Жизнь нефрологических больных измеряется доступом к лекарствам
Россия, как и другие 153 страны, отметила 10 марта Всемирный день борьбы с почечными заболеваниями. Всюду прошли мероприятия, связанные с этой острой проблемой. Масштабы распространения хронической болезни почек (ХБП) растут во всем мире: каждый десятый человек страдает почечными заболеваниями.
В России таких больных – 14 млн. Большинство из них – молодые люди в возрасте от 30 до 40 лет. Ежегодно хроническая болезнь почек в РФ становится причиной инвалидности 41,5 тыс. человек, 85% из которых находятся в трудоспособном возрасте. Болезнь почек на первых стадиях протекает практически бессимптомно, и у половины пациентов, впервые обратившихся к нефрологу, диагностируют уже тяжелые формы ХБП, которые требуют поддержания жизни с помощью дорогостоящих и не всегда доступных методов заместительной почечной терапии – диализа или трансплантации.
При нарушенной работе почек риск инфаркта и инсульта повышается в 25–30 раз. У больных, находящихся на диализе, риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний возрастает в 500 раз (!) на фоне тяжелых осложнений из-за нарушения фосфорно-кальциевого обмена и развития вторичного гиперпаратиреоза.
За последние годы в России удалось достигнуть серьезных успехов в этой отрасли здравоохранения. Усовершенствована законодательная база. Ряд жизненно важных препаратов, необходимых, в частности, для поддерживающей заместительной терапии, включены в льготный перечень. Если в 2010 году катастрофически не хватало диализных мест, то сейчас в подавляющем большинстве регионов их достаточно – во многом благодаря удачному государственно-частному партнерству.
Успехи эти не случайны. Достигнуты они благодаря энергичным действиям с двух сторон: деятельности главного нефролога Минздрава профессора Евгения Шилова и активной работе межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов «Нефро-лига». Взяв за принцип «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», организация эта добилась очень многого.
Председатель «Нефро-лиги» Людмила Кондрашова в курсе всего, что происходит с почечными больными от Москвы до самых до окраин. Она рассказала о трудностях, с которыми приходится сталкиваться. Если дефицит мест для проведения диализа ликвидирован, то остается огромная проблема, как добраться до диализных центров. В Москве с этим все в порядке, но в большинстве регионов отсутствует транспортировка больных на диализ. В результате происходят трагедии.
Так, в Мурманской области погиб больной, который жил за 200 км и не мог добираться своим ходом на диализ три раза в неделю. Диализ теперь оплачивает Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), и вышло письмо ФОМС, что они оплачивают диализ и все с ним связанное, но не транспортировку.
Серьезные проблемы возникли с получением лекарственных средств, которые необходимы для предотвращения осложнений диализным больным. Одно из самых тяжелых осложнений – вторичный гиперпаратиреоз: при хронической почечной недостаточности уровень кальция в крови понижается, что вызывает повышенную выработку гормона паращитовидных желез. Как следствие – разрушение костной ткани и отложение солей кальция в сосудах.
Вторичный гиперпаратиреоз становится причиной развития инфаркта миокарда, тяжелой гипертонии, нарушений кровоснабжения ног, что приводит к ампутации. Снижается плотность костной ткани, больные уменьшаются в росте на 10–30 см в год, у них деформируется позвоночник. Кости становятся хрупкими, ломаются. Кончается все инвалидной коляской.
Препараты класса кальцимиметиков, которые лечат вторичный гиперпаратиреоз, с 2015 года включены в федеральную льготу. Но наступил кризис, и регионы перестали их закупать. «Мы обращались в Минздрав, – говорит Людмила Кондрашова, – и получили ответ, что субвенции на покупку препаратов перечислены в регионы, спрашивайте с региональных властей. А региональные власти находят любые способы, чтобы их не выписывать».
В Москве все пациенты получают необходимые лекарства. Решается проблема с лечением осложнений у диализных пациентов в Крыму, Свердловской области, ХМАО, Якутии, Томской области, Красноярском крае, Ярославской и Саратовской областях.
Но чем дальше от столицы, тем чаще нарушаются права нефрологических больных на бесплатную лекарственную помощь, сокрушается Людмила Кондрашова. Например, в Астраханской и Самарской областях не получает лечения ни один из тяжелых диализных пациентов со вторичным гиперпаратиреозом. Те же проблемы в Алтайском, Забайкальском, Приморском краях, Кабардино-Балкарии, Башкирии, Ростовской и Смоленской областях. Даже в таком благополучном регионе, как Тюменская область, подавляющее большинство диализных пациентов остаются без жизненно необходимых им лекарств. Отсутствие таких лекарств означает наступление тяжелой инвалидности и неминуемую гибель.
Медицинская наука стремительно развивается. При существующем качестве диализа и своевременной лекарственной терапии продолжительность жизни пациента может составлять 25–30 лет и больше, если, конечно, им будет доступно все это.
Ада ГОРБАЧЕВА. «Независимая газета», 15 марта 2016 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)