Ни в Дании, ни в других странах ЕС пока не принято решение об отмене пограничного контроля. Вместо потока мигрантов необходимость его в будущем станут обосновывать террористической угрозой. Кроме того, новые шенгенские правила могут упростить введение мер контроля.
Вызвавший столько споров контроль у датских границ по всей вероятности просуществует еще какое-то время, несмотря на предостережения со стороны ЕС.
Данные полиции страны показывают, что ее сотрудники не пустили в страну более 4000 человек, не имеющих законного права на въезд в Данию с момента введения пограничного контроля 4 января прошлого года. Были арестованы преступники и торговцы людьми, конфискованы оружие и наркотики.
В мае Еврокомиссия предупредила Данию, Германию, Швецию, Норвегию и Австрию, что временный контроль на границах должен быть прекращен не позднее 3 ноября этого года, потому что, согласно правилам, больше его продлевать нельзя. Но нет никаких индикаторов того, что это действительно произойдет.
На это есть три основные причины.
Во-первых, политическая. Практически никто в Фолькетинге не поддерживает идею отмены пограничного контроля. И правительство, и Датская народная партия, и Социал-демократическая партия считают, что он должен сохраниться и после ноября независимо от того, что думает по этому поводу Евросоюз.
Датская народная партия, которая желает, чтобы пограничный контроль был усилен и стал постоянным, придает этому вопросу очень большое значение. Уже давно ведется дискуссия об эффективности пограничных проверок. Не являют они разбазариванием денег и тех 525 ставок, которые полиция использует с января 2016 года?
Принимая во внимание новые данные от национальной полиции, Датская народная партия может заявить, что контроль во всяком случае имеет определенный эффект, хотя некоторые другие — такие, например, как Радикальная партия — утверждают, что «уловы» на границе несопоставимы с издержками.
Даже если пограничный контроль окажется неэффективным, то с точки зрения Датской народной партии, есть другие — в большей степени идеологические — основания для его сохранения.
«Границы возникли для того, чтобы обозначить, где начинается и где заканчивается народ», — написал Мартин Хенриксен (Martin Henriksen) из Датской народной партии в качестве аргумента в своем выступлении в дебатах в газете Jyllands-Posten в прошлом месяце. «Это проявление политической, народной и культурной общности — родины, которая принадлежит датчанам», — отметил он.
Во-вторых, оказалось, что сотрудничество в рамках Шенгенского соглашения об открытых границах, которое Дания подписала 16 лет назад, — более гибкое, чем предполагалось. Хотя Дания сейчас уже трижды продлевала свой временный пограничный контроль, обосновывая его чрезвычайной ситуацией, сложившейся вокруг беженцев, прибывших из Греции, и по правилам не может продлевать его больше, есть и несколько других возможностей.
Дело в том, что страны Шенгенской зоны могут, не нарушая правил, ввести пограничный контроль со ссылкой на террористическую угрозу, как это сделала Франция. Это не требует одобрения со стороны ЕС и не ограничено какими-то временными рамками.
Некоторые источники утверждают, что именно этим путем и готовится пойти Дания.
Но Еврокомиссия может возбудить дело против стран, которые вводят контроль, ссылаясь на заботу о внутренней безопасности, если решит, что эта мера не соответствует угрозам или не имеет эффекта.
Однако этого не произошло в случае Франции, в которой пограничный контроль существует вот уже почти два года. По данным некоторых источников, подобное дело сложно представить себе в момент, когда борьба с террором так прочно укоренилась в европейской повестке.
Впрочем, многое зависит и от того, останется ли Дания единственной страной с пограничным контролем. Ожидается, что Германия сохранит его — во всяком случае, до нового года и формирования нового правительства по итогам выборов. Ожидается, что во Франции пограничный контроль будет действовать еще долго. В Швеции в «красно-зеленом» правительстве ведется внутренняя дискуссия, в то время как Австрия сообщила, что страна пока не видит никаких изменений в показателях эффективности внешнего пограничного контроля, который мог бы обосновать его отмену.
И в-третьих, правительство надеется, что сможет изменить Шенгенские правила, чтобы в будущем контроль на границах было проще вводить.
Это следует из «пакета разумных решений», который недавно представил премьер-министр Ларс Лёкке Расмуссен.
«Никому не пойдет на пользу, если кто-то из чисто юридических соображений скажет, что сейчас возникла ситуация, когда нельзя сохранить пограничный контроль», — сказал премьер-министр.
Он рассчитывает, что идею внесения изменений в Шенген, которые, как стало ясно из сообщения для прессы, рассмотрят уже в январе, поддержат и Франция, и Германия. В чем они будут заключаться и когда это произойдет, пока неясно.
Бент ВИНТЕР (Bent Winther). «Berlingske», 28 августа 2017 года
ИноСМИ.RU 30 августа 2017 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)