Сегодня в Доме Правительства РФ пройдёт коллегия Минздрава России
На главном форуме медицинского сообщества будут озвучены итоги работы отрасли в 2015 г. и поставлены задачи на перспективу. Такие встречи высокого уровня, как правило, дают отсчёт важным переменам в отечественном здравоохранении. Например, 5 лет назад министр здравоохранения Вероника Скворцова (в то время заместитель главы Минздравсоцразвития) накануне расширенной коллегии дала интервью "МГ" о разработке проектов новых образовательных стандартов для медицинских и фармацевтических вузов, подготовке единого федерального регистра медицинских работников. А ныне эти проекты позволили многое изменить в медицинском образовании и кадровом обеспечении отрасли жизнеобеспечения. В ближайшие месяцы студенты медицинских вузов заканчивают обучение по практикоориентированным образовательным стандартам третьего поколения и начинают сдавать аккредитационные экзамены...
Но жизнь ставит новые задачи. Сложная экономическая ситуация в стране заставляет пересматривать финансирование некоторых статей бюджета отрасли. При этом последовательно увеличиваются объёмы ВМП, внедряются новые методы диагностики и лечения, проводится их апробация. Сегодня - разговор с министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой о том, как будет проходить дальнейшее развитие отечественного здравоохранения.
- Вероника Игоревна, сейчас подводятся итоги прошедшего 2015 г. Что бы вы назвали самым существенным достижением российской медицины за последнее время?
- Главным результатом деятельности нашей отрасли является рост продолжительности жизни - что отмечено в платформных документах Президента страны и главы Правительства. За последнее десятилетие продолжительность жизни увеличилась более чем на 5 лет и продолжает уверенно расти. За 2015 г., по предварительным данным Росстата, средняя продолжительность жизни увеличилась на полгода и составила 71,39 года (в 2014 г. - 70,9), у мужчин - 65,92 года (в 2014 - 65,29), у женщин - 76,71 лет (в 2014 - 76,49). Отмечу, что разрыв между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин также последовательно уменьшается, составляя сегодня 10,8 лет против 11,2 лет - в 2014 г. и 11,6 - в 2011 г.
- Увеличивается продолжительность жизни, значит, растёт доля пожилых?
- Совершенно верно. Доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась до 24,6%, по сравнению с 23,5% в 2014 г. и 22,3% в 2011 г.
Таким образом, вклад старших возрастных групп в общую смертность вырос почти до 75 против 73% в 2014 г. и 71% в 2011 г.
- То есть 75% смертности - это смертность пожилых?
- Да, именно так. Это объяснимо в силу естественных причин и соответствует общемировым тенденциям.
- А что со смертностью у трудоспособного населения?
- Здесь всё наоборот: в 2015 г. по сравнению с 2014 г. смертность лиц трудоспособного возраста снизилась на 4,5%, или на 21 220 человек, из них более 18 тыс. - жизни мужчин.
- Особое внимание, конечно, всегда к общему показателю смертности...
- Eго удалось снизить до 13,00 на 1000 населения (по предварительным данным) против 13,11 в 2014 г. И это, несмотря на непростое начало 2015 г., когда в I квартале наблюдался рост смертности в большинстве европейских стран, что международные эксперты связывают с дрейфом вируса гриппа. Eсли говорить в абсолютных цифрах, то в 2015 г. умерло на 3,8 тыс. человек меньше, чем в 2014 г. В январе-феврале текущего года тенденция к снижению смертности сохранилась: умерло на 4910 человек, или на 2,9%, меньше в сравнении с аналогичным периодом прошедшего года.
- Для детей ситуация, насколько мне известно, аналогичная - смертность снижается. Более того, международные эксперты отмечали, что мы оказались в числе немногих стран, выполнивших Цели развития тысячелетия ООН?
- В числе примерно 12% стран мира. В нашей стране в прошлом году были достигнуты исторические минимумы в показателях материнской, младенческой и детской смертности. Материнская смертность снизилась с 47,4 на 100 тыс. родившихся в 1990 г. до 10,8 в 2014 г. По оперативным данным Росстата, за 12 месяцев 2015 г. материнская смертность составила 8,3 на 100 тыс. родивших. Детская смертность с 1990 по 2014 г. снизилась на две трети - с 27,5 на 1000 родившихся живыми (с учётом детей, родившихся с весом 500-1000 г) до 9,1. Младенческая смертность уменьшилась с 17,4 на 1000 родившихся живыми в 1990 г. до 6,5 за 2015 г. (на 12,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.) и продолжает снижаться: в январе-феврале 2016 г. она составила - 6,1 на 1000 родившихся живыми. При этом во многих регионах показатель младенческой смерти соответствует передовому европейскому уровню. Уверена, что эти цифры будут и далее сокращаться, благодаря развитию системы охраны материнства и детства, в том числе строительству, по поручению Президента РФ В.Путина, сети перинатальных центров.
Таким образом, с 2013 г. мы сохраняем положительный естественный прирост населения, который в прошедшем году составил 0,3 на 1000 населения, или 32,1 тыс. человек.
- Получается, что несмотря на некоторые пессимистичные прогнозы, в целом смертность по итогам года снизилась. Как удалось добиться этих результатов?
- В нынешней экономической ситуации таких результатов невозможно было бы добиться, если бы не слаженная работа федерального центра и регионов по повышению доступности медицинской помощи.
Впервые проведено прикрепление каждого пациента не только к медицинской организации, но и к конкретному специалисту - врачу или фельдшеру.
Введена система еженедельного мониторинга ключевых показателей работы каждого участкового терапевта и врача общей практики по каждому из 60,5 тыс. терапевтических участков, что позволило точечно выявлять проблемы в обеспечении основным объёмом первичной медико-санитарной помощи, включая профилактику, и оперативно на них реагировать.
Отдельное внимание было уделено территориальному планированию медицинской инфраструктуры. Впервые за долгие годы постсоветской истории были пересмотрены и утверждены требования к размещению медицинских подразделений в первичном звене, в том числе в удалённых районах и сельской местности. Эти требования теперь базируются не только на численности проживающего населения, но и на расстоянии до ближайшей медицинской организации с учётом нормативно закреплённого предельного времени ожидания разных видов медицинской помощи.
Для оптимизации территориального планирования министерством создана геоинформационная система, содержащая информацию обо всех населённых пунктах с численностью их населения и транспортной инфраструктурой, а также о медицинских организациях всех форм собственности и ведомственной принадлежности, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Организаторы здравоохранения теперь могут не просто рассчитывать показатели, но видеть всё на карте в онлайн режиме.
2015 г. внёс существенный вклад в создание трёхуровневой системы оказания медицинской помощи, которая, в целом, выстроена уже в 70 субъектах РФ.
С апреля 2015 г. Минздравом России была внедрена система мониторинга реализации региональных планов по снижению смертности от основных причин, предусматривающая анализ показателей качества оказания медицинской помощи в регионе по 19 ключевым индикаторам.
- Говоря о первичной помощи, нельзя не отметить такое принципиально важное направление, как развитие сельской медицины. Можно ли утверждать, что нараставшее многие годы сокращение медицины на селе остановлено?
- Безусловно. Только за 2015 г. в России построены около 800 объектов здравоохранения, из которых более 550 - это ФАПы. Напомню, что ещё в 2011 г. среди всех фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов 33,4% требовали капитального ремонта или находились в аварийном состоянии, а 60,8% - размещались в приспособленных зданиях и помещениях. В 2015 г. доля зданий, требующих капитального ремонта и находящихся в приспособленных зданиях и помещениях, сократилась до 20,4 и 50,5%, соответственно.
За этот период почти в 2,5 раза увеличилось число центров и отделений врачей общей практики (семейных врачей) и в 1,6 раза -число врачебных амбулаторий.
За прошедший 2015 г. общее число отделений врача общей практики увеличилось на 184 (рост на 2,8%), сельских амбулаторий - на 367 (рост на 7,9%), сельских здравпунктов - на 214 (рост на 10,7%). При этом, несмотря на строительство новых ФАПов, их общее число несколько снизилось (на 0,7%; 246 ед.), что отражает ускоренное развитие врачебной помощи на селе.
Важно отметить увеличение доли профилактических амбулаторных посещений на селе, которая в 2015 г. впервые превысила аналогичный показатель у городских жителей.
Стало больше и межмуниципальных центров - учреждений второго уровня, оказывающих экстренную специализированную помощь при жизнеугрожающих заболеваниях в течение "золотого часа" жителям сельской местности. Так, число сосудистых центров за год увеличилось на 8,3%, а по сравнению с 2012 г. - на 88,6%. Общее число первичных и региональных сосудистых центров составило 543, что и позволило нам внедрить на территории всей страны современные технологии диагностики и лечения ишемической болезни сердца и нарушений мозгового кровообращения. Число травмоцентров за год повысилось на 20%, а с 2012 г. - на 125%. В настоящее время оно превысило 1500.
- Стало ли больше врачей, работающих в сельской местности? В чём заключается на этом направлении кадровая политика Минздрава России?
- Число сельских медиков увеличилось за 2015 г. на 11,3%, что составляет более 5,5 тыс. человек. Только благодаря программе "Земский доктор" на село с 2012 по 2015 г. привлечено более 19 тыс. врачей. Успешно работает и такой механизм привлечения и закрепления кадров как целевая подготовка. В 2015 г. доля трудоустроившихся после целевой подготовки выпускников в соответствующие учреждения регионов составила 86,3%.
- Увеличилось ли число медиков в нашей стране?
- В целом за 2015 г., число врачей по сравнению с предыдущим годом выросло более чем на тысячу человек. Обеспеченность врачами выросла на 0,3% с 37,1 до 37,2 на 10 тыс. населения.
- А как обстоят дела с традиционно дефицитными специальностями?
- В 2015 г. впервые за последние годы удалось увеличить число врачей по таким всегда дефицитным специальностям как "онкология" (на 394 человека, 5,4%), "патологическая анатомия" (на 49 человек, или 1,7%), "психиатрия" (на 125 человек, или 1,2%). Удалось закрепить положительную динамику численности врачей по специальностям "анестезиология-реанимация" (на 898 человек, или 3,1%) и "рентгенология" (на 393 человека, или 2,5%).
- Произошли ли изменения в оплате труда медиков?
- Медицинские работники решают важнейшую государственную задачу сохранения здоровья и жизни населения, поэтому их социальный статус и оплата труда должны быть соответствующими.
Вместе с субъектами Российской Федерации мы последовательно выполняем поставленную в "майских" указах Президента РФ задачу по повышению зарплаты медиков. С 2012 по 2015 г. среднемесячная заработная плата врачей, среднего и младшего медицинского персонала увеличилась соответственно на 40,5, 39,7 и 60,7%, составив 47,9; 27,0 и 16,8 тыс. руб.
Но важны не только средние цифры. Проведённый нами в 2014 г. анализ показал, что в большинстве субъектов РФ сложилась неоптимальная структура зарплат, в которой доля окладов не превышала 30%. По этой причине в 2015 г. регионам было рекомендовано в 2 раза увеличить долю выплат по окладам в структуре заработной платы (до 55-60%). В 56 регионах параметры оплаты труда уже приближены к рекомендованным значениям. В 2016 г., думаю, данные показатели достигнут все субъекты РФ.
Важно отметить, что предпринятые меры позволили не только увеличить гарантированный уровень оплаты труда, но и снизить разницу в уровнях зарплат медиков одних и тех же специальностей и квалификации в однотипных учреждениях здравоохранения.
- Наряду с зарплатой важное значение имеют, конечно, и условия труда. Несколько лет назад медики жаловались на дополнительные непрофильные функции.
- Это действительно так. Именно поэтому отдельным направлением, которое мы развивали в 2015 г., было сокращение бремени непрофильной работы врача посредством внедрения информационных технологий, сокращения перечня документов, требуемых к заполнению, а также перераспределения обязанностей между врачом и медицинской сестрой.
К настоящему моменту информатизировано около 380 тыс. рабочих мест врачей, что составляет 57% от необходимого количества. В 2016 г. количество автоматизированных рабочих мест планируется увеличить до 70%.
Серьёзно пересмотрен перечень документов, заполняемых врачами. Так, в 2015 г. были признаны утратившими свою актуальность более 20 федеральных мониторинговых форм, остальные в настоящее время проходят экспертную оценку на предмет возможности их отмены.
- Совершенствуются ли требования к качеству подготовки специалистов?
- В постоянном режиме. Вместе с профессиональным сообществом мы ведём системную работу по обновлению образовательных программ, определению и внедрению новых стандартизированных подходов к оценке качества подготовки медицинских работников с учётом современного уровня развития медицинской науки. С 2016 г. внедряется аккредитация медиков - принципиально новая система допуска к профессиональной деятельности. В этом году к профессиональной деятельности через аккредитацию будут допущены специалисты по стоматологии и фармации. Со следующего года - по всем базовым медицинским специальностям. Поэтапно мы перейдём к аккредитации всех медиков страны.
Отдельный вопрос - формирование системы непрерывного медицинского образования. Для этого создан специальный интернет-портал, который уже сегодня обеспечивает доступ врача к реестру дополнительных образовательных программ, где медикам предоставлена возможность формирования индивидуального плана обучения, выбора образовательной программы, включающей, в том числе, симуляционные тренинги, стажировки, циклы повышения квалификации и многое другое. Частью системы непрерывного медицинского образования является и внедряемая система "образовательного сертификата". К 2021 г. в этой системе будут участвовать все медики.
- Эта образовательная система будет включать и новые клинические рекомендации? Расскажите, пожалуйста, почему на вновь разработанные клинические рекомендации и порядки оказания медицинской помощи возлагаются такие большие надежды?
- Действительно, клинические рекомендации являются содержательной основой обновляемых программ подготовки специалистов отрасли. Но самое главное - это часть системы управления качеством медицинской помощи.
Впервые мы, наряду с требованиями к организации медицинской помощи - через порядки её оказания, внедрили требования к её содержанию через создание 1200 клинических рекомендаций по основным классам заболеваний, покрывающих более 90% заболеваемости населения, и соответствующих критериев качества медицинской помощи.
В 2015 г. были актуализированы все порядки оказания медицинской помощи с учётом требований современной логистики. Разработаны новые порядки по паллиативной и гериатрической помощи, по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни.
Были сформированы критерии качества медицинской помощи, которые позволяют объективно оценивать процессы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации пациентов. На их основе были пересмотрены административные регламенты Росздравнадзора по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
- Часть оказания медицинской помощи, конечно, зависит от доступности лекарств. Что делало Министерство в 2015 г. по данному направлению, учитывая сложную экономическую ситуацию?
- Первейшей задачей было сдерживание роста цен на лекарства. В целом, это удалось сделать. В среднем по Российской Федерации за 2015 г. уровень розничных цен на препараты из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) амбулаторного сегмента увеличился на 8,8%, в госпитальном сегменте уровень закупочных цен повысился на 8,9%. При этом рост цен на лекарственные препараты, не входящие в ЖНВЛП, составил по итогам 2015 г. в среднем 18,6%, что в целом подтверждает эффективность действующей системы регулирования цен.
В декабре 2015 г. Правительством РФ был утверждён новый перечень ЖНВЛП на 2016 г., который расширен с 608 международных непатентованных наименований (МНН) лекарственных препаратов до 646, что с учётом конкретных лекарственных форм, дозировок и фасовок составляет более 23,5 тыс. ассортиментных позиций. Впервые перечень сформирован в соответствии с новым порядком, обеспечивающим максимальную открытость и вовлечённость экспертного сообщества в создание этого важного документа.
Расширены также перечень лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан и минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Дополнительно в 2015 г. в рамках антикризисных мер в регионы направлено 16 млрд руб., которые позволили сформировать необходимые товарные запасы лекарственных препаратов для обеспечения потребностей до 6 месяцев.
- Уязвимой категорией граждан являются получатели препаратов по высокозатратным заболеваниям - так называемым "Семи нозологиям". Не уменьшилось ли количество тех, кто получил лекарства?
- Напротив, в 2015 г. число льготополучателей по программе "Семь нозологии" по сравнению с 2014 г. увеличилось более чем на 15 тыс. человек, при этом количество препаратов, гарантированных государством, увеличилось с 18 до 22. А если говорить о программе дополнительного лекарственного обеспечения отдельных групп населения, то в прошлом году число получателей лекарств увеличилось более чем на 58 тыс. человек по сравнению с 2014 г. Из этих препаратов более 70% производятся в России.
- Не могу также не спросить про наркотические обезболивающие...
- Сегодня можно говорить о том, что необходимая нормативно-правовая база для своевременного обеспечения лиц с болевым синдромом необходимыми лекарствами принята и работает. Упрощены требования к выписке рецепта, хранению и учёту наркотиков, увеличены запасы рецептурных бланков, продлён срок их действия, увеличены нормы выписки лекарств, разработаны методические рекомендации и учебные пособия по фармакотерапии хронического болевого синдрома, в том числе у детей. Увеличилось количество аптек, отпускающих наркотические анальгетики. В Росздравнадзоре открыта горячая линия для приёма жалоб, на которую поступило около 2 тыс. обращений, каждое из которых обрабатывалось в течение суток.
Благодаря нововведениям в законодательстве и жёсткому контролю за их исполнением со стороны Росздравнадзора, обеспеченность неинвазивными обезболивающими препаратами онкологических больных выросла более чем на 90%.
В номенклатуру должностей работников в сфере здравоохранения введена должность "врач паллиативной медицинской помощи"; по сравнению с 2014 г. в 1,5 раза увеличилось количество коек паллиативной помощи, па которые госпитализируются пациенты в терминальных стадиях.
Значит ли это, что все проблемы решены? Нет. Eщё многое нужно сделать в плане реализации законодательных норм и правил в каждом регионе.
- Один из базовых приоритетов в отрасли - развитие высокотехнологичной медицинской помощи. Удалось ли обеспечить рост ВМП, как поручил Президент?
- Конечно. Мы выполнили поручение Президента РФ. Eсли в 2013 г. ВМП получили 505 тыс. человек, в 2014 г. - около 715 тыс., то в 2015 г. - 823,2 тыс. Eсли сравнивать с 2006 г., то объёмы ВМП увеличились в 13,7 раз.
Технологии ВМП также активно "идут в регионы": в 2015 г. ВМП оказывалась в 800 медицинских организациях, то есть число организаций увеличилось за год на 24,8%.
Следует также отметить, что высокотехнологичная помощь становится более разнообразной: она пополняется самыми современными, сложнейшими и уникальными технологиями. При этом некоторые виды ВМП переходят в рутинную практику. Так, в 2015 г. проведено более чем 126 тыс. стентирований сосудов (в 2014 г. - лишь 98 тыс.), причём более чем у 20% больных с острым коронарным синдромом стентирование проведено в экстренном порядке - в течение первых 3 часов с момента госпитализации.
- Тема госпитализации и оптимизации коечного фонда - одна из часто обсуждаемых. Как известно, оптимизация касается лишь городов с населением свыше 50 тыс. человек. Каковы цели структурных преобразований в этих направлениях?
- В основе оптимизации лежит повышение доступности медицинской помощи за счёт снижения неэффективных мощностей: прежде всего избыточных и нерационально работающих круглосуточных коек стационаров, а также развитие стационарозамещающих технологий.
Назову лишь несколько примеров того, что удалось сделать. За 2015 г., по сравнению с 2014 г., оборот койки увеличился до 28 (на 2,2%), увеличилась оперативная активность на 3,5%. Число коек дневных стационаров выросло почти на 10 тыс., или на 3,9%, при этом число пролеченных на них пациентов возросло на 5,9%, а оперативная активность (амбулаторная хирургия) выросла в 1,2 раза (на 135 тыс. человек). Это позволило сократить число коек круглосуточных стационаров на 3,6%, а число пролеченных на них пациентов - на 1,9%.
- Организация лечебного процесса, безусловно, имеет огромное значение в плане сохранения жизни и здоровья наших сограждан. Однако не меньшее значение имеет и предупреждение заболеваний. Как проходит очередной этап диспансеризации?
- В 2015 г. первый этап диспансеризации прошло 22,5 млн человек, из которых более 6 млн (27%) направлены на второй этап, то есть на углублённое обследование. По итогам диспансеризации, к первой группе здоровья отнесены 32% обследованных, ко второй - 20%, к третьей - 48%. Сердечно-сосудистые заболевания выявлены у 5,3 млн человек (у каждого четвёртого), в том числе у более 800 тыс. случаев - впервые. Болезни органов дыхания - у 500 тыс. (у каждого 35-го), в том числе впервые - у 117 тыс. случаев. Сахарный диабет и подозрение на него - более чем у 300 тыс. (у каждого 50-го), в том числе впервые - у 56 тыс.
- Кроме самих заболеваний, у "практически здоровых" граждан, выявляются и факторы риска развития заболеваний, и тут необходимо информирование и разъяснительная работа, как бы банально это не звучало.
- Вы абсолютно правы. Мы уделяем этому большое внимание. В прошлом году более 2300 минут эфирного времени на федеральных каналах мы посвятили теме борьбы с факторами риска развития неинфекционных заболеваний. Тысячи роликов, программ и радиопередач были транслированы на региональном телевидении. Проведено более 4 тыс. массовых мероприятий и более 60 тыс. информационно-образовательных мероприятий в регионах. Министерством продолжена поддержка федерального портала о здоровом образе жизни (takzdorovo.ru), который в прошлом году посещали около 30 тыс. человек ежедневно. Функционирует горячая линия, принявшая по итогам года более 25 тыс. звонков. В 2015 г. министерством совместно с Фондом "Общественное мнение" реализован краудсорсинговый проект "Фабрика здоровья", в котором приняли участие более 6 тыс. человек, предложив более 1 тыс. решений по ведению здорового образа жизни. Всего же сайт проекта посетили более 10 млн человек.
Продолжается реализация мер по предотвращению табакокурения и злоупотребления алкоголем.
Eсть ещё один фактор риска, о котором мало говорят - отсутствие приверженности назначенной терапии. Крайне важно, чтобы те, кто уже перенёс серьёзные заболевания и получил стационарное лечение, продолжали принимать предписанные им лекарственные препараты в амбулаторных условиях. В нашей стране приверженность лекарственной терапии в рамках вторичной профилактики заболеваний - очень низка, не превышает 40%, тогда как в большинстве Eвропейских стран она составляет около 70%. При отсутствии приверженности терапии риск повторного острого сосудистого нарушения в течение первого года после инсульта, инфаркта миокарда или сосудистой операции превышает 50%, а экономическое бремя лечения и повторных оперативных вмешательств составляет миллиарды рублей.
С учётом ограничений семейных бюджетов в текущий период времени, особую значимость приобретает обеспечение возможности амбулаторного приёма лекарств для пациентов групп риска. Такой подход показал свою эффективность в рамках пилотного проекта в Кировской области, поэтому мы считаем необходимым поэтапно внедрить в масштабах всей страны опыт частичного государственного возмещения стоимости амбулаторной лекарственной терапии у населения групп риска.
- В Российской Федерации более 20 лет назад задан курс на "страховую модель". За последние годы сделано немало: устранены межрегиональные различия в тарифах, действует принцип социальной справедливости. Что делалось на этом направлении в 2015 г.?
- Прежде всего, значительно усилена ответственность страховых медицинских организаций. Они становятся реальными участниками процесса оказания медицинской помощи гражданам, ответственными за здоровье застрахованных. Для этого в работу включаются так называемые страховые представители, которые призваны обеспечивать не только защиту прав застрахованных на медицинскую помощь, но и сопровождение профилактических мероприятий, формирование здорового образа жизни у застрахованных лиц. Уже подготовлены функциональные обязанности для страховых представителей, утверждены обучающие программы, проведены первые цикла подготовки.
Eсли говорить о совершенствовании механизмов оплаты медицинской помощи в рамках ОМС, то здесь необходимо особо отметить работу по широкому внедрению в практику механизмов оплаты стационарной медицинской помощи на основе клинико-статистических групп (КСГ). Мы лишь несколько лет назад внедрили этот механизм у нас в стране, хотя он широко применяется в мире. Сегодня общее количество групп заболеваний, по которым утверждены КСГ, увеличилось в 1,5 раза в сравнении с 2013 г. Это даёт серьёзный эффект в виде улучшения показателей работы стационарной койки. Кроме того, дифференцированная оплата медицинской помощи способствовала повышению доли сложных случаев лечения в структуре оказания медицинской помощи, в том числе доли оперативных хирургических вмешательств.
Увеличение тарифов в системе ОМС сделало её привлекательной для негосударственного сектора: доля частников в числе медорганизаций, участвующих в реализации программы госгарантий, составляет уже около 25%.
- Сотрудничество с частными организациями происходит и за рамками страховой медицины...
- Конечно, государственно-частное партнёрство активно развивается. В конце 2015 г. состоялось коммерческое "закрытие" первой федеральной концессии в здравоохранении. Реализация этого проекта позволит создать импортозамещающие производства, обеспечить создание новых рабочих мест, налоговые поступления в бюджеты различных уровней в размере 2,6 млрд руб. и дополнительный доход в виде концессионной платы, а также исключить расходы федерального бюджета на содержание неиспользуемой в настоящее время инфраструктуры.
На разных этапах подготовки в Минздраве России и подведомственных министерству учреждениях находятся более 20 инвестиционных проектов с использованием различных механизмов государственно-частного партнёрства с планируемым объёмом инвестиций более 10 млрд руб.
- Вероника Игоревна, недавно вы презентовали в Женеве российскую вакцину от Эболы. Хочется верить, что такие прорывные разработки будут демонстрироваться российскими учёными всё чаще.
- Речь идёт не только об отдельных прорывах. Это большая системная работа министерства по развитию отечественной биомедицины, как новой области знаний, сочетающей достижения фундаментальных и прикладных исследований, базирующейся на внедрении современных геномных и постгеномных, регенеративных, когнитивных, компьютерных, роботизированных и других технологий.
В рамках исполнения майского Указа Президента РФ В.Путина Минздравом России была разработана Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 г., создан Научный совет, который осуществляет формирование приоритетов, координацию научной и инновационной медицинской деятельности.
Такой формат работы приносит свои плоды. Получены серьёзные научные результаты в таких областях как нейро - и когнитивные технологии, нейрокомпьютерные сопряжения, в том числе для реабилитации пациентов с тяжёлыми нарушениями двигательных функций, молекулярно-генетические технологии в онкологии, технологии, базирующиеся на стыке иммунологии, молекулярной биологии и генной инженерии, технологии активного долголетия.
Уже готовы к внедрению в практическое здравоохранение разработанные биомедицинские клеточные продукты для лечения ишемического инсульта, заместительной терапии инсулинозависимого диабета, технологии выращивания искусственного хряща, реконструкции уретры и др. Мы надеемся на принятие Государственной Думой РФ в этой сессии закона "О биомедицинских клеточных продуктах", что позволит начать практическое применение этих передовых технологий.
По наиболее перспективным разработкам министерством внедрён механизм административно-организационного сопровождения, что позволило добиваться прорывных результатов в очень сжатые сроки и, таким образом, быстро решать важнейшие государственные задачи. Яркий тому пример - разработка в течение 15 месяцев Федеральным научно-исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи двух российских вакцин против лихорадки Эбола. Аналогичные проекты осуществляются в области создания противовирусных препаратов и тест систем, производства отечественных сенсорных приборов и биодетекторов, работающих в автономном режиме без участия человека. Решается задача полной самодостаточности Российской Федерации в области производства иммунобиологических препаратов.
Для внедрения инновационных продуктов в широкую медицинскую практику (через включение их в программу государственных гарантий) проводится анализ их клинико-экономической эффективности путём внедрения механизма клинической апробации, законодательные основы которого также заложены в 2015 г.
- Успехи российского здравоохранения не могли остаться не замеченными и на международном уровне.
- Это так. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, Россия вошла в тройку стран-лидеров по эффективности мер, направленных на снижение бремени неинфекционных заболеваний.
Мы не только решили эту сложную задачу сами, но и помогаем другим: за последние 3 года мы оказали поддержку 24 странам в рамках глобальной программы ВОЗ по профилактике и контролю неинфекционных заболеваний. За 5 лет участия России в Мускокской инициативе по охране здоровья матери и ребёнка нами подготовлено более 1200 медицинских специалистов из 18 стран мира.
С 2014 г. наша страна единогласно избрана председательствующей в Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, а российское антитабачное законодательство приводится в пример в качестве одного из наиболее комплексных и эффективных.
Высоко оцениваются наши успехи в борьбе с туберкулёзом. В следующем году в Москве запланировано проведение глобальной министерской конференции ВОЗ по борьбе с этим заболеванием.
Нам есть, что предложить нашим зарубежным партнёрам и в плане лекарственного обеспечения. В начале февраля 2016 г., новая российская трёхкомпонентная вакцина против гриппа зарегистрирована ПАОЗ и будет доступна на рынке 44 стран Центральной и Латинской Америки в объёме до 90 млн доз в год. В Гвинее планируется проведение пострегистрационных испытаний российской вакцины против лихорадки Эбола.
- Без сомнения, за 2015 г. многое удалось сделать. Конечно, немало ещё предстоит. Что бы вы хотели пожелать медикам в этом рабочем году?
- Прежде всего, конечно, здоровья вам и вашим близким, дорогие коллеги! Мира, добра и благополучия! Очень надеюсь, что наша работа, направленная на сохранение жизни и здоровья других людей, работа, по сути, являющаяся служением, требующим самоотдачи и посвящения себя, придаст каждому медику в новом рабочем году жизненных сил и душевной крепости, уверенности в собственной востребованности и значимости.
Алексей ПАПЫРИН. «Медицинская газета», 20 апреля 2016 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)