В одном из последних выпусков журнала Atlantic была опубликована статья известного американского историка и политолога Роберта Каплана (Robert S. Kaplan), представляющая особый интерес. В ней идет речь об историческом влиянии ислама на Европу и том, какое влияние оказывает исламский фактор сегодня на процесс европейского переустройства.
На протяжении веков считалось, что Европа — «мир» вокруг Средиземного моря. Частью этого «европейского мира» также было принято считать страны Северной Африки. Христианство выступало единой культурной и религиозной основой этого «большого мира». Роль Северной Африки была ничуть не меньше, чем роль таких крупных духовных центров, как Греция и Италия. Об этом говорит тот факт, что некоторые известные христианские деятели были родом из Северной Африки. Например, Святой Августин родился на территории современного Алжира, а папа римский Геласий Первый происходил из Туниса.
Распространение ислама на южном берегу Средиземного моря и укрепление его влияния на большей части территории Римской империи стали причиной процесса регионального переустройства Европы, в том числе из-за миграции европейского населения на север европейского региона. Именно об этом говорит испанский философ Хосе Ортега (José Ortega y Gasset), также указывая на то, что миграция на север стала важнейшим историческим событием для Европы. Каплан в свою очередь упоминает тот факт, что современные европейские нации возникли из десятков древнегерманских племен, таких как готы, лангобарды, франки, культуры и традиции которых стали основой для формирования современной европейской цивилизации. Однако об их влиянии стали говорить только с недавних пор (писатель не упоминает, что помимо этого европейские нации испытали огромное арабо-исламское культурное влияние в позднем андалузском периоде).
Со временем — в силу множества факторов, связанных с культурным развитием основной части европейского мира, — два берега Средиземного моря становились все более непоходими друг на друга. Развитость Европы, амбиции ее лидеров приводят к тому, что возникают попытки экспортировать новые универсальные ценности миру, «который пришел в упадок», — причем не только словом, но и оружием (пример тому — политика Наполеона).
Государства, которые обрели независимость, освободившись от европейского колониализма, не переняли западные формы государственности. Они в большинстве своем избрали тоталитарный способ управления, а во главе стран оказались военизированные правительства, силой насаждавшие внутреннюю стабильность и гражданскую безопасность на своих территориях. Для этого необходимо было обеспечить контроль на границах между двумя берегами Средиземного моря, однако трудовая миграция продолжалась, несмотря ни на что (потоки рабочих ехали в Европу из стран Северной Африки и Турции). Европа не противилась потоку трудовых мигрантов, так как ее экономика сама нуждалась в рабочей силе, особенно после окончания Второй мировой войны.
По мнению историка, то, с чем мы столкнулись сегодня, а именно возросшей террористической опасностью, участившимися случаями насилия, негативом, идущим из стран «арабской весны», — все это привело к тому, что Европа постепенно стала видоизменяться. Уже сегодня она кардинально отличается от той Европы, которая была раньше — до того, как ислам стал оказывать все большее влияние на европейское устройство. Сегодня мы имеем дело с многоконфессиональной и мультикультурной Европой, в которой ислам стал одним из незыблемых и постоянных компонентов жизнеустройства.
Ни для кого не секрет, что современные европейские сообщества исторически сформировались из разных волн миграции, большинство из которых проходили в рамках самой Европы. Такими процессами было легче управлять: играл роль единый религиозный фактор. Сегодня Европа столкнулась с волной мигрантов из мусульманских стран, которые приносят с собой огромное количество проблем, связанных с их интеграцией в европейское общество.
Роберт Каплан в своей статье подчеркивает, что необходимо различать мусульманские диаспоры, которые стали естественной европейской составляющей и уже интегрированы в европейское сообщество, от того идеологического и политического миграционного движения, в основе которого стоят радикальные религиозные сообщества. Правительства некоторых европейских стран иногда даже поощряют такого рода движения — по достаточно понятной причине. Таким образом легче оказывать давление на неугодных арабских лидеров и их режимы. Однако такая политика стала причиной огромного количества проблем внутри Европы.
Проблема состоит не только в том, что современное европейское сознание входит в противоречие с новой исламской составляющей Европы. Ситуация намного сложнее, чем представляется на первый взгляд. Исламское влияние силой внедряется в европейские умы. Это очевидно на примере греческого наследия, которое стало частью европейского наследия благодаря описаниям, комментариям и интерпретациям арабских ученых. Ведь Греция всегда воспринималась как восточная страна.
Ас-Сейед Валид АБАХ. «Al Ittihad», 2 мая 2016 года
ИноСМИ.RU 7 мая 2016 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)