В 2017 году разрешение на временное проживание в России смогут получить не более 111 тысяч мигрантов
Размер квоты по сравнению с текущим годом сократится на 15 020 разрешений. Решение об изменении лимита принято в целях повышения эффективности регулирования миграционных процессов, утверждают в Правительстве.
«Установить на 2017 год квоту на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства 110 880 разрешений на временное проживание в Российской Федерации с распределением по субъектам Российской Федерации согласно приложению», – говорится в документе, подписанном главой Правительства Дмитрием Медведевым 15 ноября. В справке к документу указано, что в текущем году квота составила 125 900 разрешений.
Больше всего разрешений получит Подмосковье
Квота на выдачу разрешений на временное проживание в России (РВП) ежегодно утверждается Правительством РФ и распределяется с учётом демографической ситуации, возможностей регионов по обустройству иностранных граждан или иных критериев, установленных законом.
Считается, что квотирование РВП является важным инструментом для регулирования миграционных потоков и правильного распределения трудовых ресурсов. К примеру, регионам, пострадавшим от демографического спада, а также нуждающимся в развитии производства, выдаётся больше квот.
РАЗМЕРЫ КВОТ Размер квоты на 2017 год определён, исходя из предложений, подготовленных регионами. Так, на ЦФО приходится 33 400 разрешений, СЗФО – 9360, ЮФО – 11 600, СКФО – 6450, ПФО – 19 050, УрФО – 7570, СФО – 17 020, ДФО – 6430. Рекордсменом среди субъектов Федерации стала Московская область – 8 тысяч разрешений. А вот Чукотский автономный округ готов предоставить право временного проживания только 180 иностранцам. Размер квоты для столицы остался неизменным – 2000. Хотя число заявок, которые ежегодно подаются в Управление по вопросам миграции МВД по городу Москве, превышает количество этой квоты в десятки раз.
Цифры с потолка
Происходит «поддавливание» системы получения вида на жительство, чтобы иностранцы максимально сосредоточились на легальном приобретении трудовых патентов, считает председатель наблюдательного совета Института движения, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
– Преувеличивать значение снижения квот не стоит, поскольку цифра сама по себе изначально небольшая, – рассказал он «Парламентской газете». – По разным оценкам, на территории России более 10 миллионов нелегальных мигрантов, около двух миллионов иностранцев живут и работают здесь, более или менее уладив отношения с законом. Вряд ли стоит серьёзно относиться к устанавливаемым квотам.
В действительности квоты на выдачу разрешений на временное проживание не имеют непосредственного отношения к рынку труда.
РВП является первым шагом на пути получения российского гражданства. Однако, по словам эксперта, никаких серьёзных расчётов по возможности интеграции иностранцев в российское общество никогда не проводилось.
Задача определения лимитов на временное проживание иностранцев в том, чтобы держать под контролем количество натурализующихся граждан, убеждён первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Александр Чекалин.
– Это вопрос безопасности, который требует повышенного государственного внимания, – отметил сенатор. – Ежегодно количество преступлений, совершаемых приезжими, растёт. Сегодня это почти 45 тысяч преступлений, тогда как пять лет цифра была 35–36 тысяч. Следует очень осторожно относиться к легализации иностранцев.
По его словам, чтобы получить ясность в происходящих в стране миграционных процессах, необходимо отфильтровать профильное законодательство, сделать его системным.
– Сейчас у нас около двух сотен различных нормативно-правовых актов, которые регулируют миграционную сферу. Настала пора разработки и принятия единого кодекса. Это непростая работа, но она принесёт хороший результат, – уверен Александр Чекалин.
Миграционные процессы регулирует кризис
Система выдачи документов, которые позволяют иностранцам жить и работать в России, неэффективна, утверждает директор Центра миграционных исследований Дмитрий Полетаев.
– Цена трудового патента – более 12 тысяч рублей единовременно, а затем ежемесячные отчисления по 4 тысячи – для большинства мигрантов чрезмерна, – пояснил он «Парламентской газете». – Поэтому часть из них выбирают стратегию получения вида на жительство, предварительно оформив разрешение на временное проживание.
Центр миграционных исследований в этом году провёл опрос среди гастарбайтеров из Средней Азии, которые изъявили желание получить российское гражданство. Более 60 процентов респондентов ответили, что так им удобнее было бы работать.
– Так считают даже граждане Кыргызстана, которым не нужно приобретать у нас трудовой патент, так как их страна вошла в Евразийский союз, – отметил Дмитрий Полетаев. – При этом о том, чтобы окончательно осесть в России, думали лишь единицы опрошенных.
Эксперт уверен, что снижение квот на временное проживание иностранцев не приведёт к снижению притока мигрантов. Эти процессы отлично регулирует кризис. А административное закручивание гаек может лишь ещё более увеличить армию иностранцев, которые находятся в России нелегально.
С начала года в страны ОДКБ прибыли около 70 тысяч мигрантов
Геннадий МЕЛЬНИК. «Парламентская газета», 18 ноября 2016 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)