Беднейшие неграждане в США зависят от соцподдержки меньше граждан
Зависимость иммигрантов в США от правительства — политический миф, констатируют в основанном на статистике использования основных программ соцподдержки в США обзоре эксперты праволиберального Niskanen Center. Бедные неграждане--резиденты США значительно меньше используют систему соцзащиты в сравнении с бедными гражданами — за исключением детского здравоохранения. Последнее же — не столько результат спроса на медпомощь со стороны иммигрантов, сколько последствия Obamacare. В первые пять лет после иммиграции даже бедные иностранцы являются нетто-донорами американского бюджета — в отличие от беднейших граждан.
Сэмуэл Хэммонд и Роберт Орр из праволиберального американского think-tank Niskanen Center опубликовали обзор-исследование того, как разные группы беднейшего населения США используют системы социальной поддержки. Антииммигрантская риторика нового президента США Дональда Трампа вызвала в правом и скорее прореспубликанском секторе весьма смешанную реакцию. Как констатируют господа Хэммон и Орр, среди исследователей различных центров — от либертарианского Cato Institute до леволиберального CAP — сомнения в излишней нагрузке на соцсистему США из-за мигрантов являются более или менее общим местом. Niskanen Center на данных 2015-2016 годов показывает — на деле верно более жесткое утверждение: зависимость даже бедных иммигрантов от расходов правительства США — политический миф.
Хэммонд и Орр приводят сравнительную статистику использования гражданами США, родившимися в стране, натурализовавшимися гражданами (после минимум пяти лет жизни в США в качестве иммигрантов-резидентов) и негражданами-резидентами США основных институтов американской соцподдержки. Речь идет о программе SNAP, более известной как food stamps (предоставление дополнительного бесплатного питания), программы "временной помощи нуждающимся семьям" TANF, "дополнительной поддержки безопасности" SSI, программы оплаты услуг здравоохранения для взрослых (Medicaid) и детей (CHIP). Уровень "беднейших" для всех групп определяется как доход ниже чем 200% уровня бедности, исходные данные предоставлены государственной статистической программой обследования домохозяйств CPS.
Анализ Niskanen показывает — в целом эти данные опровергают фразу из проекта январского исполнительного указа Дональда Трампа о временном ужесточении миграционного режима в США: "Домохозяйства неграждан более склонны в сравнении с домохозяйствами граждан использовать федеральные публичные блага, предоставляемые нуждающимся". Новые легальные иммигранты-резиденты без гражданства, утверждают в Niskanen, являются нетто-донорами бюджета США (при том, что их средний доход, по расчетам Хэммонда и Орра, составляет около 67% медианного дохода домохозяйства в США). Для нелегальных иммигрантов это еще более верно, поскольку доступа к "публичным благам" они вообще не имеют.
Так, в программе SNAP, формально доступной обладателям дохода ниже 130% официального уровня бедности, иммигрант первые пять лет вообще не имеет доступа к food stamps — исключение составляют дети, инвалиды, работающие на армию и отработавшие в США на постоянной работе более 40 кварталов (десять лет в случае непрерывного стажа). В беднейших домохозяйствах иммигрантов пользуются программой 35,1% детей — в сравнении с 43% детей-граждан с родителями-негражданами той же доходной группы и 46,8% детей бедных граждан. Прямые денежные выплаты по программам TANF и SSI для взрослых иммигрантов-резидентов США также затруднены — в ряде случаев попытка их получения может привести к депортации. Из детей бедных иммигрантов пользуются этими программами лишь 2,6-2,9% в сравнении с 7,3-7,8% детей бедных граждан США. Выплаты и food stamps для детей иммигрантов на 20% ниже выплат гражданам. Среди взрослых бедных деньги по программе SSI получают 1,9% бедных неграждан, 7,3% бедных граждан, родившихся в США, и 7,5% натурализовавшихся граждан.
Наконец, получатели благ по Medicaid и CHIP среди бедных схожи. Впрочем, отмечают в Niskanen, во многом это результат "добровольно-принудительного" обеспечения населения США страховками в рамках Obamacare. При этом бедные неграждане в США показательно чаще в сравнении отказываются от страховки — ее нет у 38,1% беднейших взрослых неграждан и 25% детей-неграждан против 15,5% и 8,4% бедных граждан. При этом в 29 штатах США для иммигрантов с первого дня резидентства США нет препятствий в доступе к Medicaid и CHIP. В Niskanen отмечают, что во многом задача исследования — показать, что власти могут принимать решения по ужесточению миграционной политики на базе мифов о миграции. Впрочем, такие выводы вполне могут быть продемонстрированы с цифрами и в отношении других стран — Россия в этом ряду совершенно не исключение.
Дмитрий БУТРИН. «Коммерсантъ», 17 февраля 2017 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)