29 States and United States
Overall, 2005–2015. MMWR Morb Mortal Wkly Rep 2018; 66: 1393 – 1397.
DOI: http://dx.doi.org/10.15585/mmwr.mm665152a1
[1] YRBS проводится раз
в два года Центрами по контролю и профилактике заболеваний США
среди учащихся 9-12 классов как государственных, так и частных
школ. В течение 2005-2015 гг. размер выборки составлял от 13917
до 16410 человек. Вопрос был сформулирован следующим образом:
«У вас был когда-либо половой акт?», при этом определение полового
акта респондентам не предлагалось. Подробнее см.: http://dx.doi.org/10.15585/mmwr.mm665152a1
|