Поход на кустарей: как власти пытаются дотянуться
до "гаражной экономики"
Вопреки государству: что помогает населению
выжить в кризис
Поиск новых источников бюджетных доходов
заставляет власти пересмотреть неформальную систему отношений с
теми, кого не замечает официальная статистика, и пытаться взять
их под контроль.
Армия промысловиков Значительная доля населения страны нашла себе занятие самостоятельно,
без помощи государства. В гаражах. Исследование, проведенное в 12
российских городах, показало, что количество гаражников весьма велико:
в Тольятти мы насчитали более 20 тыс. человек, в Ульяновске - более
80 тыс., в Набережных Челнах - почти 10 тыс. человек. В некоторых
городах гаражные кооперативы превращаются в огромные производственные
и торговые базы, которые живут собственной жизнью, но при этом оказываются
весьма важной составляющей региональной экономики. Например, в Ульяновске
на гаражников приходится более 80% трехмиллиардного оборота мебельной
промышленности. В Самарской области в гаражных условиях производится
до 40% запчастей для магазинной продажи, в Краснодарском крае и
Ханты-Мансийске более 70% гаражей превращено в жилье для сдачи в
аренду. Всем этим занимается огромная армия промысловиков - торговцев,
кустарей и ремесленников, которая для государства невидима только
на первый взгляд.
"Дают выживать, но не дают разбогатеть" На муниципальном уровне чиновники знают о гаражниках все необходимое:
чем занимаются, какой оборот, кто платит налоги, а кто нет, причем
знают как о тех, кто работает в условно легальном поле, так и о
тех, кто предпочитает оставаться в тени.
До недавнего времени отношения между властью и гаражниками регулировались
негласным пактом о ненападении: "Вы не трогаете нас, мы не
трогаем вас". Представления гаражников описываются так: выживать
необходимо самостоятельно, власть никакой вменяемой альтернативы
предложить не может, а следовательно, и не имеет права (пусть и
негласного) активно мешать.
Со стороны власти мотивация несколько иная. Муниципалы хорошо понимают,
что любое давление на гаражников может вызвать социальный взрыв,
чего у нас боятся больше всего. Впрочем, когда гаражная деятельность
развивается настолько, что выходит за рамки выживания, власть получает
неформальное право давления. В зависимости от города пограничная
черта колеблется в пределах от 300 тыс. до 900 тыс. руб. месячного
оборота гаражного предпринимателя - не важно, официально зарегистрированного
или нет. После прохождения этой условной границы начинается активное
давление с помощью разнообразных проверок, рейдов, предписаний,
ограничений, жалоб правоохранителям и т.д. Цель - восстановление
социальной справедливости, которую можно описать фразой одного из
гаражников: "Дают выживать, но не дают разбогатеть".
"Надо делиться!" Через неформального лидера гаражного сообщества (чаще всего
это председатель гаражно-строительного кооператива, ГСК) власть
доносит до "поднявшегося" гаражника простую мысль: "Надо
делиться!" Далее сценарии различаются: кого-то обкладывают
неформальной данью "на нужды района", "на благоустройство",
"на выборы", кого-то заставляют легализовывать деятельность,
а кого-то - "создавать рабочие места" или показывать "рост
производства" для достижения необходимых показателей работы
власти. Все это происходит при поддержке неформального лидера гаражников,
который выступает посредником при достижении необходимых договоренностей
и зачастую гарантом справедливости.
Если "выживающих" власть обычно о чем-то просит, от "поднявшегося"
власть требует прямо, причем просят вполне конкретные люди: деньги
дают тем, кто зарекомендовал себя как человек справедливый и кто
действительно потратит их на обозначенные цели, а не положит себе
в карман. Остальным могут и отказать.
Гаражная справедливость Подобные неформальные механизмы взаимоотношений, сложившиеся
в "гаражных" городах наподобие Ульяновска, Тольятти, Анапы
или Москвы, до недавнего времени работали без сбоев. До тех пор
пока гаражники не стали интересны властям более высокого уровня.
Причина этого интереса - в банальном дефиците ресурсов, который
вовсе не всегда является следствием кризиса. Скорее речь идет об
исчерпании ресурсной базы, связанной с бюджетными взаимоотношениями,
и необходимости включения независимых предпринимателей в пространство
управления власти.
До недавнего времени власти обычно ограничивались работой с очевидным
объектом, который принято называть малым бизнесом. Новые объекты
управления создавались путем нашествия на разного рода ларечников,
рекламщиков и пр. и перераспределения активов в пользу надежных
"бизнесменов", связанных с властью. Гаражников этот процесс
несильно затрагивал. Более того, их армия активно пополнялась как
раз за счет бывших ларечников, рыночных торговцев, арендаторов рекламных
щитов и прочих.
Ситуация изменилась с приходом того, что принято называть кризисом.
Очевидный федеральный сигнал об усилении администрирования и поиске
новых источников бюджетных доходов дошел до уровня региональной
власти. С этого уровня тонкости взаимоотношений местных властей
и промысловиков оказались не видны, а справедливость выглядит уже
сугубо распределительной. Распределение исключает наличие независимых
объектов, которые не попадают в пространство прямого воздействия
власти. На этом фоне и начались попытки включить гаражников в понятное
пространство управления, а в случае если это не получается - искоренить.
Механизмы воздействия Где-то территорию ГСК начинают рассматривать как земельные участки
благодаря интересу застройщиков, активность которых невозможно отделить
от активности региональной власти. Где-то происходит процесс монополизации
рынков, которые связаны с гаражниками, на основе правила "Кто
не с нами, тот против нас". Где-то гаражников пытаются объединить
в ассоциации.
Когда такие действия воспринимаются гаражниками как нарушение негласного
пакта справедливости, возникает активное противодействие. Например,
в Нижнем Новгороде борьбу гаражников против околовластных застройщиков
возглавил местный депутат - председатель ГСК, вся деятельность которого
основывается именно на отстаивании негласной гаражной справедливости.
В Москве, в знаменитом ГСК "Наука", больше известном как
"Шанхай", в ответ на угрозу "разогнать всех"
стали действовали еще проще - выгоняли или не пускали проверяющих.
В Пензе попрятали деятельность, вернув гаражам вид гаражей, за закрытыми
воротами которых продолжили производство.
С учетом соблюдения негласного пакта власть стала действовать лишь
в Ульяновске, пообещав гаражникам в обмен на легализацию в определенный
срок и прозрачность деятельности конкретную помощь и поддержку,
а также "гаражную амнистию" - упрощение процедуры оформления
гаражных строений в собственность. Пока процесс не вызвал активного
отторжения, что для города, где в гаражах занят каждый четвертый
мужчина, немаловажно.
Как будет развиваться ситуация, напрямую зависит от того, на каком
уровне власти будут проявлять интерес к гаражникам. В случае если
он дойдет до федерального уровня и регионам придется реагировать
и пытаться разрушить устоявшуюся систему взаимоотношений, последствия
могут быть непредсказуемыми.
Александр ПАВЛОВ, фонд поддержки
социальных исследований "Хамовники". "РБК",
26 января 2016 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)