В Минфине считают, что регионы стоит
ограничить в регулировании алкогольной политики
Регионам могут запретить вводить ограничения
на продажу отдельных видов горячительных напитков (например, алкоэнергетиков,
запрещенных в 38 регионах РФ) и устанавливать другие дополнительные
ограничения на алкогольном рынке. Такие предложения содержатся в
плане мероприятий по улучшению администрирования доходов бюджетной
системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью,
подготовленном Минфином и направленном в правительство в конце января.
Об этом "Известиям" рассказал один из федеральных чиновников,
знакомый с документом. Ранее о необходимости сократить "алкогольные"
полномочия регионов заявляли представители Федеральной антимонопольной
службы (ФАС).
По словам собеседника "Известий", в плане мероприятий
фигурирует пункт "Пресечение практики регионального протекционизма
(пресечение установления законодательного запрета на введение противоречащих
федеральному законодательству дополнительных требований к ввозимой
на территорию субъекта РФ алкогольной продукции; пресечение скрытого
субсидирования, запретов на продажу отдельных видов алкогольной
продукции в субъектах РФ)". Исполнительным документом по пункту
указан законопроект.
Ранее аналогичный пункт присутствовал в "дорожной карте"
по стабилизации ситуации на алкогольном рынке, итогом его реализации
стал доклад ФАС в правительство.
- Это говорит о том, что предложения ФАС одобрены, - считает источник
"Известий".
Отметим, сейчас, согласно действующему закону "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта…", региональные
власти "вправе устанавливать дополнительные ограничения времени,
условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе
полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции".
О праве запрещать отдельные категории напитков в законе напрямую
не говорится.
- Если судить по практике с алкоэнергетиками, то любой регион может
взять и запретить, например, водку или даже водку определенной марки.
А это уже потери для бюджета (от снижения поступления акцизных сборов.
- "Известия"). Региональные политики пиарятся на этих
запретах, но реальной пользы от них нет, - объясняет гендиректор
Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя
Вадим Дробиз.
Аналогичное предложение содержалось и в докладе ФАС.
- Кроме того, регионы ограничивают время продажи алкоголя, каждый
по-своему прописывает, на расстоянии скольких метров от школ и больниц
может стоять магазин, кто-то вообще говорит о сухом законе. Это
всё приводит к снижению легальных продаж и росту продаж контрафакта.
Соответственно, если не оставить регионам прав по регулированию,
бюджет только выиграет, - считает Дробиз.
Отметим, лишение регионов прав на установление времени и мест продажи
спиртного напрямую не следует из названия пункта в плане Минфина,
однако ФАС уже предлагала эту меру правительству, и она может быть
поддержана и Минфином.
В Минфине оперативно комментарий не предоставили.
По словам председателя правления Союза производителей алкогольной
продукции Дмитрия Доброва, индустрия поддерживает ослабление прав
регионов в регулировании алкогольного рынка.
- Мы разделяем точку зрения о том, что нужны единообразный подход,
единые правила на всю страну, у нас ведь единое экономическое пространство.
А когда в каждом регионе свои представления о прекрасном, в этом
нет ничего хорошего для общефедеральных производителей, - говорит
Добров.
Он добавил, что считает основой перегибов алкогольной политики на
местах тот факт, что часть средств от собранных акцизов остается
в региональном бюджете.
- Если все акцизы будут зачисляться в федеральный бюджет, а потом
распределяться в регионы пропорционально численности населения или
продажам, ситуация будет лучше, - говорит Добров.
Председатель координационного совета Общественной палаты по защите
граждан РФ от наркотиков, алкогольной и табачной зависимости Султан
Хамзаев полагает, что лишение региональных властей прав по регулированию
алкогольного рынка приведет к негативным экономическим последствиям.
- В разных регионах разная специфика, разная культура, и везде сделать
единую правильную политику нельзя. Если снять существующие региональные
ограничения, дыры в бюджете могут залататься этими "пьяными"
деньгами, но через 5-10 лет у населения начнутся проблемы со здоровьем,
мы начнем терять экономически активное население, что приведет к
гораздо большим потерям, - рассуждает Хамзаев.
Отметим, схожей точки зрения придерживаются и губернаторы.
- Есть региональная специфика, национальные и территориальные особенности
того или иного региона. Это вопрос, по которому единые стандарты
неприменимы для такой большой многонациональной страны, как Россия.
По тем же алкоэнергетикам: может быть, регионов с большим доходом
и иными органолептическими особенностями эта проблема не касается,
но у нас она есть, - говорил "Известиям" ранее губернатор
Кировской области Никита Белых.
Неоднозначное отношение жителей разных регионов к спиртному демонстрирует
и составленный в конце прошлого года рейтинг алкоголизации субъектов
РФ. Так, самыми трезвыми регионами считаются Чеченская Республика,
республики Ингушетия и Дагестан, а самыми пьющими - Еврейская автономная
область, Ненецкий автономный округ и Магаданская область.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)