Миграционный кризис в Европе привел к дискуссиям о судьбе
Шенгенского соглашения и первым ограничениям на границах. Но именно
Шенген обеспечивает высокую конкурентность ЕС на мировой арене
Около тридцати лет тому назад пять государств - Бельгия,
Нидерланды, Люксембург, Франция и Германия - подписали Шенгенское
соглашение, судьба которого сейчас вызывает бурные дискуссии на
Европейском континенте. Несколько стран ЕС, а также Норвегия уже
объявили об усилении пограничного контроля. Главы МВД стран Евросоюза
рекомендовали подготовить законодательную базу для ограничения действия
Шенгенского соглашения на два года. Ключевой сейчас вопрос - какова
цена его отмены?
Четыре свободы - свобода передвижения людей, капиталов, товаров,
работ и услуг - это краеугольный камень Европейского союза, фундамент
Шенгенского соглашения. В настоящий момент участниками Шенгенского
соглашения являются 22 государства Европейского союза, Лихтенштейн,
Швейцария, Норвегия и Ирландия. Четыре страны ЕС - Болгария, Хорватия,
Кипр и Румыния - ждут своего часа для вступления в зону его действия.
Точно оценить финансовую подоплеку действия всех четырех свобод
внутри шенгенской зоны весьма проблематично, однако сопоставление
отдельных слагаемых - свободы передвижения товаров и индивидов -
дает представление об общей картине.
Свобода передвижения товаров Свобода передвижения товаров предопределяет отсутствие таможенных
процедур, двойного налогообложения, свободу перемещения импорта
и экспорта между странами внутри зоны Шенгенского соглашения. Это
одно из самых больших преимуществ внутреннего рынка общей Европы.
Межстрановая торговля (оборот товаров) внутри Евросоюза растет динамично:
с €800 млрд в 1992 году до €2,8 трлн в 2013. Стабильно сохраняется
тенденция, когда государства ЕС имеют более высокие показатели торговли
со странами - членами Евросоюза, чем за его пределами. По расчетам
исследователей из Университета Дюка, увеличение оборота торговли
на 0,1% между двумя государствами внутри Шенгенской зоны увеличивает
их доходы на сумму не менее $50 млн.
Не последнюю роль в этом играет и свобода транспортировки грузов.
"Архитекторы" Шенгенского соглашения еще в момент его
создания ставили себе цель обеспечить свободу передвижения грузов,
преимущественно автотранспортом по дорогам и магистралям Европы.
До сих пор внутри Европейского союза 75,4% грузов перевозятся автомобильным,
17,4% - железнодорожным, 6,7% - водным транспортом и 0,1% - авиасообщением.
Введение погранично-паспортного контроля негативно отразится на
логистике автотранспортных перевозок. Президент Еврокомиссии Жан-Клод
Юнкер в своем выступлении от 15 января 2016 года предостерег государства
- члены ЕС от введения подобных мер, ведь совокупные расходы для
организации контроля одного грузовика могут составить порядка €55
тыс. Представители ассоциации автоперевозчиков Дании (Denmark's
DSV) уже заявили, что каждый дополнительный час ожидания на контролируемых
границах потребует €625 млн ежегодно.
Имеющиеся примеры уже введенного погранично-паспортного контроля
внутри Шенгенской зоны подтверждают данные расчеты. В ноябре 2015
года Швеция и Дания ввели пограничный и, позже, паспортный контроль
на Эресуннском мосту, представляющим собой двухполосную железную
дорогу и четырехполосную автомагистраль через пролив Эресунн. По
расчетам Еврокомиссии, расходы обоих государств на организацию и
обеспечение контроля, персональные затраты уже составили порядка
€300 млн. Введение паспортно-пограничного контроля на участке немецко-датской
границы может стоить дополнительные €90 млн.
Свобода передвижения людей 6,9 млн жителей Европейского союза работают и живут в другой
стране ЕС. Ежедневно порядка 1,1 млн человек свободно перемещаются
между границами государств, подписавших Шенгенское соглашение, для
работы, учебы или просто развлечения. Это обеспечивает мобильность
общеевропейского рынка труда, знаний и технологий. В одном только
Люксембурге 40% трудоспособных жителей (порядка 150 тыс. чел.) ежедневно
пересекают границы Бельгии, Франции или Германии.
Закрепленная в Шенгенском соглашении свобода перемещения лиц имеет
и другие преимущества, в том числе для граждан других стран, гарантируя
высокую конкурентоспособность европейского туристического рынка.
В одной только Франции, по оценке всемирной организации туризма
(WTO), 7% ВВП и 2 млн рабочих мест обеспечены доходами от туризма.
Внутри всех 28 государств Европейского союза цифры гораздо выше:
5% ВВП, 9,7 млн рабочих мест и более 1,8 млн вовлеченных в бизнес
компаний малого и среднего звена.
Шенгенское соглашение, претворяющее в жизнь четыре основополагающие
свободы, является той самой "дойной коровой", которая
и обеспечивает высокую конкурентность ЕС на мировой арене и гарантирует
материальные блага его жителям. Любое изменение режима свободы передвижения
товаров, работ и услуг внутри Шенгенской зоны серьезно затронет
страны-тяжеловесы европейской экономики (Германию, Голландию и Францию),
однако самые большие потери понесут экономики стран центральной
и восточной Европы (Словения, Польша), экспорт которых на внутренние
рынки Евросоюза составляет весомую часть их доходов. Посягательство
на свободу передвижения индивидов станет серьезным ударом для стран
- основательниц Европейского союза (Бенилюкса, Германии и Франции)
как основных бенефициаров свободного передвижения людей и капиталов.
А потому такая "игра" в краткосрочной перспективе не стоит
свеч.
Ольга ГУЛИНА, Эксперт института миграционной
политики (Берлин). "РБК", 29 января 2016 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)