Эксперты ВШЭ назвали три варианта финансирования образования и медицины
Медицина и образование в России в основном финансируются за счет регионов, пишут эксперты ВШЭ, но эти сферы могут «съехать до уровней азиатских и латиноамериканских стран», если не решать проблему
Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) в докладе «Комментарии о государстве и бизнесе» описали сценарии развития ситуации с финансированием образования и здравоохранения в России: расходы по этим направлениям обеспечиваются преимущественно регионами, но им все сложнее сохранять приоритетное финансирование социальных сфер.
Финансирование обоих направлений в отношении к ВВП в следующие три года, согласно планам Минфина, вернется на уровень 2006 года, указывают авторы доклада.
Нагрузка по финансированию образования и медицины ложится в основном на регионы. Так, в 2015 году из выделенных на образование 3 трлн руб. на средства субъектов приходилось 2,4 трлн руб. На медицину в прошлом году было потрачено 2,8 трлн руб., основной источник — фонд ОМС (1,6 трлн руб.). Взносы в него за работников платят компании, а за безработных граждан — те же бюджеты регионов, на чью долю в прошлом году приходилось 0,6 трлн руб. Кроме того, субъекты направили напрямую еще 0,7 трлн руб. для финансирования трат на медицину. Таким образом, власти регионов в 2015 году финансировали 81% затрат на образование и 47% суммарных затрат на здравоохранение, подсчитали в ВШЭ.
Федеральный бюджет с 2013 года «последовательно самоустранялся» от финансирования социальных сфер, пишут экономисты. Его расходы на образование снизились с 1% ВВП в 2013 году до 0,7% ВВП 2016 году, а к 2019 году должны сократиться до 0,6% ВВП. Еще меньшую долю составят расходы на медицину — 0,4% ВВП в 2019 году против 0,7% в 2013-м.
При этом регионам тяжело сохранять приоритетное финансирование образования и здравоохранения (им приходится это делать ради выполнения майских указов президента о повышении зарплат бюджетников), указывают авторы. Исполнять указы главы государства власти субъектов могли «за счет вытеснения других видов расходов», но если «сжатая пружина разожмется» и в регионах возобновятся отложенные проекты по строительству и благоустройству, «школы и больницы уйдут на второй план», предупреждают авторы.
Авторы доклада называют три варианта развития событий. Проблему можно не решать, оставив регионам, но это позволит образованию и медицине «съехать до уровней азиатских и латиноамериканских стран». Но их отличие от России в том, что там нет демографических проблем, благодаря чему власти могут особо не заботиться ни об уровне образования, ни о здоровье населения.
Второй сценарий согласно докладу — провести «бюджетный маневр», а именно найти, какие еще расходы можно сократить (на 6% уже были урезаны траты на оборону) и от каких субсидий предприятиям отказаться.
Третий путь предполагает поиск новых источников финансирования социальных сфер. Речь может идти о дополнительных налогах на уровне регионов и взносов в ОМС или о софинансировании образования и здравоохранения населением, пишут экономисты.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)