Рождаемость растет, а количество рожениц снижается? Как создать моду на большую семью? Кому платить за ЭКО: государству или супругам? Почему убога социальная реклама?
По этим и другим проблемам демографии в «Спор-плуг» впряглись консультант отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Светлана БЕЛАШ и старший научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Наталия ЗАХАРОВА.
«СГ»: — С 1993 года в Беларуси началось сокращение населения. Для преодоления негативных явлений в 2007—2015 годах реализованы две национальные программы демографической безопасности. Жизнь показала, что процессами в этой сфере можно и нужно управлять. Если в 2006 году общий коэффициент рождаемости составлял 9,9 на 1000 человек, то в 2010-м — 11,4, 2015-м — 12,5.
Белаш: — Не менее важный и более понятный для населения показатель — суммарный коэффициент рождаемости (СКР показывает, сколько детей в среднем рожает одна женщина с 15 до 49 лет). Он возрос с 1,49 в 2010 году до 1,69 в 2014-м. Замечу, что Национальной программой демографической безопасности ставилась задача достичь СКР в 2015 году на уровне 1,55—1,65.
Захарова: — Прогресс есть, но радоваться пока нечему. Только для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы этот показатель был 2,15. То есть в среднем одна женщина должна рожать чуть больше двух детей, учитывая возможную гибель от болезней и несчастных случаев. А чтобы немного прирастать, надо выходить на 2,5. Значит, семьи с тремя детьми должны быть не редкостью, как сейчас, а преобладать.
Белаш: — За последние пять лет в стране родилось 581,1 тысячи детей, из них 56 процентов — вторые и последующие. Разве это не радость? Прошедший год и вовсе был рекордным за последние двадцать лет — почти 120 тысяч малышей! Нельзя не заметить и другую тенденцию. В 2009 году в стране было 62,5 тысячи многодетных семей, а в начале нынешнего — уже 80 тысяч. Этому способствовали значительные меры по поддержке семей с детьми, прежде всего многодетных. Например, если в семье трое несовершеннолетних детей, сумма задолженности по выданным льготным кредитам на строительство жилья погашается в размере 75 процентов, а если четверо и более — 100 процентов. За время действия нормы свои жилищные условия улучшили свыше 55,3 тысячи многодетных семей, или 69 процентов от их общего количества.
В 2013 году мы кардинально изменили подходы к исчислению пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, увязав его со среднемесячной заработной платой работников в республике, что позволило увеличить в два раза. Сегодня средний размер пособия — 2 625,5 тысячи рублей, что почти на 14 процентов больше минимальной заработной платы.
Захарова: — Не надо забывать, что нынешнему росту рождаемости способствовала не только господдержка семей, но и благоприятная половозрастная структура населения. Вот откуда сегодняшние неплохие показатели. Но они могут повернуться вспять, потому что начиная с 2010 года количество потенциальных рожениц снижается.
Белаш: — Я не согласна. Численность женщин репродуктивного возраста постоянно снижается на протяжении последнего десятилетия. Поэтому меры господдержки семей с детьми создали «подушку безопасности», чтобы уровень рождаемости не падал, а, наоборот, увеличивался. Вместе с тем проблема снижения женщин фертильного возраста будет набирать обороты.
Захарова: — Проблема не только в них. Вопрос стоит о культурном замещении экономической потребности в детях, которая присутствовала в обществе. Не дети сейчас работники в семье, и не она производственная ячейка. Не дети содержат постаревших родителей, а государство. Оно вообще старается быть отцом и матерью. Именно государство материальной заботой в некоторой степени порождает социальное иждивенчество и безответственное отношение мужчин к своим детям. Часть из них позволяет себе вольную жизнь, не заботится о семье, а зачастую и уходит из нее, складывая с себя материальную и моральную ответственность. Нередко они скрывают истинные размеры зарплаты, чтобы поменьше отдавать детям в виде алиментов. Кстати, и отпуска для отцов по уходу за ребенком как-то не приветствуются.
Белаш: — Законодательством предусмотрены возможности для равного участия обоих родителей в воспитании детей. Например, в отпуск по уходу за ребенком до трех лет может уходить как работающая мать, так и работающий отец. Причем родители ребенка вправе самостоятельно определять продолжительность периода ухода за ним. Но статистика показывает, что только один процент мужчин пользуется таким правом.
«СГ»: — Наверное, у женщины по природе получается лучше смотреть за ребенком.
Белаш: — У вас срабатывает стереотип патриархального мышления. На самом деле отцы, которые берутся ухаживать за малышами, утверждают, что это не так тяжело, как думают те, кто не пробовал.
Захарова: — На мой взгляд, принцип материальной поддержки семей с детьми уже достигает линии насыщения. Эта концепция практически выработана.
Белаш: — Позвольте, а недавно введенный семейный капитал? Полагаю, это новое слово в стимулировании рождаемости. Причем поддержка не сиюминутная, а долгосрочная, позволяющая семье видеть будущее ребенка, рассчитывать, что с помощью государства в дальнейшем можно решить многие проблемы. И не только жилищные.
Захарова: — Государство сегодня напоминает спонсора стартапа. Это нужное дело, но не надо превращаться в постоянного содержателя, подталкивающего заводить детей. Ведь не секрет, что поддержкой злоупотребляют маргинальные семьи, стремящиеся за счет малышей хоть и бедно, но все-таки жить, а также обзаводиться жильем. Поэтому необходимо менять даже материальные подходы. Стоит частично отказываться от денежной составляющей. Например, родился ребенок — получай приданое. Это могут быть подгузники, кроватки, детское питание. В дальнейшем можно поддерживать посещение развивающихся кружков, спортивных секций, бассейнов и так далее. Словом, переориентация адресности.
«СГ»: — Нужна не только материальная поддержка, но и пропаганда многодетных семей. Создание имиджа или, если хотите, моды на массовую семью с тремя и более детьми.
Белаш: — Государство поддерживает семьи, но ни в коем случае не подменяет собой семью! Вся ответственность за воспитание, развитие, содержание детей лежит на родителях. Надо активизировать социальную рекламу в этом направлении. На страницах газет, экранах телевизоров, билбордах должен постоянно присутствовать позитивный образ семьи с детьми, пропагандироваться положительные эмоции, которые она приносит. А что имеем пока? Каждый день идут фильмы, где разведенные супруги борются за единственного ребенка.
Захарова: — Вопрос в том, какой будет эта реклама. К сожалению, пока любая социальная реклама довольна убога. Потому что мы жалеем на нее денег и не привлекаем серьезных разработчиков. Считаю, на пропаганду семейных ценностей, семей с двумя и более детьми как образ благополучия, надо тратить средства как на психологически и эстетически выверенную дорогую рекламу, и это считать расходами на выполнение демографической программы.
«СГ»: — Нежелание создавать многодетные семьи чаще всего мотивируется тем, что их трудно содержать. Но лет 60—70 назад материальная обеспеченность была значительно меньшей, а рождаемость — большей. Значит, дело не в доходах?
Захарова: — Вы затронули период после войны, когда природа требовала восполнить потери населения. Поэтому тогда преимущественно были многодетные по нынешним меркам семьи. Но уже через четверть века, когда численность жителей Беларуси достигла довоенного уровня, стали преобладать семьи с 1—2 детьми, и это был закономерный для всех индустриальных стран демографический переход. Меньше детей, больше продолжительность жизни, стабильное население. Второй аспект. Раньше общество было нацелено на патриархальный тип семьи, где идеалом было много детей. В них была экономическая потребность: выросшие дети кормили стариков-родителей. Но индустриальное и постиндустриальное общество давно изменило такой стереотип. Поэтому сейчас, в обществе потребления, нет острой материальной потребности в многодетной семье. Нужны иные мотивы, чтобы подтолкнуть людей больше рожать малышей.
Белаш: — Таким мотивом может стать дружественное отношение общества к семье, особенно к многодетной. Несмотря на то что потребность в детях формируется внутри семьи, во многом она зависит от социума. Необходимо развивать семейную инфраструктуру для совместного отдыха и досуга, менять отношение нанимателя к работникам с семейными обязанностями, формировать культуру семейных отношений и т.д.
«СГ»: — Чтобы рождалось больше детей, и при этом обязательно крепких, здоровыми должны быть сначала матери.
Белаш: — Государство их бережет. Таким вниманием к беременным, как у нас, могут похвастаться далеко не все страны.
Захарова: — Это опять же в какой-то мере провоцирует иждивенчество. Пусть о моем здоровье кто-то заботится. А сами, не скажу что все, но процент довольно высок, позволяют во время беременности нездоровый образ жизни: курят, употребляют спиртное. Не случайно медики констатируют, что слишком много детей рождается ослабленными, к которым потом липнут хвори. Нездоровый образ жизни и ранний сексуальный опыт подростков может приводить к бесплодию.
Белаш: — Сопровождение женщины в период беременности и родов ни в коем случае нельзя рассматривать как иждивенчество. Охрана материнства и детства — приоритет любого государства. А безответственное отношение отдельных людей к здоровью — проблема общей культуры человека, и она не имеет гендерных различий, в том числе и в отношении бесплодия. Но и здесь государство тоже не остается в стороне. С 2014 года действует система льготного кредитования процедуры ЭКО.
«СГ»: — А почему оно не берет на себя все затраты. Дело ведь не только личное, но и нужное обществу?
Захарова: — Можно помочь, как говорится, подставить плечо льготным кредитом. Если семья искренне хочет ребенка, она сделает все, чтобы найти деньги на такую процедуру. Считаю, государство должно больше денег тратить на здоровый образ жизни людей.
Белаш: — Что оно и делает. В новой Государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» это один из основных приоритетов.
«СГ»: — Отрицательно на уровень рождаемости влияет семейное неблагополучие, большое количество разводов. Родив одного ребенка, некоторые женщины думают: а вдруг дальше не сложится личная жизнь, зачем обзаводиться вторым? Важнейшей причиной этих проблем стало и пьянство.
Белаш: — Чаще всего распадаются пары, прожившие вместе 5—9 лет. Но это ведь самый детородный возраст. Надо уже с юных лет учить культуре семейных отношений, поискам компромисса.
Захарова: — Пока не введем некоторых ограничений на алкоголь, не только семейное благополучие, но и здоровье, в том числе репродуктивное, будут под угрозой.
Белаш: — Без изменения отношения к собственному здоровью и эту проблему не решить. Основные меры против злоупотребления алкоголем включены в подпрограмму «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма» вышеназванной госпрограммы.
Захарова: — Конечно, пропаганда трезвого образа жизни без вредных привычек также не должна быть примитивной. Следует показать созидательный смысл долгой активной жизни, радость от нее и возможность передать здоровье своим детям.
Василий ГЕДРОЙЦ. «Белорусская нива», 28 апреля 2016 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)