… о реформе пенсионной системы и системы социального страхования в Литве
Чем обернется пенсионная реформа?
Президент Литвы утвердила законы, связанные с введением новой социальной модели, которые предусматривают вызвавшую множество дискуссий реформу пенсионной системы и Фонда социального страхования («Содра»). В чем суть изменений? Когда они вступают в действие?
Об этом в эксклюзивном интервью с разработчиком концепции новой социальной модели, доктором социальных наук, экспертом по вопросам пенсий и социального страхования, экс-министром социальной защиты и труда Теодорасом Мядайскисом.
– Закон вступает в действие с 1 января 2018 года, – поясняет Т. Мядайскис. – Изменения, предположенные в законах, делают более ясным и понятным расчет пенсий; учреждают ясные правила индексации, чтобы величина пенсий устанавливалась объективно, а не по прихотям политиков. Часть финансирования пенсий постепенно переносится в государственный бюджет, с тем, чтобы расширить возможные источники финансирования и уменьшить налоговую нагрузку на труд (заработную плату).
С 30 до 35 лет повышается обязательный стаж, необходимый для получения полной величины общей части пенсии. С 2018 года каждый год будет увеличиваться по полгода обязательный стаж, необходимый для получения пенсии, пока в 2027 году достигнет 35 лет. Минимальный же стаж, определяющий право на пенсию по старости, остается неизменным – 15 лет.
Важная новость – автоматически обновляемая величина выплачиваемой пенсии. Если получатель пенсии работает и платит взносы, величина его пенсии раз в году обновляется с учетом новоприобретенных единиц и стажа без специального обращения в «Содру».
Можно надеяться, что новая формула расчета пенсий усилит мотивацию участвовать в системе пенсионного страхования, возрастет взаимосвязь величины пенсий с уплаченными взносами социального страхования. Расширение источников финансирования пенсий сокращает зависимость пенсий только от числа работающих и их заработной платы, что важно в условиях стареющего населения.
– В чем отличие подсчета пенсии по новой формуле?
– Величина индивидуальной части пенсии будет рассчитываться посредством учетных единиц. Заплатив в течение года взносы пенсионного страхования от одной средней заработной платы по стране, лицо накопляет одну учетную единицу. Соответственно, накопляет несколько единиц или же часть единицы, если платит большие или меньшие взносы. Сумма за всю трудовую карьеру накопленных единиц, умноженная на индексированную стоимость единицы, составляет индивидуальную часть пенсии.
Раньше эта индивидуальная часть называлась дополнительной и рассчитывалась в соотнесении с произвольно устанавливаемой величиной «страхового дохода». Из-за этого одинаковые взносы в разные периоды времени приобретали неодинаковый вес, что создавало неравенство пенсий для лиц с одинаковой трудовой биографией.
Еще одна важное достоинство такого расчета – то, что теперь каждый взнос, даже небольшой, будет увеличивать количество учетных единиц, поэтому и пенсию. Раньше могло произойти так, что небольшой взнос, усредненный со сделанными ранее, снижал средний коэффициент, по которому рассчитывалась пенсия, следовательно, и сама пенсия становилась меньше. По новой формуле такого не может произойти.
Часть пенсии, которая не зависит от величины уплаченных взносов пенсионного страхования, а зависит только от страхового стажа, будет называться «общей» частью вместо прежней «основной» или «базовой». Прежняя «добавка за стаж» исчезает как отдельная часть пенсии и входит в «общую» часть, притом с некоторым увеличением для лиц со стажем более 30 лет.
В соответствии с принятыми поправками общая часть пенсий государственного социального страхования будет финансироваться из бюджетных средств, однако в переходный период она частично будет финансироваться из бюджета «Содры». Принято прелиминарное решение, что тариф платежей работодателя в «Содру» в 2017 г. уменьшится на 1%, а в 2018-м это будет решаться отдельно, с учетом влияния сектора власти на устойчивость финансового сектора. Как установлено законом, обязательным будет образование Резервного фонда социального страхования, который будет состоять из двух частей, одна из которых предназначена для пенсий, другая – для иных социальных выплат.
Введение «потолка» «Содры» означает, что с превышающей его части заработной платы не будут взиматься взносы обязательного социального страхования. До сего времени «потолка» на взносы не было, он устанавливался только на выплаты. Так, в первый год (2017) «потолок» составит 120 величин средней заработной платы (СЗП) – около 7,48 тыс. евро в месяц.
– Будет ли пересчитываться пенсия нынешним пенсионерам?
– Да, но это скорее не перерасчет, а просто новый способ учета приобретенных пенсионных прав. Величина пенсии останется неизменной (или несколько возрастет для лиц с большим страховым стажем). Новый способ учета необходим, чтобы к нынешним пенсионерам, в равной мере, как и к будущим, применялись те же правила нового закона. Иначе бы неизбежно возникла разница в правах между «старыми» и «новыми» пенсионерами.
Коэффициенты, существующие по расчетам до 2018 года, будут пересчитываются в учетные единицы, и «индивидуальная» часть пенсии точно совпадает с бывшей «дополнительной»; «общая» же часть несколько увеличивается для лиц с большим стажем.
– Меняется ли порядок выхода на предварительную пенсию?
– Не меняется, хотя в законопроекте это предлагалось.
– Так как многое при подсчете пенсий зависит от величины средней пенсии, подсчитанной за конкретные годы, какой процент работавших получал минимальную зарплату?
– За 2013–2015 годы, согласно данным Департамента статистики, ориентировочно пятая часть работающих получала минимальную зарплату. Причем в частном секторе почти 25 процентов всех работающих получали минимальную зарплату, тогда как в государственном секторе около 13 процентов.
– Некоторые эксперты заявляют, что Литва слишком мало выделяет средств на выплату пенсий и имеет возможность их увеличить, но не делает этого. Каково ваше мнение по этому поводу?
– Литва среди стран Евросоюза занимает низшие позиции по соотношению пенсионных затрат по сравнению с размером валового внутреннего продукта. Схожие показатели по соседним странам Балтии, Ирландии. В Литве в целом распределение через общественные фонды меньше, чем в других странах. Налоговые сборы относительно небольшие, таким образом, бюджетный пирог меньше, чем в других странах. Решение проблемы – в лучшей собираемости налогов. Надо осознать, что каких-то чудодейственных средств для увеличения пенсий попросту нет.
Не считаю справедливым то, что сегодня «Содра» должна платить проценты по взятым кредитам. Долг «Содры» мог бы быть признан как государственный долг. Тогда сумма, выплачиваемая по процентам за кредиты, могла бы пойти на пенсионные выплаты.
– С введением новой формулы подсчета пенсий, каковы будут тенденции по размеру пенсий, сколько она будет составлять от средней зарплаты?
– В начале 2000 годов это соотношение составляло 40–42 проц. В предвыборные годы пенсия увеличивалась больше, чем зарплата, и этот показатель приблизился к 50 проц. В 2009 году, когда заработки значительно упали, был установлен своеобразный рекорд в соотношении пенсий и зарплат. Средняя пенсия составляла почти 50 проц. от средней зарплаты. Но подчеркну, это произошло не от того, что пенсия стала выше, а потому что заработок упал. Сейчас заработки растут, поддерживать такое соотношение сложно, ведь у «Содры» существенные задолженности по выплатам.
В настоящее время соотношение средней пенсии к средней выплачиваемой зарплате (нетто) составляет 45 проц. Было бы целесообразно удерживать такое соотношение. Но реальная величина пенсии зависит от реальных зарплат, отчислений в фонд, в конечном итоге, от общего состояния экономики Литвы.
– Ваша точка зрения по поводу того, как решить вопрос с ухудшающейся демографической ситуацией, массовой эмиграцией? Не усугубит ли новая социальная модель ощущение социальной незащищенности? Не заставит ли граждан сомневаться в своем государстве или даже разочароваться в нем, в результате искать социальной защищенности за границей, тем самым усугубив проблемы эмиграции, причем, как правило, наиболее активной части общества?
– Будущие пенсии – как в «Содре», так и в накопительных фондах – зависят от работающего поколения, его численности и продуктивности. Хотя пенсионеры постоянно утверждают, что право на пенсию они заработали, и это, конечно, справедливо. Но это право пенсионеров в условиях существующего пенсионного принципа солидарности поколений может реально осуществить только работающее поколение. Поэтому нужно, чтобы на рынке труда было больше работающих и их производительность была как можно более высокой. Кстати, экономическая эффективность работающего поколения благодаря внедрениям современных технологий, организации производства постоянно растет.
Увеличение численности работающих может быть достигнуто повышением пенсионного возраста. Также путем осуществления такой политики занятости, чтобы она уменьшила безработицу среди всех возрастных групп, поощряла рождение и воспитание детей через создание благоприятных условий по занятости женщин и мужчин, создание конкурентоспособных по сравнению с другими странами условий труда, что приостановило бы эмиграцию. Повышение производительности труда может быть достигнуто за счет инвестиций в современные технологии и благодаря созданию прогрессивных трудовых отношений. Если сможем все это осуществить, тогда и пенсии станут выше, в противном случае – не поможет никакой новый закон.
Вышеуказанные факторы, которые определяют размер пенсий, этот закон не регламентирует. Тем не менее закон может иметь косвенное, но существенное влияние на дальнейшее развитие пенсионной системы в связи с тем, что позволяет постепенно расширять источники финансирования и повысить мотивацию для уплаты пенсионных взносов.
– Благодарю за беседу.
Галина КУРБАНОВА. «Литовский курьер», 4 августа 2016 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)