… об отношении церкви к СПИДу, презервативам и «детям их пробирки»
Верить нельзя лечиться. Почему священники против анализов на ВИЧ и презервативов
В соцсетях активно обсуждают ролик, где священник Димитрий Смирнов говорит, что ВИЧ не существует. По его словам, он побывал на конференции, куда "с четырёх континентов приехали врачи". Речь шла о том, что "ВИЧа нет", "нет на свете ни одного человека, который бы видел вирус иммунодефицита".
— Если у человека обнаружат маркер этого псевдо-ВИЧ, то ему предлагают лечение, — говорит священник. — Лечение такими препаратами, которые окончательно убивают его иммунную систему, а в результате этого лечения человек может заболеть СПИДом. Поэтому самый простой способ — это вообще об этом забыть и никогда не сдавать на ВИЧ и СПИД анализы.
Это интервью было показано на телеканале "Спас" ещё в 2008 году. Но запись нашла, посмотрела и разместила у себя на странице в социальной сети жительница Тюмени, трёхлетняя дочь которой имеет ВИЧ-положительный статус. Мать решила отказаться от лечения дочери. В результате девочка с тяжелейшими осложнениями сейчас находится на грани смерти от СПИДа. Об этом ранее рассказывал Лайф.
За ребёнка уже вступились общественные активисты. Чтобы спасти девочку, фонд "СПИД. Центр" направил обращение уполномоченному по правам ребёнка в России Анне Кузнецовой. Но, успеет ли прийти помощь, пока не известно.
Лайф запросил официальную позицию Церкви по вопросу ВИЧ.
— Церковь признаёт существование ВИЧ/СПИДа, — сказал Лайфу Василий Рулинский, пресс-секретарь отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ. — В 2009 году была принята Концепция участия Русской православной церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. В мае 2016 года Святейший Патриарх Кирилл выступил со специальным посланием по случаю Дня памяти людей, умерших от СПИДа. В этом послании Святейший Патриарх призвал не осуждать людей, живущих с ВИЧ.
Он также уточнил, что на сегодняшний день действует более 70 церковных центров реабилитации, где получают помощь более 100 ВИЧ-инфицированных.
Позицию Дмитрия Смирнова по вопросу ВИЧ в РПЦ комментировать не стали.
"Презерватив — это мужской аборт!"
Священники, да и просто верующие, по другим вопросам, связанным с медициной и здоровьем, также порой высказываются резко.
В ноябре 2016 года российская компания "Бергус", которая производит презервативы Torex и "Гладиатор", заявила о расширении производства. Новый завод планировалось разместить на базе бывшего кирпичного завода в посёлке Боголюбово во Владимирской области. Кроме презервативов там должны были производиться детские подгузники, лейкопластыри и резиновые перчатки.
Но такая идея не понравилась прихожанам женского монастыря, расположенного в Боголюбове. Они назвали планы компании "позорным начинанием", а сами презервативы — средством для мужского аборта. Верующие написали письмо патриарху Кириллу, губернатору Владимирской области Светлане Орловой, генеральному прокурору с требованием остановить строительство.
Мнение по поводу конфликта выразили и представители Церкви. В частности, духовник общественного движения "За веру и Отечество" иеромонах Никон (Левачев-Белавенец), как сообщают СМИ, заявил, что фабрики по производству "таких специфических предметов размещать вблизи каких-то храмовых или монастырских объектов, мягко говоря, очень неуместно".
Протесты верующих сыграли свою роль. Производственная линия презервативов из Боголюбова будет переведена во Владимир к 2018 году. Впрочем, в компании "Бергус" никто не чувствует себя в проигрыше. Как сказал представитель компании Павел Спичаков, протесты верующих оказались отличной рекламой.
Протоиерей Всеволод Чаплин, который ранее был председателем Синодального совета по взаимоотношениям Церкви и общества, так высказался об официальной позиции РПЦ по поводу презервативов.
— К использованию презервативов Церковь относится более мягко, чем к абортивным контрацептивам, которые разрушают уже зачатый эмбрион, но тем не менее их использование не приветствуется, даже супругами, — сказал он. — В любом случае отказ супругов от зачатия детей воспринимается как явление печальное. Презерватив очень часто воспринимается в обществе как символ разврата и нежелания иметь детей и заключать брак. Конечно, верующие воспринимают презервативы и сам их вид как нечто противоречащее идеалу крепкой семьи. Общим лекарством от венерических болезней является целомудрие и верность.
Директор федерального центра СПИД Вадим Покровский считает такую позицию опасной для здоровья.
— Конечно, мы приветствуем культ моногамной семьи и отсутствие добрачных связей как один из методов профилактики ВИЧ-инфекции, но, к сожалению, он далёк от реальности, — сказал он. — Здесь сталкиваются догматические и гуманистические понятия. Есть много женщин, которые заражаются ВИЧ от своего мужа, первого партнёра, в том числе если они венчаны в церкви. К сожалению, сложно узнать, какой образ жизни человек вёл до тех пор, пока не пришёл к Богу.
Дети из пробирки — это не Божий промысел
Представители Церкви негативно высказываются и по поводу ЭКО (экстракорпорального оплодотворения).
— Корень проблемы в том, что современные люди пытаются взять под контроль все стороны своей жизни и подчинить её своим эгоистическим желаниям: если хочу ребёнка, то пойду на всё — на ЭКО, на суррогатное материнство… Не хочу — сделаю, чтоб ребёнка не было: либо с помощью средств предохранения, либо с помощью аборта... Но ведь ясно, что есть некий Божий промысел о человеке и он узнаётся из обстоятельств нашей жизни. Нужно быть самим собой и принимать тот крест, который Бог нам даёт, — говорил ранее епископ Пантелеимон.
По мнению епископа, если Бог не послал женщине детей, то можно усыновить сироту и окружить его любовью.
Как пояснил Всеволод Чаплин, официальная позиция РПЦ мягче, чем мнение эпископа. ЭКО считается приемлемым, если используются половые клетки мужа, а не неизвестного донора спермы. И если при этом не заготавливаются избыточные эмбрионы, которые потом уничтожаются.
Вскрытие не под запретом
Как рассказывал Лайф, многие верующие, если умирает близкий человек, отказываются дать согласие на вскрытие тела — и потом не могут даже получить свидетельство о смерти, потому что в медицине свои правила и вскрытие в некоторых случаях является обязательным.
— К вскрытию Церковь относится достаточно спокойно, — сказал Всеволод Чаплин. — Есть религии, где вскрытие не допускается в принципе. В православии такого запрета нет. Особенно если это важно для установления правды в сложных случаях, когда есть подозрения на неестественную смерть или врачебную ошибку.
Он уточнил, что производиться вскрытие должно так, чтобы врачи с почтением относились к телу усопшего, которое является "объектом благоговейного отношения в православной традиции".
Социологи считают, что большинство россиян не слишком внимательно прислушиваются к словам церковных деятелей.
— У нас вера очень слабая на Руси, — говорит старший научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов. — В основном люди обращаются в церковь для совершения ритуала, то есть потому что так принято. Им кажется, что они сделали какое-то важное для себя дело. Они не слишком прислушиваются к тому, что говорит священник. И в принципе им всё равно — один священник, другой священник. Исключения составляют приходы, где постоянные прихожане, особенно в маленьких городах по углам нашей страны. Батюшка пользуется авторитетом, он в центре общества, вокруг него собираются люди.
Впрочем, врачей настораживают любые противоречащие науке высказывания по поводу их дела.
— Я, к счастью, не встречала таких пациентов, которые были бы так подвержены влиянию Церкви. И вообще, такие люди в принципе редко обращаются к врачу. Но если бы я столкнулась с отказом от лечения по каким-то религиозным соображениям, то я бы постаралась максимально подробно объяснить, какие могут быть последствия. Те священники, которые делают какие-то заявления относительно болезней, тем более ВИЧ, они далеки и от медицины, и от народа. ВИЧ — давно доказанное заболевание, и люди, которые принимают лечение, могут жить долго и успешно. Убеждать людей отказываться от лечения и не сдавать анализы — это просто преступление.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)