Минобрнауки не хочет, чтобы молодежи говорили о презервативах
Как стало известно “Ъ”, в Минобрнауки разразился скандал, связанный с проведением онлайн-урока по профилактике ВИЧ-инфекции для старшеклассников и студентов. Исполнители интернет-проекта отказались выполнить требования чиновников заранее согласовать ответы на вопросы пользователей, а также рекомендации «говорить о нравственности, дабы уйти от скользких тем» и избегать таких слов, как «презерватив». В какой форме 1 декабря пройдет традиционный урок, пока непонятно.
Всероссийский интернет-урок по профилактике ВИЧ, приуроченный к Всемирному дню борьбы со СПИДом 1 декабря, проводится по заказу Министерства образования и науки с 2015 года. В 2016-м глава Минобрнауки Ольга Васильева в преддверии акции отмечала, что вопросы противодействия распространению ВИЧ-инфекции среди детей и подростков с учетом осложненной эпидемиологической ситуации традиционно находятся в фокусе пристального внимания Минобрнауки и занимают важнейшее место в комплексе мер по сохранению и укреплению здоровья детей и молодежи. А «использование в профилактических мероприятиях образовательных учреждений таких инновационных методов, как открытый интернет-урок, поможет более эффективно справляться с существующей проблемой», приводит позицию министерства издание «Известия».
2 ноября рабочее совещание по подготовке к очередному интернет-уроку провела заместитель директора департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Лариса Фальковская. «Впервые в жизни совещание в Минобрнауки закончилось скандалом по моей вине: я отказался писать тексты ответов участникам открытого онлайн-урока по профилактике ВИЧ»,— рассказывает руководитель группы некоммерческих организаций, реализующих проекты в сфере образования и смежных областях, «Центр современных образовательных технологий» Сергей Буланов (исполнитель проекта открытого урока).
По его словам, чиновники посчитали «недопустимым» к употреблению слово «презерватив», после чего совещание было остановлено.
Исполнители проекта предложили чиновникам отказаться от практики использования в видеоуроке заранее подготовленных ответов и провести обсуждение вопросов профилактики в игровой форме, например устроив баттл между студенческими командами из двух регионов. «Но нам рекомендовали говорить о нравственности, дабы уйти от скользких тем»,— посетовал Сергей Буланов. Он добавил, что «тема достаточно широко представлена в школьном образовании, но в настоящее время Министерство образования заняло удивительную позицию, основанную на подмене профилактики ВИЧ (а это преимущественно вопросы личной гигиены) профилактикой нравственных ценностей». Кроме того, приравнивание рисков заражения лишь к асоциальному поведению некорректно и неправильно, считает эксперт: «30% инфицированных женщин заразились от единственного в своей жизни партнера — можем ли мы их упрекнуть в асоциальном поведении? ВИЧ-положительные подростки, которые заражены с рождения,— не асоциальный образ жизни».
Сейчас в России доминирует точка зрения, согласно которой о сексе детям лучше не рассказывать, считает глава Федерального центра СПИДа Вадим Покровский: «Это одна из причин, почему у нас ВИЧ распространяется так масштабно». По его словам, к 15 годам до 20% девушек уже живут половой жизнью. Господин Покровский добавил, что, например, в Германии тема сексуального воспитания обязательна к изучению в школах, там в прошлом году было зафиксировано лишь 3,5 тыс. случаев инфицирования, а в РФ — более 100 тыс. «Мы видим два принципиальных подхода и два разных результата»,— заключил эксперт.
В Минобрнауки “Ъ” отказались комментировать ситуацию. В Минздраве РФ о конфликте узнали от “Ъ”. В ведомстве заявили, что онлайн-урок по профилактике ВИЧ является инициативой Минобрнауки: «К нам они с этим не заходили, не консультировались».
Работа над подготовкой открытого урока по профилактике ВИЧ-инфекции для молодежи будет продолжена, заверил “Ъ” Сергей Буланов:
Мы будем работать, в большей степени ориентируясь на экспертов Минздрава и Роспотребнадзора, нежели на заказчика (Минобрнауки.— “Ъ”)».
Интернет-урок пройдет 1 декабря 2017 года.
Анна МАКЕЕВА, Валерия МИШИНА. «Коммерсантъ», 3 ноября 2017 года
«Говорить со школьниками о сексе однозначно надо»: почему в России нужны уроки полового воспитания
В 2017 году количество пораженного населения России ВИЧ-инфекцией уже составляет 795 заражений на 100 тысяч человек. Россия также занимает лидирующие позиции по темпам распространения эпидемии, обгоняя даже страны Южной Африки. На этом фоне чиновники из Минобрнауки высказались против использования слова «презерватив» в онлайн-уроках по профилактике ВИЧ-инфекции для старшеклассников и студентов. При этом они порекомендовали говорить о «нравственности, дабы уйти от скользких тем».
Акушер-гинеколог, кандидат медицинских наук Юлия Филяева рассказала Открытой России, почему государство несет ответственность за половое воспитание школьников, как с молодежью говорить о сексе, и почему в школах должны быть введены уроки полового воспитания.
— Можно ли использовать другие термины, чтобы заменить слово «презерватив»? Тем более в эпоху цифры, когда доступ к информации к открыт.
— У всех вещей есть свои определения. Другое дело, что это можно назвать по-латыни, по-русски, матом. Если аудитория понимает, о чем ты говоришь, то неважно, как ты это назвал. Слово — это способ донесения информация. Если в прайсе аптеки написано слово «презерватив» или в документах ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения. — Открытая Россия) написано слово «кондом» — это именно так и должно называться.
— Можно ли объяснить что-либо не используя прямых терминов? На каком тогда языке должно это происходить?
— Если мы скажем подросткам «барьерная контрацепция», что в принципе одно и тоже, это может быть им непонятно. Врачам этот термин будет понятен. Если мы скажем подросткам гондон, то это будет лучше, так как это будет происходить от слова condom. Понимаете языковые особенности?
— Не будет ли это подменой понятий для школьников, что породит стеснительность в будущем?
— Будет, это просто ломка всего. Это неправильно.
— Нужно ли говорить со школьниками о сексе? Как это делать?
— Говорить со школьниками о сексе однозначно надо. Любой вопрос должен вызывать ответа в любом возрасте. Основная задача — минимизация количества абортов и оставленных детей в родильных домах. Объяснять это надо любым способом, который будет доступен для разных людей. Не важно, будет это гандон, резинка, презерватив или то, что надевается на что-то, чтобы предотвратить что-то. Любая вербалика в этом случае хороша. Здесь речь идет все-таки о максимуме образования, поэтому нужно нечто универсальное. В этом случае ничего универсальнее, чем обозначение терминов в современном русском языке, нет. Все остальное будет считаться подменой понятий. Опять же, что написано в прайсе аптеки? Презерватив.
— Чья это ответственность?
— Смотрите, ответственность родителей вообще никто не обсуждает. Но это персонализированная история, для этого надо заниматься с родителями. Если речь идет о национальной ответственности по уменьшению количества абортов и детских домов, то, конечно, это ответственность государства. Если мы говорим о репродуктивном здоровье нации, о демографии, то и это, опять же, к государству. Родителям, в принципе, все равно на эти показатели.
— Как тогда быть с консервативным мнением, что разговоры о сексе с детьми только подталкивают их к этому?
— Уже проведены исследования, которые доказывают, что это вообще никак не влияет на количество, качество и возраст начала половых актов. Повторюсь, разговоры о сексуальном образовании никак не влияют, а только улучшают безопасность полового акта и уменьшают количество подростковых абортов.
— Как сейчас в России проходит половое воспитание? Есть ли оно? Что оно в себя включает?
— Нет, его абсолютно нет. Мы несколько лет до этого работали со школами в рамках федерального проекта. Было очень тяжело получить допуск в образовательное учреждение. Это и так было сложно, а сейчас этого вообще не существует. Ситуация с сексуальным образованием в стране очень плохая. Во-первых, из-за табуированности темы. Во-вторых, из-за безграмотности чиновников, которые руководят этим направлением. В-третьих, из-за ханжества, которое рождается на этом фоне. Совершенно возмущает запрет на вход в школу докторов с проведением уроков полового воспитания. Напротив, разрешен вход представителей РПЦ. Подмена образования, понимания биологических основ религиозными догмами очень четко заметна.
— Готово ли российское общество к введению регулярных уроков полового воспитания в школах?
— Что значит «готово»? Я этого не понимаю. Дети рождаются, и с детьми нужно разговаривать про половые органы, секс. То, что происходит сейчас — это абсолютный бред, доведенный до абсурда. Запрет абортов, выведение их из системы ОМС. Не сделано, но планировалось. Это — оскорбление свободы личности, интеллектуального уровня гражданина, пренебрежение физикой и биологией человека, попытки абсолютного и тотального контроля.
— Что самое важное должны донести педагоги до школьников на таких уроках?
— Анатомию, физиологию — все. Это физиологично, не зависит от пола, возраста, национальности. Имеется ввиду, что преподнесение этого как факта существования в биологии и анатомии. Поэтому нет ничего проще, чем описывать универсальные физиологические процессы. Остальное выходит из этого. Да, момент деликатный из-за возраста. Но это есть, назовите это так, как это называется и все. Если вы не будете разводить по этому поводу панику, окрашенную пошлостью, ни у кого никаких вопросов не возникнет.
Эдуард БУРМИСТРОВ. «Открытая Россия», 5 ноября 2017 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)