Фальшивая меритократия: как в Китае подделывают статистику
Меритократию, присущую политической системе Китая, иногда называют одним из факторов, обусловивших бурное экономическое развитие КНР. Специалисты Национального бюро экономических исследований (NBER, США) ставят под сомнение это предположение: возможно, китайская меритократия опирается не на самых достойных, а на тех, кто искуснее всех подделывал статистические показатели успеха. Об исследовании, связывающем статистику и продвижение китайских чиновников по службе, пишет Economist.
Как объясняет издание, в теории чиновник в Поднебесной получает повышение исходя из того, каких результатов он достиг по ряду показателей – от экономического роста до поддержания социальной стабильности. До недавнего времени одним из таких показателей были успехи в исполнении политики одного ребенка. Те, кто следит за развитием Китая, спорят о местной меритократии: кто-то считает, что чиновники действительно добиваются целей, поставленных плановой экономикой, кто-то убежден, что по карьерной лестнице поднимаются те, кто обладает нужными знакомствами. Исследование NBER предполагает третий вариант: побеждает тот, кто попросту «нарисовал» нужные цифры.
Экономисты NBER использовали данные по рождаемости – этот параметр можно считать более надежным по сравнению с показателями экономического роста, поскольку помимо информации, предоставляемой муниципальными чиновниками, существуют данные общенациональных переписей населения.
Всего исследователи проанализировали данные за 1985–2000 годы, предоставленные 697 мэрами в 211 префектурах и 28 провинциях Китая. Результаты анализа подтвердили предположение экономистов: чиновники, которые занижали цифры по росту населения, были вознаграждены.
Планка рождаемости, установленная правительством, была 10,6 рождения на 1000 жителей. Восемьдесят процентов руководителей рапортовали о том, что в их зоне ответственности рождаемость была ниже планки – в среднем 7,7 рождения. Однако по данным переписей средняя рождаемость была на уровне 8,3. Согласно NBER, занижение уровня рождаемости на 1 ребенка на 1000 жителей повышало шансы мэра получить продвижение по службе на 10%.
Если же смотреть на данные переписей населения, а не на отчеты мэров, опережение госплана переставало приносить руководителям продвижение: мэры, которых повышали, статистически справлялись с планом по ограничению прироста населения не лучше и не хуже всех остальных.
В итоге, согласно заключению экономистов, продвижение по службе действительно было частью меритократической системы – повышали тех, чьи результаты были лучше. Однако происхождение этих результатов оставляет много вопросов и вряд ли может служить подтверждением идеи о том, что «власть достойных» привела Китай к его сегодняшнему положению.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)