Они живут в обществе, которое отвергает их и не признает за ними никаких прав. Большинство из них — приехавшие учиться в Россию африканские студенты. Вне зависимости от наличия диплома им не найти официальной работы, а для ультранационалистов они — одна из излюбленных целей. Поэтому они со страхом отгораживаются от внешнего мира в атмосфере всеобщего безразличия.
До распада СССР юные африканцы рвались в Москву в кампус знаменитого Университета Патриса Лумумбы, названного в честь убитого в начале 1960-х годов националиста из Конго. Впоследствии вуз переименовали в Университет дружбы народов.
В Советском Союзе тысячи студентов принимали с распростертыми объятьями. Они становились врачами, инженерами, экономистами, юристами… и африканскими революционерами. Они могли учиться годами за счет Кремля, который стремился дать отпор западному влиянию в Африке в годы холодной войны.
На момент падения берлинской стены в 1989 году в советских вузах учились почти 30000 африканских студентов.
Но СССР не стало, и эта страница окончательно осталась в прошлом. Теперь учебу тех, кто получает российскую визу, должны оплачивать их родные страны или близкие.
В 2013 году в вузах бывшего СССР учились студенты из 42 африканских стран. Они живут в опасной и нестабильной обстановке, в обществе, которое разъедает направленный против черных расизм.
Есть ли у них все нужные бумаги или нет, их положение все равно неустойчивое. Об этом рассказал RFI один молодой камерунец.
Он приехал в Москву в 2005 году и получил диплом по бизнес-менеджменту после шести лет учебы. Но черным там не найти работы вне зависимости от наличия российского диплома. Чтобы выжить, приходится работать нелегально, вздыхает он.
Исмаэль знает об этом не понаслышке. Этот уроженец Кот-д’Ивуара целыми днями раздает флаеры на улицах прохожим, несмотря на страшный мороз: «Очень тяжело. Бывает −14, −15 градусов. Но выбора нет. Нельзя просто остаться дома. Ведь тебе никто не заплатит».
Его друг из Конго оказался в Москве не ради учебы. Он бежал туда с родины в 2011 году в надежде попасть в Западную Европу. Его мечта разбилась в российской столице, где его поразили масштабы расизма в обществе:
«Я говорю это со слезами на глазах. Жить здесь нелегко. Сейчас XXI век, но нас все еще оскорбляют… Мне стыдно это повторять: «Макака, негр, убирайся в Африку, тут Россия, и вы никому не нужны».
Без документов и права на существование
Без документов все учившиеся в России африканцы официально не существуют. И не могут получить разрешения на работу.
«Это было в 2013 году, — вспоминает живущий в Москве уже 5 лет малиец. — Мы в поте лица трудились на стройке зимой. Было −20. Мы провели там месяц. Нам обещали 1000 евро. Через месяц мы потребовали деньги. Денег не было. Мы подняли шум. Они вызвали полицейских, которые пригрозили нам депортацией».
Детям тоже приходится несладко. Их не могут принять в школы и детские сады. Не стоит ждать прививок и родившимся в российских больницах младенцам. У них нет на это права, говорит уроженка Конго.
В появившемся на сайте Totem-World репортаже из Москвы сразу несколько африканских студентов рассказывают о тяготах жизни в России. По словам одного камерунца, ему приходится нелегально работать, чтобы выжить. Кроме того, работу лучше искать где-нибудь подальше от столицы: «Раньше люди ехали в провинцию из-за дороговизны жизни в Москве. Сейчас же гораздо важнее то, что иностранным студентам стало опасно оставаться в столице. Они не уверены, что вернутся домой, когда утром выходят из дома».
Под прицелом русских националистов
Они — уроженцы франкоязычных стран Западной и Центральной Африки, а также англоязычных Зимбабве и Кении. На их тяжелые условия жизни в России накладывается и ежедневная агрессия. Их не отпускает страх.
«Там расизм совершенно открытый», — рассказывает гвинеец, который пять лет учился в России. Он выложил на YouTube видео с предупреждением для соотечественников:
«Черному очень трудно жить в России. Ты выйдешь на улицу, а люди будут обращаться с тобой, как с обезьяной. Ты натолкнешься на пьяных, которые захотят тебя избить или даже убить. Многих студентов лишили жизни только из-за цвета их кожи… Не стоит находиться на улице одному. Нужно всегда быть с другими студентами».
Он ни за что не вернется в бывший СССР. И советует держаться от него подальше другим молодым африканцам.
Многие из камерунцев (они составляют одну из самых больших африканских общин в России) хотят вернуться домой. Только они сидят без денег. И на обратный билет им не наскрести.
Мартин МАТЕСО (Martin Mateso). «FranceTVinfo», 31 мая 2016 года
ИноСМИ.RU 12 июня 2016 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)