Исследователь миграции Ольга Гулина о том, как Европа
решает проблему наплыва беженцев
Современная истерия вокруг сложившейся внутри Европейского
союза миграционной ситуации подпитывается недостатком информации,
налетами слухов, страхов и стереотипов, распространяемых далекими
от миграционных реалий комментаторами.
Призраки "своих" и "чужих" Уровень страха к "чужим" и нетерпимость к гуманитарным
мигрантам варьируется от страны к стране. Свою готовность по-прежнему
принимать беженцев высказывают 79% немцев, 77% итальянцев, 67% испанцев,
57% датчан, 47% голландцев, 46% французов и 44% англичан. Особняком
в этом списке стоит Дания с населением порядка 5,7 млн человек,
предоставившая убежище в 2014 г. лишь 10 191 человеку. 26 января
2016 г. Дания приняла закон об изъятии денежных средств, предметов
обихода и украшений для оплаты убежища на территории страны и запрете
воссоединения лиц - "беженцев от войны" с членами своей
семьи на срок до трех лет.
Министр по вопросам иностранцев, интеграции и жизнедеятельности
Дании Ингер Стойберг выступила с заявлением, что "это один
из самых неправильно понятых в истории Дании законов", ведь
изымаются лишь предметы, "не имеющие персонализированной значимости"
и стоимостью свыше 10 000 крон (первоначально в законопроекте речь
шла о 3000 крон). Разгоревшиеся на общеевропейской арене дебаты
о человечности и адекватности закона быстро сошли на нет - просто
потому, что подобный механизм предусмотрен и в немецком законе о
предоставлении помощи лицам, обращающимся с прошением об убежище.
Подобная практика также давно является законодательной нормой в
Швейцарии. Финансовые средства более 1000 франков у лиц, обращающихся
с просьбой о предоставлении убежища на территории Конфедерации,
подлежат изъятию. Конфискация указанных средств оформляется расчетным
листком, гарантирующим лицу возвращение финансовых средств (персонализированные
и имеющие особую значимость предметы не изымаются) в случае выезда
с территории Конфедерации в последующие семь месяцев.
Наличие или отсутствие требований об изъятии ценных вещей и украшений
у гуманитарных мигрантов стоит рассматривать в совокупности с целями
европейского законодателя: устрашение и снижение числа заявителей
на убежище (случай Дании) или разумное распределение обязанностей
по его предоставлению (Германия, Швейцария). И здесь, конечно, правы
правозащитные организации, выступившие с предложением разработать
закон, возлагающий ответственность, в том числе и финансовую, по
восполнению расходов (аналогично кредитованию образования или жилищных
программ) после интеграции и адаптации беженца в стране. Такой подход
во многом позволил бы избежать двоякости толкования и не плодить
страхов "новых и пришлых", посягающих на чужое.
Призраки терроризма и другие ИГИЛ (запрещенная в России организация) становится серьезной
головной болью для жителей Европейского континента. Еще в марте
2015 г. глава Frontex (агентство ЕС по безопасности внешних границ)
Фабрис Лежери говорил об опасности и сложности идентификации гуманитарных
мигрантов в связи с тем, что в руки боевиков ИГИЛ попало 3800 чистых
бланков паспортов сирийцев. Сегодня мы знаем, что среди организаторов
теракта в Париже были лица с фальшивыми документами сирийских беженцев,
попавших в страну через территорию Греции.
По данным министерства внутренних дел ФРГ и Федерального ведомства
по уголовным делам, от 3 до 7% документов, предъявляемых просителями
убежища в странах ЕС, являются поддельными. Еще в 2013-2014 гг.
среди прибывающих в Германию гуманитарных мигрантов Федеральное
агентство по делам беженцев и миграции выявило 200 заявителей, а
Федеральное агентство по уголовным делам - 435 просителей убежища,
представляющих угрозу национальной безопасности.
Последний отчет Europol подтверждает возросшие террористические
угрозы, которые все в большей мере будут распространяться на территорию
Европы и потребуют большей координации органов ЕС. Признаны пробелы
в общеевропейской политике безопасности, приведшие к событиям 13
ноября в Париже; 25 января 2016 г. создан общеевропейский антитеррористический
центр в Гааге, уполномоченный курировать национальные силы полиции
стран ЕС, предотвращать гипотетические и реальные угрозы, в том
числе подобные событиям, произошедшим в новогоднюю ночь в нескольких
городах Евросоюза. Да, серия сексуальных посягательств на центральных
площадях европейских городов признана "организованными преступными
акциями". Уровень тяжести сексуального моббинга напрямую зависел
от готовности и оперативности реагирования уполномоченных органов,
в том числе полиции. В Хельсинки, где полиция вовремя отреагировала
на сбор толпы иностранцев перед железнодорожным вокзалом задержаниями
и привлечением дополнительных сил безопасности, жесткого сценария
Кельна удалось избежать. Менее массовые "флешмобы" прошли
в Гамбурге, Штутгарте, Кальмаре, Зальцбурге, Цюрихе.
Стоит признать, что волна гуманитарной миграции, хлынувшая в Европу,
не позволила уполномоченным государственным службам в надлежащей
форме просканировать индивидуальную историю каждого заявителя и,
конечно, в Европу под личиной беженцев и лиц в поисках убежища попали
криминальные элементы. Цена подобных просчетов и халатности высока,
потому что измеряется человеческими жизнями, безопасностью и спокойствием
европейцев.
Пути разрешения кризиса В настоящее время ахиллесовой пятой миграционной политики ЕС
является вопрос, кто и насколько ответствен за количество и качество
принимаемых гуманитарных мигрантов. Мнения разделились. Одни ратуют
за разрешение миграционного кризиса и квотирование принимаемых беженцев
на общеевропейском уровне (президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер,
канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Швейцарии Симонетта Соммаруга
и др.). Вторые настаивают на решении вопроса о количестве принимаемых
мигрантов внутри каждой страны ЕС в зависимости от возможностей
по их расселению и интеграции (вице-президент немецкой партии СДПГ
Юлия Клекнер, премьер Словении Миро Серар и др.).
Не дожидаясь единого решения на общеевропейском уровне, парламенты
отдельных стран уже установили планки приема гуманитарных мигрантов,
исходя из требований национальной безопасности и интересов населения.
Так, Федеральное собрание Австрии вне зависимости от распределения
беженцев внутри ЕС утвердило следующую квоту: 37500 человек в 2016
г., 35000 в 2017 г., 30000 в 2018 г. и 25000 в 2019 г. Аналогичные
меры по инициативе Герхарда Пфистера (кантон Цуг) обсуждает и парламент
Швейцарии, готовящийся установить ежегодную планку в 25000 человек.
Маловероятно, что подобная "национальная квота" будет
пролоббирована в немецком бундестаге.
Вне зависимости от национальных или общеевропейских квот внутри
Евросоюза для снижения количества прибывающих гуманитарных мигрантов
будут приняты следующие меры:
а) увеличен список безопасных стран, гражданам которых убежище предоставляться
не будет (в 2015 г. Германия это делала уже дважды, включив в список
Сенегал, Гану, Алжир, Бенин, Гамбию, Мали, Нигерию, все государства
Балкан, Украину, Молдавию и др.);
б) облегчена и/или введена автоматическая депортация для лиц, совершивших
преступления против половой неприкосновенности, собственности, жизни
и здоровья, противодействовавших сотрудникам полиции, вне зависимости
от статуса их прошения об убежище или иных форм защиты (подобный
законопроект уже подготовлен в Германии министерством внутренних
дел);
в) для вновь прибывающих гуманитарных мигрантов будут установлены
квоты и предписания по расселению, нарушение которых и/или самостоятельный
переезд приведут к аннулированию прошения об убежище на территории
государств - членов ЕС.
Мир изменился, он никогда больше не будет прежним. Те, кто не готов
это признать, уже проиграли. Их время ушло, будущее принадлежит
тем, кто понимает, что миграция - это неотделимое и непреодолимое
будущее человечества. Вернее, даже его настоящее. И потому страхи
перед "чужими" надо изживать, а призраков побеждать здравым
умом и твердым расчетом.
Автор - директор Института миграционной политики, Берлин
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)