В России предлагают ввести налог для малодетных. Средства, собранные с граждан, у которых нет ребенка или только один, хотят направлять в специальный Фонд будущего для поддержки многодетных семей. Туда же должны попадать вливания из бюджета и часть доходов от продажи сырья. Такая инициатива содержится в проекте федерального закона о статусе многодетных семей. Документ направлен президенту.
Автор концепции, директор Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов пояснил агентству ТАСС, что налог на малодетность — лишь одна из инициатив: «В концепции законопроекта предусмотрено более десятка мер по стимулированию многодетных семей. Инструмент по перераспределению денежных средств через налог на малодетность или бездетность заведен как возможный, но не главный. Основной должна стать мера по приравниванию материнского и отцовского труда к труду образовательных учреждений. Это на самом деле соответствует всем мировым трендам по получению родителями гарантированного дохода».
Размер так называемого «налога на малодетность» еще не определен. Сама практика начисления сборов на холостых и малосемейных граждан существовала в Советском Союзе — налог составлял 6% от зарплаты. Возвращаться к этому не стоит, специальные сборы никак не повлияют на рождаемость, считает директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский. «Не думаю, что при введении в СССР налога на бездетность преследовалась цель повысить рождаемость. Государство просто искало разные способы пополнить казну. Никакого демографического значения этот налог иметь не может. Вы можете представить себе ситуацию, в которой человек решает родить ребенка, чтобы не платить налог? В современных условиях люди не спешат вступать в брак. При введении таких мер мы получим еще большее число людей, которые официально не регистрируют отношения», — пояснил он.
Контролировать отчисления налога на малодетность будет очень сложно. Затраты на администрирование в итоге превысят собираемость, уверен партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Сергей Варламов: «Многие семьи по разным причинам не могут иметь большого количества детей, например, по медицинским показаниям. А рассылать налоговые уведомления в отношении миллионов граждан, выяснять в каждой конкретной ситуации, по какой причине та или иная пара не может иметь ребенка, мне кажется, просто невозможно. Введение подобного налога является проблемой и для тех граждан, которые, например, развелись. У гражданина может быть и пять детей, но от разных браков, а налоговый орган этого просто не увидит. Очень большое количество ситуаций придется разбирать в ручном режиме, а это всегда приводит к повышению стоимости процедуры, соответственно, суммарные сборы по всей стране вряд ли смогут компенсировать стоимость администрирования данного налога».
Согласно переписи населения 2010 года, почти 13,5 млн россиянок не имеют детей. Одного ребенка родили 19,5 млн женщин. По данным Росстата, средняя зарплата в России составляет менее 36 тыс. руб. Даже если налог на малодетных составит всего 1% от месячного оклада и будет взиматься раз в год, в масштабах страны его сборы превысят 11 млрд руб.
Юлия КОШКИНА. «Коммерсантъ FM», 10 мая 2017 года
Принуждение к многодетности
В России могут ввести налог на малодетность. Соответствующее предложение содержится в проекте закона «О статусе многодетных семей», который направил президенту России Владимиру Путину директор Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Документ был разработан Институтом совместно с экспертным сообществом. Помимо введения налога на малодетность, размер которого пока не определен, он также предусматривает, в частности, приравнивание деятельности по воспитанию детей к трудовому стажу и право на бесплатное получение участка земли с коммуникациями, сообщает газета «Известия», в распоряжении которой есть проект закона.
Документ оговаривает и установление ежемесячных выплат в зависимости от количества детей: 25 тысяч рублей для семей с тремя-четырьмя детьми, 45 тысяч – для семей с пятью-семью и 100 тысяч рублей – при наличии восьми и более детей. Другую часть поддержки предлагается оказывать в виде конкретных вещей или услуг (музыкальный инструмент, абонемент в консерваторию или фитнес-клуб, турпутевка).
Кроме того, в рамках поддержки многодетных семей предлагается ввести комплексную поддержку многодетных отцов: учредить орден «Заслуженный отец России» и предоставить таким отцам льготы и скидки при покупке автомобиля.
По словам Крупнова, целью законопроекта является принципиальное изменение и повышение статуса многодетных семей. Он утверждает, что это позволит к 2030 году решить демографические проблемы в стране.
Прокомментировать идею для «Полит.ру» согласилась профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы Любовь Храпылина.
«Проблема многодетных семей может решаться только тогда, когда доходы населения начнут повышаться. Ограничение самими людьми числа детей уходит, когда появляется осознанное понимание, что с рождением ребенка в семье не ухудшится экономическая и моральная ситуация. И все эти рассуждения о том, чтобы решить проблему с помощью налога на малодетных или бездетных, – от бедности, причем от бедности не столько экономики, сколько от бедности духа. Потому что все же надо поднимать экономику, а не ограничиваться такими мерами.
Об этом уже давным-давно идет речь, а воз и ныне там. Не надо придумывать, как решить проблему за счет одного или другого мифического явления. Много лет уже существовал налог для мужчин, у которых нет детей, и ни к какому улучшению это не привело.
Вообще-то надо подумать и о праве личности на собственные убеждения. У кого-то одни установки насчет собственной семьи, детей, у кого-то – другие. И когда начинают предлагать что-то в описанном роде, это, на мой взгляд, просто какой-то детский лепет. Предлагать это может только человек, который даже не осознает, что затрагивает очень много сложных явлений, социальных и экономических, – не осознает, а просто их игнорирует. Никакими налогами на малодетных и бездетных демографической ситуации, конечно, не исправишь.
Вспомните Камбоджу, где чуть ли каждую семью проверяли, занимаются ли они сексом. И что, помогло это Камбодже? Она что, теперь впереди планеты всей в экономике, демографии и прочих областях? Нет, конечно. И у нас тоже проку не будет. Поэтому предложение о введении налога – скорее всего, так, рассуждение ради рассуждения, поиски ради поиска. Эта мера не будет действовать. Даже если таким путем и соберут энное количество средств, они не сыграют роли ни для экономики страны, ни для ее демографической политики.
И, кроме того, я не понимаю, почему демонстрируется такое неуважение к взглядам людей на их право выстраивать свою жизнь так, как они считают нужным? Люди изменились, очень сильно изменились, и эти изменения, в том числе, связаны с колоссальным недоверием к тому, что делают руководители государств в разных странах.
Мы же видим, что происходят какие-то глобальные катастрофы – гражданские войны, когда на наших глазах гибнет огромное количество людей в Африке, например. Люди вынужденно учитывают тяжелую ситуацию. И разве можно каким-то палочным способом – а это именно палочный способ, выбивание чего посредством налога – побудить их к другому ответственному поведению?
Если бы социологические опросы проводили не с выборкой заранее заданных ответов, то люди отвечали бы, что они обеспокоены будущим мира, всего человечества, что они не хотят для своих детей каких-то потрясений. И что они не хотят этого и для будущих своих детей, тех, которых они еще не родили, а только планируют родить. Понятно, что в такой сложной обстановке все эти налоговые предложения, будто родом из прошлого (именно из прошлого, мы же уже проходили все это), если даже они будут возведены в ранг закона, не смогут помочь. Ничего благого из этого не выйдет. И, кроме того, думаю, люди найдут способ уходить от уплаты такого налога», – сказала Любовь Храпылина.
Говоря о предложении разделить многодетные семьи на категории для того, чтобы предоставлять им разные объемы поддержки со стороны государства, она отметила, что считает разумным разделить семьи в зависимости от количества детей. По ее мнению, такое разделение могло бы иметь положительный эффект.
«Думаю, такое разделение было бы разумно. Тут речь идет о ребенке, на которого будет нацелена поддержка в виде денег или услуг, он станет первым субъектом поддержки. И понятно, что количество детей тут имеет значение: есть же разница, один ребенок в семье или пять, верно? Даже суммы поддержки тут нужны разные.
А вторым субъектом поддержки (к сожалению, сегодня как-то мало осознается) должна в этой ситуации стать мать. Ее роль многопланова: она и воспитательница, и уборщица, и кухарка, она несет так много функций по уходу за детьми и по домашнему хозяйству, что это нельзя не учитывать. А чем больше детей, тем больше нагрузка на мать – и физическая, и психологическая.
Мы оцениваем, сколько, допустим, платить за работу в рамках какого-то вида деятельности, за какую-то услугу. И здесь надо использовать тот же принцип. Есть ведь разница, за пятью детьми ухаживать или за одним. Разве она не ощущается женщинами? Даже и объяснять не нужно. Так что я была бы за дифференциацию поддержки семей в зависимости от количества детей. Она, на мой взгляд, должна быть», – считает Любовь Храпылина.
В настоящее время многодетными считаются 6,5% российских семей. Они растят почти 20% всех детей в стране.
Добавим, что Елена Мизулина, член Совета Федерации и председатель Комиссии верхней палаты парламента по подготовке предложений по совершенствованию Семейного кодекса РФ, раскритиковала идею введения налога на малодетность. Одна назвала это предложение ошибочным, вредным и направленным на дискриминацию части россиян. По ее мнению, помочь выправить демографическую ситуацию может только поддержка многодетным семьям, которая оказывалась бы в разном объеме в зависимости от количества детей.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отказался комментировать предложение экспертов о введении налога на бездетность и малодетность. По словам Пескова, он не понимает, о чем речь, сообщает информационное агентство ТАСС.
Любовь ХРАПЫЛИНА. «Полит.Ру», 10 мая 2017 года
Нужен ли России налог на бездетность?
На этой неделе российские СМИ сообщили о том, что в России могут ввести налог на малодетность и бездетность. В администрацию президента направлен проект концепции федерального закона «О статусе многодетных семей», который, в том числе, предусматривает и подобную меру. RFI попросило прокомментировать эту новость ряд экспертов, а также автора проекта.
«Люди сами не рожают»
Документ был направлен в Кремль некоей общественной организацией — Институтом демографии, миграции и регионального развития. Непосредственным разработчиком концепции стал Юрий Крупнов, публицист и общественный деятель.
Юрий Крупнов: Несмотря на эмоциональное отношение к предлагаемой мере и на то, что она является одной из полутора десятка мер, которые содержатся в проекте концепции о статусе многодетных семей в России, она имеет абсолютную перспективу. Мы ее легко можем перетрактовать в меру не налогового характера, а, скажем, в меру субсидирования и прямой поддержки многодетных семей. Все равно в конечном счете это будет перераспределением средств государственного бюджета — и федерального, и регионального — в пользу многодетных семей. Мы должны исходить из чрезвычайной демографической ситуации, которая сложилась не только в России, но во многих развитых странах мира. Но для России, с ее одной седьмой частью мировой суши, эта ситуация уже сейчас является чрезвычайной. Если мы не будем предпринимать чрезвычайных мер, где налог на малодетность — одна из самых щадящих, даже стандартных мер, то в России к концу столетия останется 80–90 миллионов человек. Поэтому вопрос идет не о том, что государство предлагает осуществить отъем части средств у населения, а о том, оно предлагает проинвестировать рост населения, который имеет и экономический, и оборонный, и иной смысл.
RFI: Юрий Васильевич, вы говорите о том, что налог на малодетность — мера стандартная. Где он еще применяется
Если мы возьмем замечательную социально-демографическую политику Франции, несмотря на то, что прямой налог на бездетность или малодетность отсутствует, те стимулирующие субсидии и льготы, которые осуществляются в отношении рождения детей, по сути, выполняют ту же самую роль. Люди сами не рожают, и это то, что мы называем чумой 21 века. Это культурная чума! Это связано с установками сознания, поэтому налог на малодетность имеет колоссальный символический смысл демонстрации позиции государства. Оно не вторгается в частную жизнь, просто оно выражает свою позицию и имеет на это право!
Инструмент Муссолини
Налог на бездетность как инструмент стимулирования рождаемости использовался Муссолини в фашистской Италии и совершенно не соответствует современному состоянию общества, считает директор Института демографии НИУ ВШЭ Анатолий Вишневский.
Анатолий Вишневский: В Советском Союзе был налог на бездетность, но он был введен в 1941 году после начала войны, поэтому имел роль налога, но никак не инструмента стимулирования рождаемости. А вот как инструмент стимулирования рождаемости — Муссолини в 1920-е годы ввел такой налог. Вообще, сейчас нигде, по-моему, такого нет. Я думаю, что это очень сильно оторвано от реальности, никак не учитывает условия жизни современной семьи и современных молодых людей, которые не торопятся сейчас рожать детей. Возраст женщин при рождении детей повышается, сейчас он высокий и в России. Поэтому какая-то часть людей до 25–30 лет не имеют детей, но это совсем не значит, что они их не будут иметь. Что же, они все это время должны платить налог? Моя точка зрения заключается в том, что люди не нуждаются в стимулировании такого рода. Социальная политика должна быть такой, чтобы просто создавать благоприятные условия для семей с детьми, и тогда люди будут иметь столько детей, сколько они хотят. Обычно это два ребенка. Многодетные семьи никаких проблем не решают, их никогда не бывает много. Правда, у нас многодетными считаются трехдетные семьи, но они есть и так, без всяких стимулов. Их тоже не бывает большинство. В тех предложениях, которые сейчас прозвучали, однодетные тоже должны платить. Такого, по-моему, еще не было нигде. Никаких проблем, я думаю, это не решит. Трудно себе представить, что человек родил ребенка, чтобы избежать налога. Можно придумать разные способы пополнения бюджета. Например, в средние века налогом облагался дым или количество окон. Поиски разных способов еще пополнить бюджет не имеют никакого отношения к рождению детей. Это противоречит всему тому, что принято и в мировой практике, и в нашей. Отказались же в свое время от этого налога как ничем не оправданного.
Отношение к многодетным ухудшится
За воспитание нескольких детей родителям надо платить, но не из кармана остальных, это лишь ухудшит отношение к многодетным семьям, уверен заведующий сектором теоретических проблем воспроизводства и политики населения Центра по изучению проблем народонаселения МГУ Владимир Архангельский.
Владимир Архангельский: Все эксперты увидели только налог на малодетность. На самом деле у господина Крупнова, который его предлагал, налог на малодетность занимает сравнительно небольшую часть. С его идеей о том, что труд по воспитанию по крайней мере нескольких детей — это общественно полезный труд, который должен соответствующим образом оплачиваться, входить в стаж и прочее, я согласен. С тем, что надо брать налог с малодетных, я категорически не согласен. Я считаю, что нужно искать другие источники, не вводя налога на малодетность. Все-таки люди должны иметь право на свободный выбор репродуктивного поведения, свободный выбор того, сколько детей они хотят иметь. Мы не должны их в этом никак ограничивать. Не должны наказывать тех, кто выбирает тот или иной тип репродуктивного поведения. Другое дело, что, с точки зрения решения демографических проблем страны, тот или иной тип может поддерживаться. В частности, семьи с несколькими детьми. Но не за счет других семей. Если мы говорим о результативности такого налога, он не предполагает никакой результативности демографической вообще. Это просто способ перераспределения денег от бездетных и семей с одним ребенком в семьи с несколькими детьми, не более того. Поэтому говорить о какой-то результативности этой меры — социально-экономической, демографической — не приходится совсем. Со стороны большей части населения ухудшится отношение к этим многодетным, потому что будут говорить, что они живут за их счет.
Фейк-ньюз
Подобная концепция не может стать законопроектом, это фейковая новость — таково мнение политолога, доцента Института общественных наук РАНХиГС Екатерины Шульман.
Екатерина Шульман: Во-первых, это не проект закона, и проектом закона он не станет. Это концепция неизвестно какого учреждения, общественной организации без какого-то опыта и успеха в законотворческой деятельности, не сотрудничающей официально ни с какими государственными структурами. Как законодательную идею обсуждать тут нечего, это типичный новостной фейк. С точки зрения грубой экономической целесообразности, нам необходим не рост рождаемости, а увеличение активного возраста. Для экономики нужны не иждивенцы, а работники, поэтому наш интерес — это, в первую очередь, повышение возраста мужской смертности, которая сейчас у нас постыдно ранняя, и продление активного рабочего возраста. Многочисленные подходы к тому, что можно в общих чертах назвать налогом на тунеядство, то есть попытки обложить плохо или мало работающее население каким-то сбором, происходят с разных направлений. В эту же папку можно сложить идею сенатора Рязанского выцепить самозанятых из их серой зоны — идея, прославившаяся в медийном пространстве как «запрет на выезд», хотя смысл предложения был вовсе не в этом. Понятно, что это все идет от большой экономической нужды: снижение внешнеэкономических ресурсных доходов вынуждает государство искать новые источники. А новые источники — это только люди, наша новая нефть. Ограничителем на пути этого фискального творчества является только боязнь народного недовольства. Даже в Беларуси, в гораздо более жестком, чем наш, политическом режиме, люди в ответ на налог на тунеядство вышли на улицу. И (властям) пришлось как-то откатывать назад.
В Кремле пока не видели новую концепцию поддержки многодетных семей, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отказавшись в связи с этим комментировать возможность введения налога на бездетность.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)