Эксперты видят причину «протрезвления» страны в демографической яме 1990-х
За восемь месяцев этого года россияне покупали меньше алкоголя, чем за тот же период 2015 года. По данным Росстата, продажи в абсолютном алкоголе снизились почти на миллион декалитров — с 65,5 млн до 64,7 млн. Падение коснулось практически всех спиртных напитков — водки, ликеров, коньяков, бренди, вина, шампанского и пива. Однако эксперты утверждают, что повода для оптимизма тут нет — снижение продаж алкоголя никак не связано с потреблением. В России пьют, как и прежде, а цифры Росстата просто не отражают реальной картины алкоголизации страны.
— Сложно сказать, снизилось ли реальное потребление алкоголя в целом по стране. Я могу лишь сказать, что в крупных городах, где есть деньги, уменьшилось количество отравлений алкоголем. Например, в Москве этот показатель составляет 25%, тенденция эта начала прослеживаться с 2013 года, — рассказал «Известиям» главный нарколог Минздрава Евгений Брюн. — Более того, количество обращений за наркологической помощью после больших праздников (Нового года, 8 Марта) сократилось в столице на 15%. Это объективные показатели. Но что происходит в городах с населением меньше 50 тыс. и деревнях, никто не знает.
По словам главного нарколога, такую статистику никто не ведет. При этом невозможно точно оценить, сколько в стране выпивают нелегального алкоголя.
— Да, государство ограничивает рынок алкогольной продукции и по месту продаж, и по времени. Но недобросовестные бизнесмены продают любому желающему самогонный аппарат, да еще прикладывают к нему дрожжи. И понять, сколько самогона человек произвел для личных нужд, а сколько он продал нелегально, нет никакой возможности, — говорит Евгений Брюн. — Чтобы действительно выяснить, сколько пьют наши граждане, нужны дорогостоящие социологические исследования в отдаленных деревнях, небольших городах. Но всё же есть один объективный показатель — по всей стране снижается количество алкогольных психозов. А значит, и пить всё же стали меньше.
По данным Росстата, меньше всего падение затронуло рынок крепкого алкоголя — продажи водки и ликеров снизились почти на 1% по отношению к 2015 году. Коньяка, бренди и кальвадоса — примерно на 3%. Зато с шампанским и винами совершенно другая картина — продажи упали на 5 и 12% соответственно.
Экспертный анализ этих цифр показал, что в стране действительно стали меньше пить. Но при этом количество алкоголя на душу населения не изменилось.
— Росстат оперирует только легальными продажами. Согласно данным Росстата, у нас в год выпивается не 18 л, как рассказывает Геннадий Онищенко, а менее 7 л на душу населения. Вот именно этот алкоголь — без суррогатной, без нелегальной продукции — считает Росстат. Но ни одной причины для снижения потребления легального и нелегально-суррогатного алкоголя за последние 15 лет в России нет. Однако в целом снижение возможно. И связано оно главным образом с демографией, — сказал «Известиям» глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. — Дело в том, что в России с 1990 по 1998 год рождалось детей в два раза меньше, чем в предыдущее десятилетие. Они вышли на пивной рынок в 18 лет в 2008 году и за последние восемь лет обрушили его. На винный рынок девушки устойчиво выходят в 22 года. Вот с 2012 года и началось снижение потребления вина.
Выводы Дробиза коррелируют с данными Росстата — мы видим значительное (на 12%) снижение продаж вина. При этом эксперт прогнозирует, что падение рынка крепкого алкоголя произойдет через 2–3 года — примерно в 2018–2019 годах, когда поколение 90-х достигнет определенного возраста и перейдет на более крепкие напитки.
Напомним, что в 1989 году в России было отмечено резкое снижение естественного прироста населения России. Причина его — наложение двух неблагоприятных тенденций: обвального снижения рождаемости и значительного роста смертности. А по данным переписи населения 2002 года, численность населения страны с 1989 по 2002 год сократилась на 1,8 млн.
— Основные потребители алкоголя — это возрастная группа 18–55 лет. И за счет демографической ямы, в которую Россия провалилась в 1990 году, за последние десять лет потребителей алкоголя стало меньше на 8–9 млн человек, — пояснил Вадим Дробиз.
Эту гипотезу поддерживает и директор Института демографии НИУ ВШЭ Анатолий Вишневский.
— Я не думаю, что это единственная причина — всё-таки часть алкогольного рынка ушла в тень. Но в 1990-е годы действительно рождалось мало детей. С 1980 по 1989 год в России родилось 23 млн человек, а с 1990 по 1999 год — всего 14,5 млн. Это очень большая разница, — говорит демограф. — Следовательно, если сократилось число потребителей алкоголя — а именно эти дети сейчас выросли, — то сократилось и абсолютное потребление алкоголя. Это абсолютно разумное предположение. К тому же похожую картину мы видим и со студентами. Их стало меньше, потому что некому поступать. Но всё это надо более детально и глубоко изучать.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)