Высокую аварийность на дорогах Украины решили стабилизировать... Упразднением статистики происшествий
Из года в год ситуация с авариями на наших дорогах только усугубляется. Даже появление патрульной полиции не смогло положительным образом повлиять на нее. О неутешительном положении дел свидетельствуют беспристрастные цифры статистики ДТП, которую долгие годы вело МВД. Так, в частности, за четыре месяца 2016 года общее количество дорожных аварий в Украине выросло на 13,7 процента, а ДТП с потерпевшими стало больше на 27,2 процента. Количество травмированных в них увеличилось почти на треть. Однако вскоре ситуация должна поменяться к лучшему. Правда, только на бумаге. Кабинет министров Украины решил справиться с высокой аварийностью радикальным образом — упразднив как таковую процедуру ведения учета дорожно-транспортных происшествий.
Пасхальные праздники для многих украинских автомобилистов обернулись трагедией. Только в течение первых четырех майских дней в Украине произошли аварии, в которых погибли 47 человек, а 566 получили травмы. Об этом сообщает пресс-служба Управления безопасности дорожного движения Нацполиции Украины.
Впрочем, ДТП происходили и в остальные праздничные дни. 4 мая в автокатастрофе погибли два известных украинских автогонщика — Тарас Колесник и Алексей Долот. ДТП случилось в 4.40 утра на улице Саперно-Слободской в Печерском районе столицы. Находясь за рулем Volkswagen Golf V, 32-летний Тарас Колесник не справился с управлением и на полном ходу влетел в опору путепровода. По словам очевидцев, скорость автомобиля была не меньше 150 километров в час. Удар был такой силы, что автомобиль разорвало на три части. Спортсмен и его пассажир — 20-летний Алексей Долот — погибли. Место аварии больше напоминало крушение авиалайнера — останки автомобиля были разбросаны в радиусе 50 метров, а тяжеленный двигатель выбросило вверх на опору моста, метров на двадцать.
По утверждению правоохранителей, основными причинами аварий стали превышение скорости движения, непредоставление преимущества в движении и нарушение правил маневрирования. По словам полицейских, трагедий можно было избежать, если бы водители соблюдали Правила дорожного движения и помнили об ответственности, которую берут на себя, садясь за руль. Добавим от себя: и если бы полиция следила за порядком на дорогах.
С помощью нашей газеты блюстители порядка в который раз призвали всех участников дорожного движения к соблюдению ПДД: «Помните, вас дома ждут родные и близкие. Они заслуживают спокойную и счастливую жизнь, вместо которой из-за вашей халатности и пренебрежения к элементарным правилам безопасности во многих домах Украины на майские праздники господствовали слезы, отчаяние и боль. Не подвергайте опасности себя и окружающих! Помните, лучше опоздать на несколько минут, чем на всю жизнь!»
Согласно официальной статистике МВД ежедневно в Украине в результате дорожно-транспортных происшествий в среднем гибнет 12 человек, а за год эта цифра достигает 4,5 тысячи. Кроме того, ежегодно вследствие аварий на наших дорогах травмируются более 32 тысяч человек. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), уровень смертности от дорожных аварий в Украине составляет 12 человек на 100 тысяч населения, что вдвое превышает средний показатель стран Евросоюза.
Справиться с аварийностью наше правительство решило весьма неожиданным способом — упразднив как таковую процедуру ведения учета ДТП. Такой подарок решил сделать ушедший в отставку Кабмин Ярсения Яценюка. Буквально в последние дни своего правления он издал постановление № 252 от 30 марта, отменившее целый ряд правительственных документов, касающихся деятельности МВД, и в том числе постановление № 538 от 30 июня 2005 года «Об утверждении порядка учета ДТП». Упраздняющий документ вступил в силу 15 апреля нынешнего года. Таким образом, теперь полиция уже имеет полное право не вести учет происходящих в Украине дорожно-транспортных происшествий.
Впрочем, помимо постановления, утверждающего порядок учета ДТП, существует и внутриведомственный приказ МВД, устанавливающий порядок ведения подобного учета. Пока этот документ силовиков действует, но, по идее, МВД обязано привести свои акты в соответствие со свежеиспеченными правительственными документами. И это значит, что в ближайшее время мы потеряем возможность видеть реальную картину с безопасностью на дорогах нашей страны.
Известный правозащитник, автор популярных книг «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев на своей странице в «Фейсбуке» прямо написал, кому выгодно такое очковтирательство и чем оно грозит: «Ну что, доигрались, докричались, докритиковались! Полиция не справляется, ситуация на дорогах ухудшается, количество дорожных аварий растет. Все, теперь кричать и возмущаться больше не будем. Нет оснований. Правительство поставило точку: зачем менять ситуацию на дорогах, если о ней проще умолчать? На одном из последних своих заседаний (30 марта 2016 года) уходящий в отставку Кабмин по инициативе уходяще-приходящего руководства МВД отменил „Порядок учета ДТП“. Так что с 1 апреля ситуация на дорогах будет „улучшаться“, поскольку официальная статистика о количестве жертв и пострадавших в ДТП будет отсутствовать. Вы спросите: а кому нужен этот учет? Поясню. Без него невозможен анализ причин возникновения ДТП. Не зная причин, их нельзя устранить. Уменьшение количества жертв на дорогах без этого физически невозможно. При жутком качестве дорог, дорожных знаков и разметки винить во всех бедах будут, как и прежде, нашего брата — водителя! Не справился, не предусмотрел, не предвидел».
Другой общественный активист, работающий в сфере безопасности дорожного движения, вице-президент организации «Общество участников движения» Виктор Козориз, поступил более решительно — написал открытое письмо новому главе правительства Владимиру Гройсману, в котором обрисовал ситуацию с безопасностью на украинских дорогах и попросил принять меры по стабилизации ситуации. Виктор Козориз обратил внимание на то, что согласно Закону «О дорожном движении» государственное управление в сфере дорожного движения и его безопасности осуществляется Кабинетом министров Украины, специально уполномоченными для этого центральными органами исполнительной власти. Вместе с тем среди них нет отдельного органа, который отвечал бы за организацию безопасности движения и координировал бы работу остальных. Поэтому группа народных депутатов подготовила несколько законопроектов, предложив создать Национальное агентство по безопасности дорожного движения.
Глава общественной организации просит Владимира Гройсмана поддержать эти законопроекты, приобщить к их усовершенствованию специалистов всех министерств, задействованных в сфере дорожного движения, а также провести открытое заседание правительства, посвященное ситуации с аварийностью на наших дорогах, и разработать план неотложных мер, направленных на повышение безопасности и сохранение жизни людей.
Прислушается ли новый руководитель Кабмина к гласу народа, исправит ли ошибки своих предшественников — покажет время. Мы же пока советуем руководствоваться известной народной поговоркой «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Водителям следует соблюдать правила, быть внимательными и вежливыми за рулем, а пешеходам — выполнять элементарные правила дорожной грамоты. И делать это необходимо уже сейчас.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)